Свет невечерний. 14 июля. "Осторожно! Старцы!". Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

14 июля 2020 г.

Многие ревнители русского языка замечают, как много слов в нашу речь приходит из других языков, и очень переживают по этому поводу. Обратный процесс намного слабее, и русская речь не может похвастаться сильным влиянием, например, на английский язык. Но тем не менее есть слова, которые переходят в другие языки без перевода. Одним из таких слов является слово «старец». На многие европейские языки этот термин переходит без перевода, без обработки, поскольку это явление имеет  особую русскую историю. Потому что старцы в русской духовной жизни сыграли огромную роль. Особенно мы здесь вспоминаем старца Серафима Саровского, Оптинских старцев, очень сильно повлиявших на нашу культуру.

Несмотря на то, что старчество – великий дар Божий, дар пророчества, дар особого духовного служения Церкви, церковная история знает старчество и со знаком «минус». Мы должны учитывать этот церковный опыт. Он есть. Он напоминает нам о том, что старчество может иметь и вид вполне благочестивый, но нести в себе некоторые опасности. Под видом старчества нам могут выдавать нечто весьма сомнительное с духовной, евангельской точки зрения.

В этой связи мне хотелось бы вспомнить биографию одного «выдающегося» деятеля церковной истории начала XX века, известного под именем иеромонаха Илиодора Труфанова. Православные люди больше склонны изучать жития святых, но ошибки церковной жизни тоже весьма полезно помнить. Так вот, «старец» Илиодор Труфанов – я не ошибся, назвав его старцем, потому что он долгое время имел такую репутацию – прожил бурную и интересную жизнь.

Его деятельность на церковной ниве началась, когда он был сравнительно молодым человеком. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, то есть получил очень хорошее образование. Еще находясь в Питере, не принимая сана, будучи еще студентом, он имел большую симпатию к деятельности отца Иоанна Кронштадтского и даже ходил к нему за благословением самому начать христианскую проповедь. Он на самом деле, будучи студентом академии, посещал ночлежки, помогал бедным, больным, отдавал свое имущество неимущим.

Когда он стал иеромонахом и был отправлен редактором «Почаевского листка» в Почаевскую лавру, где было очень известное издательство,  там тоже развернул очень бурную деятельность, несмотря на то, что был очень молодым человеком чуть старше 20 лет. Тут же начались скандалы, потому что в этом «Почаевском листке» он начал публиковать антисемитские статьи с призывом физической расправы над евреями, которых он почему-то считал врагами христианства.

За это он был разжалован и переведен в город Царицын настоятелем Свято-Духовской церкви. Это была маленькая, скромная церквушка в городе Царицын, который сейчас известен под именем Волгоград. Этот город прошел такую интересную трансформацию в своей истории: из Царицына стал Сталинградом, а потом Волгоградом. Вот в этом замечательном городе, который впоследствии стал городом воинской славы, молодой иеромонах Илиодор начал создавать монастырь, и он действительно создал Свято-Духов монастырь.

Я просто хочу подчеркнуть некоторые моменты его деятельности. За несколько лет он умудрился выстроить огромный монастырский комплекс. Он где-то нашел гигантские средства на его строительство. У него был настоящий талант по добыванию денег. Он построил огромный собор и даже собирался строить на территории этого монастыря в Царицыне собор, размеры которого должны были превосходить размеры Храма Христа Спасителя.

Зачем надо было строить такой огромный собор? А дело в том, что послушать проповеди молодого «старца» Илиодора, тогда еще иеромонаха, стекались тысячи людей. На крестные ходы, которые он организовывал в Царицыне, иногда приходило по 10 000 человек. Мы даже не можем представить себе такую цифру. Вот с этими крестными ходами он ходил не только по Царицыну, но и совершал, если можно так выразиться, гастроли в соседние города, сплавлялся по Волге. Такие крестные ходы во главе с Илиодором Труфановым всегда волновали местные власти, потому что они сопровождались хулиганством и погромами.

Дело в том, что «старец» Илиодор, который в то время, безусловно, был лидером мнений, публицистом и великим проповедником, действительно умел взволновать народ. Он не просто имел талант добывать деньги, но еще и имел дар убеждения. В отчетах жандармов есть воспоминание о том, что даже самые закоренелые циники рыдали, слушая его проповеди. Чтобы заставить военного расплакаться, действительно нужно иметь огромный талант.

Но простых людей он привлекал еще и тем, что в своих проповедях он употреблял ненормативную лексику. Почему-то народу очень нравилась именно грубость Илиодора. Удивительное дело, но чем грубее ведет себя священник, тем больше восхищения он вызывает у народа. Как такое может быть? Это тоже было удивительной чертой этого человека. Он привлекал к себе тысячи людей своей грубостью, насилием. Однажды против него даже было возбуждено уголовное дело за то, что он избил полицейского. Мы себе даже представить не можем, как священник, тем более монах, избивает служителя закона. Но ему все сошло с рук, потому что у него были связи среди самых высоких сановников.

Он даже был лично знаком с императором через своего друга Григория Распутина, с которым он впоследствии, правда, поругался, что, в общем-то, и повлекло закат карьеры этого «великого старца». Он имел еще одну важную черту, которую мы здесь должны упомянуть: очень сильно в своих проповедях эксплуатировал идею конца света и сопротивления злу. Его сторонники в Свято-Духовском монастыре вырыли целую сеть пещер с местами для захоронения на 5 000 человек. Они готовились к апокалипсису, и это очень нравилось людям.

Этот человек умело эксплуатировал стороны жизни простого, невежественного крестьянина... Он умел организовать блестящее шествие, он эксплуатировал идею расового превосходства, например, русских над всеми прочими, идею пришествия антихриста, любовь русского человека к крепкому слову и многие другие вещи, которые за короткий срок из этого молодого человека сделали «старца» с именем, что гремело по всей России.

Но и закат этого человека был столь же стремительным, как и начало. Разжалованный, снятый со всех постов, сосланный в монастырь, он долго томился в ожидании, что придет народ и ему снова вернут прежние почести. Но этого не произошло, и он публично снял с себя сан. В 1912 году он перестал быть иеромонахом, бежал за границу, но после Октябрьской революции вернулся и, что самое удивительное, стал работать в ЧК. По личной просьбе Феликса Эдмундовича Дзержинского Илиодор (тогда Сергей) Труфанов стал специалистом ЧК по особым поручениям. Правда, в этом замечательном органе ему тоже не пришлось долго поработать, и он эмигрировал в США. Там он женился, создал крепкую семью и совершал другие авантюры. Но в конце концов он скончался просто вахтером чикагского отеля. Вот такой финал у этого «старца».

Почему я вспоминаю этого человека, имя которого, казалось бы, нужно предать забвению? Потому, что идея старчества, образ старца-подвижника, пророка – это удобная маска для людей, которые не обладают этим даром, которых Господь не призвал к старческому служению, но они умеют конвертировать этот образ в народные ожидания, тем самым подвергая огромное количество людей всякого рода манипуляциям. Мы должны помнить о том, что существует подмена под старчество, существует не просто младостарчество, но лжестарчество.

Лжестарчество – очень опасное явление, которое губит не только душу авантюриста, выдающего себя за старца, но и огромное количество людей. Потому что в числе сторонников этого иеромонаха были люди, которых он толкал на террористические акты. В частности, одна из его духовных дочерей пыталась убить Григория Распутина с одобрения своего духовника. Это очень опасное дело. Поэтому нужно быть максимально бдительными, когда вы имеете дело со «старцами» или лидерами церковных мнений. Нужно всегда сверять свою духовную жизнь и круг своего общения, круг своих интересов с Евангелием, так как Евангелие – наше единственное мерило и критерий истинности духовной жизни.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 12 августа: 13:15
  • Четверг, 13 августа: 09:30
  • Вторник, 18 августа: 02:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​