Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, друзья мои!
В ненаписанной еще истории Троице-Сергеевой лавры есть эпизод, который любили пересказывать монахи на протяжении многих десятилетий. История случилась в начале ХХ века, когда одна из прихожанок Троице-Сергеевой лавры неожиданно для самой себя влюбилась в молодого красивого иеромонаха. Она ходила за ним по пятам, докучала просьбами, спрашивала совета, постоянно брала благословения, просилась к нему на исповедь, одним словом, устроила настоящее преследование с определенной целью – вытащить монаха из монастыря, женить на себе и ни в коем случае не отпускать. Она пылала ревностью, следила за ним повсюду, выскакивала из-за угла, когда монах шел в церковь на службу, и наконец ее «охота» увенчалась успехом, потому что молодой инок дрогнул и стал отвечать на знаки внимания женщины. В конце концов они сговорились, стали тайно встречаться и был назначен день, когда монах должен был незаметно оставить свою келью и окончательно перебраться к возлюбленной.
Монах подготовился: сходил к цирюльнику, сбрил бороду и остриг волосы, сбросил свое монашеское одеяние и купил себе сельское платье – и вот таким новоявленным, свежеиспеченным джентльменом пришел к своей любимой. Постучал в дверь, она открыла и увидела на крыльце совершенно незнакомого человека. Оторопев от ужаса, она выпалила ему в сердцах: «Такой ты мне не нужен! Я тебя не таким полюбила!» – и закрыла дверь. Монаху ничего не оставалось делать, как вернуться в монастырь, где он, как говорит лаврское предание, к сожалению, повесился, покончив жизнь самоубийством.
Эту историю рассказывали не только монахи лавры (по крайней мере, я эту историю слышал в нескольких вариантах от старой лаврской братии), но также ее анализировали философы, например наш замечательный русский философ Алексей Федорович Лосев посмотрел на нее с точки зрения диалектики мифа.
Дело в том, что этот рассказ не оригинален. Мы постоянно сталкиваемся с такими историями, конечно, не всегда у этих происшествий такой драматический финал, но обратите внимание на реплику женщины: «Не таким я тебя полюбила!» Девушка преследовала любовь не этого конкретного монаха с его биографией, привычками, взглядами на мир, даже с его красотой, умом, интеллектом, чувством юмора и так далее, то есть со чертами, которые делают человека оригинальным и неповторимым. На самом деле она любила не конкретного человека, а образ. Вот на что обращали внимание вдумчивые люди, слушавшие эту историю.
В жизни каждого человека встречаются такие эпизоды, когда мы влюбляемся не в настоящего человека, объект своей любви, а в выдуманный образ. У Анны Ахматовой есть такие строчки:
Ты выдумал меня. Такой на свете нет,
Такой на свете быть не может.
Ни врач не исцелит, не утолит поэт, –
Тень призрака тебя и день, и ночь тревожит.
Тень призрака – вот о чем говорят философы и психологи, которые наблюдают этот феномен. Об этом феномене «тени призрака» мы должны помнить, потому что очень часто история с призраком случается не только в любви, но и в дружбе, деловом общении, когда мы выдумываем себе человека, боясь признаться себе в том, что нам подсказывает сердце, что мы чувствуем. Мы выдумываем себе дружбу, мы выдумываем себе партнера по делу, по какому-нибудь проекту – и потом очень горько разочаровываемся и раскаиваемся в том, что вовремя не разглядели настоящего человека.
Люди очень любят обижаться на своих друзей или возлюбленных из-за того, что они вдруг оказываются не такими, какие есть на самом деле. То есть любой взрослый человек должен иметь в виду, что в его жизненной истории наверняка встретится «тень призрака», когда он будет увлекаться не самим человеком, а выдуманным идолом, тенью призрака. Что с этим делать? Друзья мои, надо лечить зрение. Как только вы почувствовали склонность к выдумкам, к таким фантазиям, нужно тут же эти фантазии разбивать. Почему? Потому что нет иного способа загубить любовь, а вместе с ней и жизнь другого человека (а история лаврского монаха – красноречивое тому подтверждение), чем верить этим призракам.
Воспитываясь в детстве в определенной обстановке, читая определенные книги, опасные романы («опасные книги», как говорил А.С. Пушкин), наблюдая за нашими взрослыми, увлекаясь картинами мастеров изобразительных искусств, театральными и телевизионными деятелями, мы, конечно же бессознательно, формируем типаж тех образов, что хранятся в нашей душе и, собственно, привлекают наше внимание к определенным людям.
И ведь засилье призраков не всегда приводит к тому, что мы гоняемся за теми людьми, которые максимально им соответствуют. Бывает совсем другое действие: стереотипы, призраки, идолы, которые бессознательно сформировались в процессе нашего взросления, бывают такими неземными, что, не находя рядом с собой человека, соответствующего этим образам, мы вообще остаемся в полном одиночестве, когда у нас нет ни друзей, ни возлюбленных. Не потому что вокруг нас люди недостойные, дикие, негодяи, а просто потому, что мы их не видим. Вот у собак зрение дальтоническое: они не видят цвета, которым наслаждаемся мы с вами, у них есть только черное и белое. И можно загнать себя в такой тупик даже не самих призраков, а их теней, как сказано у Анны Андреевны Ахматовой, что мы останемся в одиночестве.
Что делать? Лечить зрение. Господь призывает нас любить реальных людей. Любить их очень опасно. Дружить тоже надо с реальными людьми из плоти и крови, которые рядом с нами, принимая их со всеми историями, биографиями, и лечить свое зрение, менять угол обзора. Не всегда необходимо менять людей вокруг нас, достаточно просто осмотреться.
Как-то был случай, когда я оказался в Москве, у меня было пять часов до поезда, и я не знал, чем заняться. Просто прошелся по улицам, по которым ходил десятки раз. Что-то привлекло мое внимание – я посмотрел наверх и увидел прекрасные дома. И с тех пор я всегда хожу по улицам Москвы с поднятой головой, потому что я увидел красоту, которую раньше не замечал. Проблема не в том, что не было красоты, а в том, что я ни разу не удосужился сделать это простое движение – поднять взгляд вверх.
Поэтому, друзья мои, лечим зрение. Не стесняемся смотреть с разных точек зрения, менять угол обзора, потому что следование «теням призраков» ни к чему хорошему не приводит и, самое главное, лишает нас одного из величайших наслаждений, ради которых Господь нас сотворил, – радости дружбы и любви.
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!