Актуальный комментарий. О фильме «Матильда» (продолжение)

8 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва). 

Сегодня мы продолжим беседовать с протоиереем Александром Абрамовым о кинокартине «Матильда».

Отец Александр, в прошлой программе мы обсудили, что не стоит создавать лишний пиар этому фильму, тем самым мы просто отодвинем интерес к нему и, можно сказать, убережем паству: молодые овцы не пойдут на этот фильм.

В чем вообще опасность этого фильма? Что Вы можете сказать по этому поводу как историк? Соответствует ли фильм действительности? Был ли такой момент в действительности?

– Во-первых, как я уже сказал, не надо давать повода ищущим повода. Мы должны следовать этой рекомендации, которая верна и житейски, и находит подтверждение в Священном Писании и Священном Предании. Я не хочу говорить о соответствии или несоответствии исторической действительности фильма, который еще не вышел на экраны. По трейлеру мы ничего сказать не можем.

– Владыка Иларион сказал, что соответствия нет.

– Владыка Иларион смотрел фильм, поэтому он имеет больше оснований давать те или иные комментарии.

Что касается существа высказываемого несогласия и обиды, то вот о чем я подумал: мы хотим, чтобы святой человек был нам представлен как человек «дистиллированный», совершенный во всем, с самого начала: от рождения до кончины не знавший никакого изъяна. Так не бывает. Православная догматика нам с уверенностью говорит, что есть только один безгрешный человек – это Спаситель. Святые не были людьми не грешащими. У каждого имеется тот или иной свой грех, который преодолевался в ходе земной жизни; и происходило приближение к Богу. Никаким исключением государь-император Николай II в этой ситуации не является.

Представим себе картину, при которой, например, князь Владимир, который принес христианство на наши земли, изображался бы в каком-нибудь апологетическом фильме как человек, который не был многоженцем, не был в некотором смысле разбойником: хищником, убийцей. А что же он тогда преодолевал? Как он стал святым? От самого начала? Не принимал по средам и пятницам молоко во утробе? Да был он воином.

– Но человеку такие фильмы все равно нужны? Прививка, наверное?

– Я этого не говорил. Я сказал, что мы должны смотреть на исторических персонажей в их полноте и не делать из них агитационную картинку. Кроме всего прочего, есть, например, любимая песня всех семинаристов и очень многих православных людей «Жило двенадцать разбойников», в которой рассказывается, как некий разбойник Кудеяр стал в конце концов иноком Питиримом. Если бы он не был Кудеяром, то ничего знаменитого и замечательного в том, что он стал иноком, нет. Произошло преодоление, произошла победа над собой – грех оказался уничтожен. Так история этого духовного становления очень важна.

Наши святые люди – это не прилизанные матрешки, которых с какой стороны ни возьми, с какой ни погладь, они абсолютно глянцевые. Святые не глянцевые люди, они вели борьбу с грехом, об этом не надо забывать.

– Если так относиться к картине «Матильда», давайте тогда возьмемся за пушкинского «Моцарта и Сальери», который не соответствует истине, или за его же «Бориса Годунова»? Все-таки должен ли быть творческий вымысел?

– Человек имеет право  (и для этого и снимает кино),  чтобы нечто сказать. И у него есть какое-то творческое представление, которое может не соотноситься с нашим. Нам может быть обидно и может не нравиться, как этот человек видит того, кто дорог для нас. Наше поле полемики с режиссером – это не содействовать его аресту и задержанию. Если он нарушил закон, тогда пусть отвечает перед законом.

Как мне представляется, если у нас иное художественное видение, которое проистекает из какого-то нашего духовного видения, так снимите прекрасный фильм, о котором бы заговорила вся страна. Покажите государя так, как вы его видите. Чтобы вся страна об этом говорила, а люди атеистические говорили бы, например: «Ох, оскорблены наши чувства! Нам его показывают как святого, а он никакой не святой».

Вот тогда мы будем не бороться полицейскими методами, а побеждать интеллектуально и действительно силой духа, а не через свисток городового.

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать