Свет невечерний. Как побороть коррупцию

13 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Один из знаков нашей эпохи – это тотальная, всеобщая, всепоглощающая борьба с коррупцией. С коррупцией у нас борются все – начиная с самых низов нашего общества и кончая самыми мудрыми, влиятельными и именитыми людьми, которым, как показывают факты, иногда даже борьба с коррупцией не мешает быть коррупционерами. Придумано очень много схем, различных законов, комиссий, действий ревизионных групп, общественных объединений, чтобы препятствовать этому страшному вселенскому злу. У этого зла есть, во-первых, какая-то необъяснимая традиционность, потому что мы никак не можем изжить феодальную коррупцию – ту привычку кормлений от должностей, которая мешает развитию нашего общества, развитию науки, искусства, культуры, многих политических институтов и, конечно же, в том числе даже производства. Ничего не помогает! На месте прежних коррупционеров, как грибы, вырастают совершенно новые – люди, которые росли в других условиях, учились в других школах; они не вкусили, как говорят, яда коммунистического воспитания, тем не менее это не мешает им быть взяточниками, ворами и людьми, которые мешают развитию нашего общества.

Что делать, как с этим бороться, как поступать? У меня в жизни был период, когда я по своей лености решил читать утренние и вечерние молитвы по английскому молитвослову. Дело не в том, что я знаю английский язык или мне хотелось читать молитвы на языке Шекспира, просто там правило было короче, там было меньше молитв. Исключительно из этих соображений я какое-то время читал утренние и вечерние молитвы по небольшой английской книжечке «Православные молитвы на английском языке».

И вот знаменитая вечерняя молитва, которую мы все с вами хорошо знаем и любим, звучит таким образом, что в ней есть фраза, принципиально важная для понимания природы человека, как ее мыслят христиане. Христианин молится, просит очищения: «Яко семя тли во мне есть». Это замечательная фраза. В английском молитвослове меня удивило то, что эта фраза переведена таким образом: «Seed of corruption» (семя коррупции во мне есть). Фраза «семя тли» по-славянски означает «зернышко тлена, растления, порчи» – порчи, которая живет во мне с самого рождения.

Что это за порча, что это за «семя тли»? Это то, что в богословской литературе называется первородным грехом. Ведь первородный грех не есть юридическая категория, вина, которую мы как потомки Адама несем на себе перед Богом, а Бог все предъявляет нам счет, который мы никак не можем оплатить, счет долга неоплатного – страшного грехопадения, совершенного нашими прародителями. Православное богословие говорит иначе: нет, это не юридическая категория, дело не в правовых отношениях между человеком и Богом, а в той органической порче, которая произошла внутри человека. Она периодически прорывается даже в жизни самых порядочных людей.

Однажды мне пришлось встретить в монастыре женщину, которая горько рыдала, сидя у нас под яблоней. Я ее спросил: «Что случилось, чем я могу Вам помочь, что я могу для Вас сделать?» И эта интеллигентная женщина сказала, что она на самом деле шла не в монастырь, а шла ложиться на рельсы (рядом с нашим монастырем проходит железная дорога). Она решила лечь на железнодорожные пути, потому что ее, замечательного преподавателя из хорошей семьи, поймали на взятке (какая-то чепуха, какие-то совершенно небольшие купюры за контрольную работу или за тест, теперь я уже не могу сказать). Но у человека обрушился весь мир, потому что ее поймали с поличным, завели уголовное дело, она должна была сесть в тюрьму, и ей милей было бы покончить жизнь самоубийством, чем окунуться в этот омут позора. Ей, интеллигентному, воспитанному, хорошему, замечательному во всех смыслах и приличному человеку – идти в тюрьму! Это была катастрофа.

Как она могла взять эти небольшие, пустяковые деньги? Почему она на это пошла? Потому, друзья мои, что каждый из нас может на это пойти, потому что «seed of corruption» – «семя тли» – есть в каждом из нас. И как только мы ослабеваем хватку, как только человек перестает сопротивляться тому злу, которое в нем живет изначально, органически,  зло как болезнь (которую мы наследуем от своих предков, зло, которому некоторые мудрецы дали название «удобопреклонность ко греху», то есть некоторая склонность) может проявиться совершенно неожиданно, когда ты совершенно и не подозревал за собой алчности, сребролюбия. Мне рассказывал один мой приятель, как он однажды, уже на четвертом десятке лет, неожиданно стал начальником, материально ответственным лицом, стал заведовать большими деньгами, распоряжаться ими (конечно же, не от своего имени, а его поставила организация). И как-то он мне с ужасом признался, что вдруг почувствовал какое-то алчное стремление к деньгам – то, чего у него никогда в жизни не было, он не подозревал, что может в себе вдруг такое обнаружить!

Наши старцы, которые оставили нам свои замечательные и глубокие труды, сочинения, постоянно каялись перед Богом в своих грехах, в своем злом сердце, и для их духовных детей это было загадкой, потому что они знали, насколько святы эти люди, бескорыстны, чисты. Но они каялись, потому что этим людям открывалась вся глубина удобопреклонности к греху каждого человека, прежде всего их самих. Когда они слышали о том, что какой-то человек пал, совершил некий грех, поддался слабости, они оплакивали его грех как свой собственный. Не били себя в грудь, не кричали: «Распни его! Посмотрите, какой негодяй, как он смел!» Они оплакивали его грех как свой собственный, потому что понимали, что слабость, удобопреклонность ко греху есть в каждом из нас. Это «seed of corruption» – «семя тли» – живет в каждом из нас, и сопротивляться ему, обуздывать его, бороться с ним в самом прямом смысле, бороться с болью, превозмогая иногда даже позор падений, нужно до самой смерти.

Вот в чем причина коррупции, вот откуда нужно начинать борьбу с коррупцией – бороться с ней внутри своего сердца, что, конечно, не отменяет действие ни законов, ни разного рода мероприятий по противодействию коррупционным схемам и так далее. Но начинается она в сердце каждого человека, буквально каждый из нас способен на абсолютно любое зло, которое только может вообразить человек. Поэтому мудрые люди отличались прежде всего снисходительностью к падшим – это первое. Второе – они до самой смерти, до самого последнего своего вздоха боролись за то, чтобы быть добрыми, чистыми и достойными Бога.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать