***
1. Сборник «Чудо чудесем» вышел в свет в издательстве Киево-Печерская Успенская Лавра и посвящен Божественной литургии и Евхаристии. В предисловии книги издатели пишут: «Что есть чудо, и почему мир так ищет и ждет чудес? Чудо – это посещение неземного, не привычного мира, способное преобразить и расцветить серые будни и даровать надежду преображения, лицезрение счастья. Но в жажде чудес кроется опасность подвоха, и так часты случаи увлечения ложью. Мечта, удаляясь от истины, побуждает человека искать прекрасное на стороне, а не видеть сокровище под рукой. Сам Господь есть Истина и чудо для падшего и бренного мира.
2. Воплотившись, Он очудотворил всю землю милостию и Спасением, а нам оставил общение Святого Духа Утешителя, Свою Церковь с ее Великими Таинствами. В Таинствах и является эта великая чудотворная небесная сила благодати. Главное чудо, чудо из чудес, совершающееся ежедневно на земле, — Чудо святой Евхаристии, — Божественная литургия, за которой хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Причащаясь Их, бренный и грешный человек обретает чудо истинного общения с Богом, которое и есть всеми искомое счастье. Нужно лишь с верою и сокрушением приступить и воспользоваться великим, небесным, чудесным даром. В свое время чудесами пришедшего Спасителя порождалась вера, ныне же вера необходима для приобщения к Чуду.
3. О вершине богослужения и Таинстве Таинств говорится в этой книге. Открывают её «Мысли о литургии верных» выдающегося духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова). Это духовный опыт и размышления многолетнего совершителя Литургии, который отмечал в своих беседах, что «вот уже 19 веков на земле приносится бескровная жертва», … и «не было ни одного дня, в который не совершалась бы Божественная литургия. И не прекратится она, пока существует мир». Разъясняя порядок совершения служб суточного круга - вечерни, утрени и Божественной Литургии - архипастырь делится своими чувствами, переживаемыми за богослужением. Он исследует восприятие его человеком, описывает «жизнь души»: покаяние вечерни, подвиг и слава утрени и любовь-общение с Богом на литургии, которая, по выражению Владыки, «есть вершина и средоточие всего христианства, полнота и завершение всех прочих богослужений», «суточная Пасха».
4. «Прежде всего, - пишет преосвященный автор, - я остановлюсь на том самом основном моменте, который составляет центр ее, и вообще, центр всего православного богослужения. Я разумею так называемый Евхаристический канон. Я вскрою основной лишь смысл Евхаристии, как он открылся мне, и притом недавно - по милости Божией». При этом владыка отметил, что многие мысли, изложенные в его труде, есть плод его «размышлений и чувств и потому, естественно, носят характер и неполноты, и субъективности». Но многолетний богослужебный опыт митрополита Вениамина, его благоговейное отношение к Тайнам вечери Господней, несомненный литературный талант и освященный архиерейским саном дар учительства — то, что, по словам издателей, придает «Мыслям о литургии верных» особенную ценность.
5. Еще одна жемчужина православной богословской мысли, скрытая под обложкой этой книги, - это «Изъяснение Божественной литургии» святого праведного Николая Кавасилы. Он был одной из крупнейших фигур христианского мира в 14 веке - замечательный представитель византийской традиции исихазма, выдающийся православный богослов и литургист. Самое значимое сочинение святого Николая посвящено церковным Таинствам, потому как, по его мнению, «именно Таинства составляют жизнь во Христе». Через них, «как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце правды и умерщвляет жизнь, сообразную с миром, и восстановляет жизнь премирную…», - так пишет он в своем богословском труде.
6. В «Изъяснении Божественной литургии» комментарии к различным частям священнодействия Святых Таин соединяются с раскрытием догматического учения о Евхаристии. Евхаристия, по учению богослова, - это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии, говорит автор, - никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка. В контексте толкования Литургии Кавасила пользуется образом сердца, применяя его к Христу как своего рода «сердцу Церкви». Говоря о святости Церкви, автор отмечает: причащаясь Святым Дарам, Церковь становится святою; но, с другой стороны, лишь достойные, то есть святые, могут причащаться таинств. Тем самым Кавасила хочет сказать, что святость не достигается, что она есть благодать и дар Божий. Лишь смертный грех автоматически исключает человека из Тела Христова.
7. Следующий раздел сборника содержит фрагменты из бесед святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Первое послание к Коринфянам, касающиеся приобщения Святых Таин. По словам святителя Иоанна, - Божественная литургия есть великий, чудный дар. Ангелы Божии, если только можно так выразить на нашем человеческом языке, завидуют людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь Бога Нашего. Поэтому святитель отмечает некоторые условия достойного причащения и опасностей приобщения недостойного. Далее в сборнике представлен очерк из истории литургии, который основан на руководстве по литургике, составленном архимандритом (впоследствии — епископом) Гавриилом (Голосовым), напоминает о некоторых обстоятельствах установления таинства Евхаристии, а также рассказывает о совершении литургии в первые века христианства и формировании нынешнего чинопоследования богослужения.
***
Кроме всего вышесказанного, книга «Чудо чудесем» содержит документ «Об участии верных в Евхаристии», который утвержден Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. В нем затронуты такие аспекты, как: практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви, требования подготовки ко святому причащению, связь причащения и покаяния, подготовка детей ко святому причащению и др. В качестве приложения для читателей, еще недостаточно хорошо знакомых с церковной терминологией, в книгу включен словарь некоторых церковно-богослужебных терминов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!