Вместе с тем подобная практика иногда обретает комические формы, когда житие святого угодника Божьего пробивает весь монастырь на добродушный детский хохот. Однажды за трапезой мы читали достопамятные сказания старцев, и так получилось, что нашему схимнику выпало читать об авве Мотии, который отличался большой любовью к ближним, большим человеколюбием. Все мы восприняли это чтение очень живо. Потому что искусство чтения – это искусство правильных пауз, которым обладает наш схимник.
Так вот, суть этой истории заключена в следующем повествовании:
Рассказывал об авве Мотии ученик его авва Исаак (оба они были епископы). Старец сперва построил монастырь в Гераклее. Удалившись отсюда, пришел он в другое место и там построил еще монастырь. Но по действию диавола нашелся тут один брат, который враждовал на старца и оскорблял его.
Это общее место жизни всех подвижников, и, надо сказать, не только подвижников. В монастыре я живу не один десяток лет и наблюдал жизнь в других монастырях (и мужских, и женских): Господь, видимо, так устраивает, что обязательно в каждой обители есть брат или сестра, которые просто как некий бич, как наказание Божие для всех. Кажется, удали этого человека – и будем жить в раю. Но так получается, что умирает эта сестра, которая всем постоянно портит нервы, – и на ее место приходит другая. Уходит или отходит к Господу этот брат, который всем успел насолить, – и тут же на его место приходит другой. Я думаю, что это искушение, которое просто нужно с достоинством выносить. И старцы тоже прошли путем этого испытания.
Так вот, этот выдающийся старец, которого все уважали и который за свою святую жизнь даже стал епископом, был вынужден терпеть какого-то мелкого пакостника, который всем в монастыре жизни не давал, особенно ему. Почему он должен был терпеть его оскорбления?
Старец встал и ушел в свое село, построил себе там еще монастырь и заключился в нем.
То есть старец стал затворником. Для христианской древности это был довольно распространенный обычай; в буквальном смысле люди закрывали себя в какой-то комнате. Например, преподобный Шио Мгвимский закрыл себя в огромном кувшине, в котором собиралась вода. Многие старцы Печерской лавры были затворниками. Преподобный Серафим Саровский время от времени уходил в затвор, находился все время в келье, и через окошко братья приносили ему необходимое (питался он очень скудно). Это был особый подвиг.
Надо сказать, что кроме затвора, манера уходить из монастыря, где тебя не принимали, – это тоже такой житийный штрих, который мы хорошо знаем, например, из жития преподобного Сергия Радонежского: когда братия взбунтовалась против него, он не стал выяснять отношения. К сожалению, в этом бунте участвовал даже его старший брат. Мы помним, что преподобный Сергий, как кроткий и смиренный подвижник, взял свой посох и в чем был, в том и ушел из монастыря. Ушел куда-то в дремучие леса, где основал уже другой монастырь вместе со своим единственным верным послушником, который пошел с ним.
То есть такое в жизни бывает. И старец Мотий не выдержал этих оскорблений, ушел и обрек себя на затвор. Почему он так поступил, мы точно не знаем, но он оказался в затворе, полностью затворившись от всего мира.
Спустя несколько времени пошли к нему старцы того монастыря, из которого он удалился, взяли с собою и брата, который огорчал его, пошли с тем, чтобы просить его возвратиться в их обитель.
То же самое было и с преподобным Сергием Радонежским. В какой-то момент братья пришли в себя и подумали: «Что это мы такое сделали? Это же преподобный Сергий Радонежский. Мы против кого вообще пошли? Против отца…» И с аввой Мотием произошло то же самое. То есть братья пришли в себя и поняли, что надо мириться, что это глубоко неправильная ситуация, когда из монастыря выжили его основателя, человека, который построил этот монастырь собственными руками.
Когда они пришли к тому месту, где жил авва Сорий, оставили близ оного свои милоти (это плащи, мантии, которые носили монахи) и брата, который огорчал старца. Как скоро они постучались, старец приставил небольшую лестницу, начал всматриваться, узнает их и спрашивает: «Где же ваши милоти?»
Сказано, что он приставил лестницу. Видимо, это была какая-то башня, со всех сторон заложенная досками или кирпичами, и он из нее никогда не выходил. Была некоторая лестница, по которой ему доставляли продукты и что-то необходимое, но сам он не спускался с этого столпа, не выходил из затвора. И первое, что заметил старец, когда увидел братьев, – что они раздеты. Он спросил, где их милоти. Это говорит о его большом человеколюбивом сердце: такая жара, солнце – а они разделись. Он переживал за них, ему было больно на них смотреть, его человеколюбивое сердце отзывалось на боль братьев, которые себя так мучили.
Они отвечали: вон там-то и с таким-то братом. Старец, услышав имя брата, который оскорблял его, обрадовался, взял топор…
И наш схимник в этом месте сделал паузу. Представьте, вы услышали имя человека, который вас оскорблял, – и потянулись за топором. Это сценарий для фильма о мести, о расправе. В жизни каждого из нас есть такие люди, услышав имена которых мы тянемся за револьвером или топором... Или стискиваем зубы, или сжимаем кулаки. Старец взял топор: в нашей трапезной у всех сжалось сердце, когда прозвучала эта фраза. Что же будет дальше? Неужели старец готов на расправу?
…взял топор, разломал двери и побежал туда, где был брат.
Он схватил топор, чтобы разломать двери, а не размозжить голову своему обидчику. Он разломал двери и побежал туда, где был брат. То есть на самом деле он переживал за этих братьев, которые проделали длинный путь, стояли на солнце без верхней одежды, без которой можно просто обгореть. И он, преступая свой обет затворничества, выломал дверь и побежал к брату, как отец из евангельской притчи о блудном сыне.
Первый поклонился ему, обнял его и привел в свою келью.
Тоже как в притче о блудном сыне. Он не дал ему объясниться, не сказал: мол, теперь-то ты понимаешь!.. Никаких объяснений! Он рад тому, что человек пришел и что сейчас у них появилась возможность быть по-настоящему братьями во Христе.
Целых три дня он делал им утешение (то есть кормил их от души) и сам разрешал с ними, чего прежде, по обыкновению своему, не делал.
Это были очень строгие постники. Три дня сидеть за столом и есть – это было что-то совершенно неслыханное. То есть он перечеркнул свой обычный распорядок жизни, перечеркнул свое подвижничество ради утешения братии, ради того, чтобы быть с братьями. Он сердце свое им отдавал.
Наконец, встав, отправился вместе с ними в монастырь. После того он был епископом, ибо имел дар чудотворения. Блаженный Кирилл поставил во епископа и ученика его, авву Исаака.
Соль этой истории состоит в том, что постничество, подвижничество, даже чудотворение – это те дары Божии, которые расцветают только в сердце милующем, не способном ко злу, мести, любому виду злотворения по отношению к ближнему. Только на добром сердце, которое человеколюбиво не по своей природе, а в Духе Святом, вырастают и все прочие добродетели. И мы это должны хорошо помнить. Потому что можно предаваться разным подвигам, но при этом, услышав имя обидчика, схватиться за топор и броситься на этого человека. Нет! Наш путь – евангельский: путь человеколюбия и доброты, без которых христианин не имеет права называться учеником Господа Бога Человеколюбца.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!