Свет невечерний. Щедрость души

2 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Уже, наверное, не одно столетие русские люди спорят о том, в чем их исключительный путь и отличительные черты по сравнению с братством европейских народов или вообще народами Земли. Мы спорим, пытаемся ориентироваться на какие-то конкретные примеры, выстраивать свой особый путь, потому что, стратегия жизни каждого русского православного человека, конечно же, соотносится с тем идеалом, который хранит наша культура.

И для того, чтобы проиллюстрировать одну из черт души православного человека, сына или дочери Русской Православной Церкви, я использую не совсем обычный пример. Простите за то, что я не беру образец или сюжет из житий святых или подвижников благочестия, а хочу рассказать о человеке, который для меня является образцом и примером, а может быть, таковым он является и для кого-то из вас. Звали его Фидель Кастро.

Этот очень интересный человек тепло и с любовью относился к русским людям. В начале 1960-х годов Фидель посетил Советский Союз. Как человек свободолюбивый и непредсказуемый, он не ограничился официальным визитом со следованием всем предписаниям протокола, существующего при приеме гостей такого уровня. В самый последний день визита он вдруг заявил: «Никуда не поеду, не вернусь на Кубу, пока не посмотрю вашу советскую Родину». И вот больше месяца Фиделя Кастро в сопровождении переводчиков, друзей, сотрудников МИДа возили по всему Советскому Союзу туда, куда он хотел поехать, и к тем,  с кем он хотел встретиться. Советские люди не просто любили Фиделя Кастро, его обожали, и, конечно же, были рады с ним встретиться.

Когда Фидель Кастро поехал в Сибирь, была зима, поезд двигался по заснеженному пути. Местные лесорубы, услышав, что едет такой замечательный человек, перегородили дорогу поезду и потребовали «предъявить» Фиделя населению. Фидель вышел, стал что-то говорить. Жуткий холод – а он в одной гимнастерке. «Как быть?» – все заволновались, но речистый кубинский лидер не мог остановиться. И вот он видит в толпе какое-то движение, и ему откуда-то передают самую обычную русскую телогрейку. Он ее надевает и произносит речь. Как человек воспитанный, Фидель понимает: нужно что-то дать взамен. А в кармане у него только три сигары (настоящие кубинские сигары: толстые, ароматные, красивые). Здесь в качестве небольшой ремарки я напомню, что курение вредит вашему здоровью! Но суть рассказа вовсе не в этом, а в том, что этой толпе лесорубов Фидель Кастро смог предложить только эти три сигары. Он передает нашим ребятам сигары, и дальше происходит то, о чем Фидель потом вспоминал всю жизнь со слезами на глазах. Только этот человек мог заметить и заметил то, что как раз и выделяет русского человека. И не подумав присвоить кубинские сувениры, люди, которые стояли впереди, схватили сигары (диковинку для того времени), слушая речь кубинского лидера, раскурили их и стали передавать дальше другим. Казалось бы, совершенно простая ситуация – люди подумали о том, что нужно поделиться. Вот именно это поразило Фиделя Кастро.

Друзья мои, для нас здесь большая подсказка, потому что человек с другого берега, с другим углом зрения замечает, может быть, гораздо больше того, что незаметно нам. Человек русской православной традиции воспитан в ответственности за весь народ: он не может радоваться, если рядом кто-то грустит, он не может не разделить радость или горе близкого человека – мы всё делаем сообща. Мы должны думать о всем народе. Это, конечно же, особенно касается мужчин. Щедрость души не просто расточительность, не просто склонность к подаркам, а мысль, или, может быть, бессознательное чувство того, что ты можешь чем-то наслаждаться или что-то принимать только сообща, только думая о других людях.

Это, может быть, одна из главных черт человека, принадлежащего к русской православной традиции. Может быть, я ошибаюсь, и, может быть, не стоило приводить такой экстравагантный пример, но для меня, как и для Фиделя Кастро, этот случай стал большим откровением. Почему? Потому что когда в начале 1990-х годов начался слом традиционного мироощущения, появилось много людей, которые говорили: «Главное, чтобы я устроился. Главное, чтобы мне было хорошо». Я, конечно, утрирую, но именно в это время кумиром многих стал профессор Преображенский из «Собачьего сердца» М. А. Булгакова – человек, не стыдившийся говорить, что его не волнует, голодают ли дети Германии, главное, чтобы у него все комнаты были на месте: чтобы он обедал в столовой, принимал в гостиной, оперировал в операционной. А что происходит за стеной, где в этом же доме живут люди, которые пережили голод и разруху, которые, может быть, ютятся в одной комнате огромной семьей с шестью детьми, его совершенно не волнует. Разве это русское православное мировоззрение? Нет, это взгляды человека, не постесняюсь этого слова, дегенеративной культуры. Человека вырождающегося, потерявшего чувствительность, ответственность за род, семью, народ, за близких людей.

Щедрость души, отзывчивость мы встречаем не только в классических, канонических текстах, связанных со святыми отцами (кстати, святые отцы не уделяли этому большого внимания). На страницах светской советской литературы, в фильмах наших режиссеров, в пьесах наших драматургов найдется много моментов, когда видно, что именно так воспитывались наши дети – в ответственности.

Вот один из сюжетов старого детского советского фильма. Мальчик приезжает в пионерский лагерь, ребята из отряда угощают его свежим красивым, румяным яблоком и дают ножичек, чтобы новенький разрезал яблоко и угостил всех. Это проверка, наблюдают: наш парень или не наш? И мальчик уже собирается яблоко укусить, до того оно аппетитно выглядит, но спохватывается и понимает: нужно поделиться со всеми. Потому что если радость – то для всех, если горе – то для всех.

А если ты мужчина, то должен всегда думать не только о себе, не только о своей семье, но и о целом народе – к таким масштабам нас призывает Господь, таким масштабам мысли, ответственности учили нас наши предки. Не только святые предки, но, может быть, даже предки, далекие от Церкви, не совсем понимавшие, откуда в них эта щедрость души. Может быть, не знавшие, что на евангельской истине заквашено это воспитание щедрости души большого русского сердца.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать