«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. 28 февраля 2024

28 февраля 2024 г.

Мы продолжаем наш мини-цикл, который посвящен страсти тщеславия. Его название «Тщеславие – сладкий яд» как раз и характеризует особенности этой страсти, которая базируется на удовольствии от похвалы, внимания, славы. Она является ядом и может не просто, как сказано в одном классическом произведении, доставить легкое недомогание, а отравить и убить человека.

Сегодня уже 108-я встреча, но начинать нужно с изучения основ веры. Когда мы приходим в школу, то начинаем с «Азбуки». Так и изучение тонкостей проявления страстей нужно начинать с первых передач, в которых мы говорим об основах веры, о том, что такое покаяние, как относиться к страстям, откуда они взялись. Это очень важные темы. Для многих людей это возможность посмотреть на себя со стороны. Мы продолжаем разбираться с проявлениями страсти тщеславия.

Перекладывание вины на других. Вроде это понятно. В коллективе или в семье нас попросили что-то сделать, а мы не сделали; и вместо того, чтобы честно признаться, начинаем придумывать, кто в этом виноват. И если уж лунный свет, падающий на фонарь, не виноват, то тогда кто-то из близких нас отвлек, сбил, попросил сделать что-то другое. Все вокруг виноваты, только не мы.

Это бывает и в более глобальном смысле, когда, например, уже взрослый человек приходит к вере, начинает разбираться со страстями, учиться покаянию, узнает, что сделал какие-то грехи, и говорит, что в этом виноваты родители. Они не создали нужных условий и виноваты в том, что он такой. Это очень удивительно, когда взрослый человек начинает так рассуждать. У него уже самого дети, он уже сам сделал точно такие же ошибки, но все равно говорит, что виноваты родители.

Одна из распространенных историй, когда женщина не может наладить отношения со своими детьми и говорит, что родители не научили ее любить, не научили показывать любовь. Начинаешь разбираться, кто они, и оказывается, что это послевоенные люди, дети войны, сироты, которые воспитывались в детских домах. Они создали семью, работали на трех работах, выживали в самые сложные времена и, слава Богу, вырастили детей. Надо быть им благодарными. Но детям хочется, чтоб родители были более любвеобильными. Вы сейчас сами будьте такими и дайте это своим детям и близким. Но нет: «Они виноваты, что я такой грешник. Из-за них я пошел и сделал то, о чем мне до сих пор стыдно вспоминать». Наивно думать, что, если бы родители были другими, у тебя бы не было страстей. Если бы не эта страсть, значит, другая. Какая разница?

Мы все уже рождаемся в страстях. Для этого и нужно обращаться к первым передачам, чтобы понять, что мы все такие. Не надо перекладывать вину на других. Это тяжкий грех. Мы и себя пытаемся выгородить, и других топим.

Одно из серьезных проявлений тщеславия: нежелание мириться первым. Можно сказать: «Зачем мириться первым, если я не виноват? Кто-то из близких меня обидел, и мы поссорились. Он же зачинщик». Формально да, но с духовной точки зрения сильнее тот, кто идет мириться первым. Он получает духовную награду. Мы не должны об этом забывать. Господь говорит о наградах: велика ваша награда на небесах. И это будет не похвала, не медаль на грудь «самый лучший христианин в мире», а духовная награда из тех, которые Господь раздает в преизобильном количестве. Мы просто не понимаем их, не знаем, не чувствуем, не хотим понимать.

Тому, кто первый идет мириться, преодолев внутреннюю смуту, нежелание, обиду, огорчение, может быть, даже ненависть, Бог дает возможность исправиться и тем самым закрыть этот грех – раздор между людьми, еще какие-то другие грехи. Кто когда-то делал это, сразу чувствовал легкость на душе и сердце. Христос вставал между вами. Враг рода человеческого хочет поссорить нас, чтобы каждый сидел в своем углу и дулся на другого; чтобы каждый думал, что не виноват. Мириться первым – это очень важный духовный подвиг. Это серьезное преодоление себя и способ борьбы с тщеславием. Поэтому не теряйте возможности закрыть грехи свои, очистить себя этим примирением. 

В Евангелии есть такая заповедь: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Человек должен понимать, что произошла ссора и обида, что должен сам успокаиваться, примиряться со Христом и идти мириться со своим товарищем, близким или родственником. А если у нас к этому нежелание, то это очень серьезный симптом тщеславия. 

Следующее проявление: нежелание здороваться первым. Конечно, с тем, кого мы любим, с кем хорошие отношения, нет никаких проблем поздороваться первым. Мы обнимаемся, общаемся – все хорошо. Но очень трудно поздороваться первым с тем, с кем натянутые отношения, с кем произошла ссора, кто нас укорил или обидел. Но надо. И здороваться не так, что при этом ты готов дать ему кулаком в глаз. А поработав над собой, покаявшись, здороваться с открытым сердцем, с открытыми глазами, со светлым лицом, как это и должно быть между нами.

Какие слова мы говорим, когда ссоримся? «Прости меня». Между христианами: «Прости меня Христа ради». А человек отвечает: «Я прощаю, и Бог простит». Это наши внутренние отношения и очень важные, святые слова. Но светскому человеку не скажешь так. Допустим, он атеист или неоязычник. Зачем ему предлагать эти святые слова? Но если мы искренне, честно поздороваемся с ним и тем самым покажем, что хотим мириться, что у нас нет обид, а человек идет на встречу, мы начинаем по спокойному разговаривать – это уже и есть факт примирения. Не такой, как у христиан, а именно между людьми светскими. Это мое наблюдение. Вы можете ему следовать или нет, но здороваться и примиряться надо в обязательном порядке.

Следующее проявление: нежелание выполнять работу, унижающую нас. Когда у нас есть определенные трудовые обязанности и вдруг нас просят сделать что-то. Например, я глава семьи, пришел домой, а меня просят вынести мусор. Таких примеров очень много. И у меня все закипает. «Вы сами не могли это сделать?» Ведь я такой важный, пришел домой, а меня просят вынести мусор. И пусть я это не говорю вслух, но эти мысли у меня в голове.

Или в трудовом коллективе дали задание доделать работу за каким-то неумехой. Ты не обязан, но тебя просят побыть курьером или еще что-то сделать. Это не входит в твои обязанности и считается технической работой. И человеку кажется, что это его унижает. Нежелание, несогласие выполнять эту работу, такое послушание напрямую связано со страстью тщеславия и является ее очень серьезным проявлением.

В житиях древних монахов можно посмотреть, как человеку давали послушание убирать за другими людьми или животными, и он обижался, пытался это как-то оспаривать. Это все связано с тщеславием. И у нас часто бывает такое. Например, ты уже с работы домой собираешься, и тут приходит какая-то работа, необходимо остаться: «А почему я? Почему не они?» Всё это проявления тщеславия.

Идем дальше: боимся осуждения окружающих. Это серьезный бич. Давайте понаблюдаем за собой. А что скажут люди? А что скажут соседи? Нас это волнует, но не тогда, когда мы устраиваем дискотеку до утра. Просто человек, больной тщеславием, считает, что все только про него думают и говорят. Особенно в церковном плане. Человек говорит: «Я стесняюсь пойти в церковь, вдруг там все будут говорить про меня, что я не такой, что делаю ошибки». Но ты же пришел в церковь, какая разница кто как там себя ведет? Ты сам веди себя нормально: не болтай, не ходи, стой на месте, молись о себе и своих близких, о мире во всем мире. Но человеку кажется, что все на него смотрят, все его осуждают, что он не поклонился или что-то не так сделал, на исповедь пошел ли, причастился ли... На самом деле всем все равно. Поверьте. Если в общении все построено правильно, то это личное дело каждого. Но человеку кажется, что люди будут осуждать, как он одет, как ходит, как стоит. Человек сам ставит себя на постамент, на котором он будто раздет, и ощущает, что все на него смотрят и осуждают. Но осуждение людей и осуждение Бога – это очень разные вещи, и нам надо жить так, чтобы нас не осудил Бог, а не люди. Ведь они часто бывают несправедливы, ошибочно ставят оценки и рассуждают с точки зрения греха, а не Божьих заповедей, справедливости и любви.

В Евангелии есть замечательные слова; горе вам, если все о вас будут говорить хорошо. Люди разные: есть праведники, есть грешники. Если ты подстраиваешься под всех, это означает, что ты потерял основной принцип. Даже если ты следуешь за Христом и пытаешься выполнять заповеди, все равно будут люди, которым это не нравится, которые не любят Христа, ненавидят Церковь, христиане их раздражают. В мире есть зло, мы не можем жить в идеальном мире и не обязаны под всех подстраиваться, под их представление о жизни остальных людей. Главное вести себя по-человечески, следовать заповедям и быть свободным, потому что Христос приносит свободу. Тщеславие же (особенно такое, когда ты только и ждешь, чтобы тебя не осудили, правильно оценивали с точки зрения этого падшего мира)это ужасный плен.

Из этого следует, что мы грешим, чтобы не отличаться ото всех, не быть белой вороной. У нас есть проявления смертных грехов. Там шла речь о смертных грехах. А тут речь идет именно о тяжких грехах. Если там человек смертно грешит, чтобы не отличаться от других, то тут просто грешит, живет, старается, как все, оправдываться, потому что все же так живут сейчас, такая сейчас жизнь, такое время у нас. В постный день все пошли в ресторан, и он тоже пойдет в ресторан, потому что так все живут, сейчас такое время, нельзя отличаться. Получается, человек боится быть христианином, боится показать, что у него есть какие-то духовные принципы, что он соблюдает постный день, в разговорах не стесняется говорить, что он не знает каких-то современных звезд, что у него не 15-й или 20-й айфон... Эта страсть тщеславия будет заставлять ориентироваться на моду, вещи и заставлять грешить.

Некоторые наши прихожане в разговорах делятся, например, что в женском коллективе, в котором в основном молодые женщины (я не говорю, что все коллективы такие), рассуждают только о блуде. Им интересно, кто с кем поспал, какие у кого были приключения. Понятно, что женщине-христианке очень тяжело находиться в этой обстановке. Есть риск, что если она начнет вливаться в коллектив в полном смысле слова, то должна будет тоже согрешить, чтобы быть своей в этом коллективе. Нам это выполнять совершенно необязательно: выполняй свои трудовые обязанности, а если выгонят, то найдешь другое место, где будет лучше. 

Из-за ложного стыда перед своими родными мы уклоняемся от веры. В Евангелии говорится: враги человеку домашние его. Потому что у нас тесные родовые, кровные связи с нашими близкими, родными людьми.

Человек пошел к вере. Что он встретит в глазах, словах, отношении своих близких? Они скажут, что это какая-то секта, потому что по воскресеньям человек ходит в храм, пробует поститься, читает какие-то книжки... Естественно, этот период надо пережить, но пережить не в войне, а стараться спокойно это делать: никого не учить, ни к кому не лезть. Это надо прожить. Потом они поймут, что он остался таким же, не сумасшедшим, а нормальным человеком.

Ложный стыд будет заставлять человека не следовать вере, уклоняться от нее. Человек не ходит в храм из-за того, что скажут родные, из-за их критики. Всегда можно договориться, попробовать найти компромисс: храмы у нас открыты в разное время. Если есть возможность сходить в храм на неделе, можно сходить на неделе, но не уклоняться от этого, не быть предателем.

Напомню притчу из Евангелия о сеятеле. Сеятель это Господь. Семя, слово Божье, попадает на разную почву. И вот на одной почве оно растет, а когда вырастает, тернии заглушают его. На каменистой почве семечко вырастает, но засыхает из-за жары. Бывают хорошая почва и хорошие плоды. Господь растолковывает эту притчу: семя веры попадает в душу человека, ему дается возможность спасения. Это величайший дар! Но из-за гонений, из-за страсти тщеславия человек откатывается обратно. Человек отходит от веры из-за боязни, как оценят его родные, близкие, друзья, сослуживцы. Человек отходит от правил благочестия, грешит, как все, чтобы снова не отличаться. Какая это страшная страсть тщеславия!

Мы огорчаемся, если не получаем похвалы. Особенно горько, если руководитель на собрании коллектива отмечает лучших работников, хвалит других людей, сослуживцев, а нас не называет. Мы огорчаемся, проявляется тщеславие. Начинается внутренняя борьба: почему нас не похвалили, не оценили, мы столько работали, столько сделали... Человек идет домой, жалуется дома, возмущается, говорит, как все плохо, какие невнимательные все руководители... Это все относится к страсти тщеславия. Это ее серьезное проявление.

В предыдущей беседе мы говорили про ровные отношения. Мы все с вами взрослые люди и должны делать свою работу не ради похвал, а потому, что это наш долг. Мы просто должны это делать. Если руководитель ее как-то оценивает, то это его право, если нет тоже. Ничего страшного в этом нет. Похвала и награда не должны быть самоцелью нашей работы. Самоцелью нашей работы является выполнение долга. Должен быть качественный результат. Если мы работаем и выполняем свой долг это выполнение в том числе заповеди по отношению к близким, служение Отечеству, не так важно, какую работу мы выполняем. Если мы все будем качественно, честно работать, то у нас и страна будет другая. Если нас оценили, то слава Богу! Но мы должны понимать, что самая главная награда должна быть на небесах, а не здесь. Поэтому если мы заметили, что кого-то награждают, и мы огорчились, это значит, что тщеславие занимает в нашем сердце серьезное место, и нам нужно работать, чтобы этого в нас не было. 

Следующее проявление тщеславия. Мы сделали какое-то добро, нас попросили на работе за кем-то что-то доделать или сделать дополнительно, мы это выполнили, и потом нам так хочется этим похвалиться, позвонить товарищу, рассказать дома, что у нас получилось, что мы сделали какое-то добро! Как бороться с этим хвастовством? Нам надо следить за нашим сердцем, нашими чувствами. То, что мы сделали какое-то добро, это не какой-то подвиг, это наш долг, это то, что мы обязаны делать. За это не должно быть никаких похвал, наград, оценок. Если мы чувствуем, что появляется желание рассказать всем, всему миру, поведать в соцсетях о том, какие мы замечательные труженики, то это уже показатель очень серьезного духовного заболевания, связанного со страстью тщеславия.

В Евангелии Господь говорит нам: если поститесь, не поститесь на людях, если молитесь, делайте это тайно, занимаетесь благотворительностью, делайте это тайно, чтобы Отец ваш Небесный, видя тайное, воздал вам явно. Вот цель. Не ищите наград от людей, потому что тот, кого хвалят, уже здесь получает свою награду. Поэтому нам надо это все себе напоминать, регулярно изучать Евангелие, обновлять это в нашем уме.

Когда мы хвалимся, хвастаемся, мы тем самым теряем награду на небесах, обнуляем все, вместо условного плюса у нас получается даже не ноль, а минус, потому что страсть стала сильнее. Поэтому, братья и сестры, надо быть внимательными, наблюдать за собой, смотреть, есть ли у нас эти проявления, отмечать их для себя, внимательно готовиться к исповеди. Помоги нам Господь, дорогие братья и сестры!

Записали Анна Вострокнутова и Ирина Овчинникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать