«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. 21 февраля 2024

21 февраля 2024 г.

Мы продолжаем наш большой цикл бесед. Сегодня 107-я встреча. Цикл включает в себя обсуждение основ веры, то есть огласительные беседы. Я всячески рекомендую тем, кто только присоединился, обратиться к нашим первым передачам, несмотря, может быть, на интерес именно к этой страсти. Эту важную тему нужно изучать постепенно и в обязательном порядке начинать с основ веры.

В большой программе у нас есть подциклы, посвященные знакомству с различными страстями. Мы все их знаем на самом-то деле. Мы ими живем. Но важно, как в зеркале, увидеть себя. Цель нашей передачи не просто разбор этих грехов, а чтобы вы могли увидеть эти проявления, если таковые есть.

Сейчас мы изучаем тяжкие проявления страсти тщеславия. Это уже четвертая встреча в рамках цикла про нее. Страсть эта очень тонкая и имеет свои хитрости и особенности. Она сидит в нас очень глубоко и тонко проявляется в виде желаний человеческой славы, похвалы и удовольствия от того, что ты такой замечательный. Даже если вы не думаете, что замечательные, давайте проверим себя и увидим, что те грехи, которые мы перечисляем, встречаются очень часто у людей, находящихся в состоянии падения.

Продолжаем. Восьмое проявление – это неспособность переносить замечания. Как же так? Ведь тщеславие – это сладкий яд. Всё про удовольствие, про теплоту в груди, про радость, которая возникает, когда тебя отметили, похвалили, заметили, сказали, какой ты замечательный. А тут как бы огорчение. В чем логика? Логика очень простая. Мы очень часто говорим, что страсти многогранны, как кристаллы. У них есть противоположные грани. Вроде бы противоположные проявления, но это грани одного кристалла. С одной стороны, человек хочет похвалы, из кожи вон лезет, чтобы показать себя, а с другой стороны, страсть проявляется в виде огорчения, когда человек не получил этого самого удовольствия.

И это один из симптомов, такая проверка для нас, когда нам кто-то делает замечание. Кто это обычно? Начальник. Если у нас хорошие отношения с ним, то это не очень обидно, хотя тоже появляется «огорчинка». И вот уже страсть себя показала, заворочалась в нашем сердце. Больнее всего получать замечания от нижестоящих, от равных и от домашних, как это часто бывает. Это очень важный симптом.

Что такое вообще огорчение от этих замечаний? Это уже проявление этой страсти. Бывает, человек, когда получает замечания, начинает защищаться, оправдываться, может даже проявлять агрессию. В этом случае задето самолюбие. Это одно из его проявлений. Зацепили самолюбие, и оно начинает защищаться. И получается, виноват в этом тот, кто нас задел. Мы не можем остановиться и начинаем выражать свое негодование, включается гнев. «А ты кто такой?»

Бывает, огорчение проявляется не в виде слов. Мы вроде ничего не говорим, но думаем об этом. Эти чувства возникают сразу: огорчение, может быть, раздражение. Мы ничего не говорим, но думаем, нам это неприятно, можем мысленно спорить и что-то доказывать. И вроде внешне ты молчишь, а внутри целый шторм, поднялась муть, и все гады, которые сидели на дне, всплыли. Потом у нас обида на этого человека, мы не можем на него смотреть, не можем с ним нормально разговаривать. И пошло-поехало. И все это от тщеславия. 

Эти замечания бывают справедливые и несправедливые. Справедливые вроде бы легче воспринять. Ты что-то обещал сделать по работе или по дому, а делал не то. И пришли твои близкие или сослуживцы и говорят, что ты не сделал то-то или сделал криво-косо, а надо сделать так-то и так далее. Это справедливо, и где-то еще можно удержаться.

А когда несправедливо – так это вообще! Как так меня задели? Я же такой замечательный во всех отношениях! Несмь, якоже прочии человецы. А тут публично начали показывать мои недостатки. Причем несправедливо, я не такой и так не делал. Это сделал сосед, а меня за это ругают. Такое бывает. И мы должны понимать, что это одно из тех лекарств, которые дает нам Бог, чтобы мы лечили тщеславие. Лекарство в виде таких обличений.

Если мы сделали грехи и нас обличили по ним, значит, это справедливо. Если мы не делали этого, но нас ругают за что-то и делают замечание и нам от этого неприятно, значит, это за что-то другое. У нас же много грехов. Мы согрешили чем-то другим, и Господь нас тем самым воспитывает.

Мы должны понимать всю эту систему. Любые замечания – это проверка. Они даны для духовной работы над собой. Это не просто, что я такой хороший, в обороне нахожусь и пришли какие-то злые люди разрушать мой духовный мир. Все на самом деле не так. Мы живем с людьми, и как раз взаимодействие с ними и есть часть духовной жизни. Любите врагов ваших. А как ты будешь любить врагов, если сидишь в обороне, закрылся в квартире и никого не видишь и не слышишь? Так ничему не научишься. Взаимодействуя с близкими, мы научаемся и прощать, и любить по-настоящему. И в то же время Господь привлекает их как орудие для того, чтобы воспитывать нас, чтобы мы духовно росли, чтобы не были всегда в детском состоянии.

Часто бывает так, что христианин, который только начинает духовную жизнь, находится в восторге, ему все нравится, его все это привлекает. Но это детский сад, ясли еще. А дальше-то расти надо, и начинаются трудности, а человек буксует и, бывает, даже отпадает от Церкви только потому, что у него свое понимание о развитии духовной жизни. Он думает, что должно быть только утешение, только радость, только любовь, только восторги. А духовная жизнь не такая. Она не про восторги, а про труд. Надо идти тернистым, узким путем. А тернистый путь – это как раз когда тебя несправедливо кто-то зажал и пытается обвинять в том, чего ты не делал. Это очень серьезная работа на самом-то деле. И я не просто так сейчас это описываю. Я сам часто не справляюсь, честно говоря. Но речь не обо мне, а о проявлениях человеческих грехов.

Следующее проявление – когда мы оправдываемся, выгораживаем себя. Это тоже страсть тщеславия. Вот человек совершил какой-то проступок, оступился, поленился, дома что-нибудь не сделал, опоздал на работу и вместо того, чтобы извиниться и реально начать исправляться, быть ответственным человеком, учиться на своих ошибках, начинает оправдываться, выгораживать себя: «Я не виноват, это все потому, что свет луны отразился от фонарного столба, упал на трамвайный путь, трамвай затормозил, поэтому я опоздал». А не потому, что вечером допоздна смотрел сериал, поздно проснулся, не позавтракал, побежал и опоздал. Казалось бы, человек виноват, но все выстраивается так, будто виноват кто-то другой. Если оступился, признайся честно – и никаких проблем. Но тщеславие говорит, что надо показать себя хорошим. И человек, бывает, начинает откровенно врать, лишь бы не показать, что в чем-то оступился. Хотя, по сути, повинную голову и меч не сечет. Потом раз наврал, два наврал, и когда все это вскроется, обычно бывает еще большее позорище.

Оправдывать, выгораживать себя – это очень серьезное, тяжкое проявление этой страсти. И чем больше мы привыкаем это делать, тем больше она будет набирать силу, тем чаще Господь будет давать нам такие горькие лекарства, как укоры, какие-то падения, неудачи. Это зависит от нас.

И давайте понимать, что во всем Промысл Божий: в каждой мелочи и в этих самых неурядицах, в которые мы попадаем. Все это для того, чтобы мы научились чему-то полезному. Поэтому не оправдываем себя, не выгораживаем, а говорим: «Виноват, было дело». Если начальнику или нашему близкому нужно объяснение, надо честно сказать: «Я опоздал по причине того, что проспал». И так далее. И всё, пошли дальше работать. А если вы начальник и ваш подчиненный честно что-то говорит – надо это ценить. Если вы родитель, а ребенок честно признался, почему он что-то не сделал, надо это ценить, чтобы отношения между вами были доверительные. Доверие – это очень важно.

Следующее проявление касается тех людей, которые не знают основ веры. Мы снимаем передачу в 2024 году, и человек, например, в разговоре говорит, что не знает основ веры.  Потому что когда-то мы жили в Советском Союзе, где был атеизм, безбожие на государственном уровне. Да, было, конечно, никто и не говорит, что не было, но давайте посчитаем, сколько уже лет нет гонений. В 1991 году официально распался Советский Союз. И с тех пор идеологии атеизма в нашем государстве не существует. По сути, у нас в Конституции вообще никакая идеология не зафиксирована.

Если внимательно посмотреть, с тех времен Церковь начинает развиваться, возрождаются монастыри, храмы, строятся новые, есть книгоиздание, даже есть возможность общаться через Интернет, смотреть телеканал «Союз» или на федеральном уровне телеканал «Спас». Сейчас есть электронные библиотеки. Чего только нет! И не знать основ веры может только ленивый. Или какой-то откровенный безбожник, духовный лентяй. Человек не знает, если не хочет знать. Сейчас свое незнание нельзя оправдывать тем, что когда-то был атеизм или родители не научили. Ты взрослый, грамотный человек: учи сейчас. Какие проблемы?

Мы идем учиться на права, профессии, но при этом какая-то проблема в изучении веры. Это так трудно? Ни в коем случае нельзя оправдывать свое незнание. Займись, изучай. Никакой проблемы нет. Это только нежелание. Надо спросить себя: «Почему я не изучил Евангелие?» И честно себе ответить: это потому, что я не могу себя организовать, что мне интереснее залипать в YouTube, чем читать Евангелие. Признайся себе честно: «К слову Божьему я отношусь пренебрежительно». Что ты тогда за верующий человек? Тут начинаются вопросы. Ни в коем случае не оправдывайте себя в том, что раньше было безбожие. Да, было, но сейчас-то его нет. 

Следующее проявление очень сложное. Чтобы его побороть, нужно работать над собой, трудиться. Мы не можем ровно относиться к похвале. В коллективе есть человек, который нас хвалит. Это приятно, здорово. У тебя тепло к этому человеку, ты его любишь, ведь он тебя похвалил. И ты готов для него все сделать. А есть обижающие (справедливо или несправедливо) нас люди, к которым мы относимся как к врагам. Если основываться на святоотеческой литературе, мы должны ровно относиться к обижающим, потому что они являются инструментом лечения страсти в нас, показывая, что она живая. Мы мучаемся, но эти страдания полезны. Так же ровно нужно относиться и к хвалящим. Кто из этих людей опаснее: те, что нас обижают и приносят нам неприятности, или те, что хвалят? Хвалящие. Обижающий приносит нам страдание, показывает уколы этой страсти. А хвалящие, наоборот, если ты невнимателен и тебе нравится похвала, будут видеть это и этим пользоваться. Люди похвалой приносят больший вред, чем неприятности, которые приносят обижающие. С точки зрения борьбы со страстями нужно быть крайне внимательным к людям, которые нас хвалят. Как бы не оказалось, что эти люди от нас чего-то хотят, пытаются манипулировать нами. Может, они и не хотят нас материально ограбить, но, как в басне, петух хвалил кукушку, потому что она хвалила петуха. Эти выгоды могут быть для самой страсти: когда человек хвалит другого для того, чтобы получить похвалу себе или расположить другого к себе. Это очень опасно, потому что страсть приятная, яд сладкий. За этой сладостью можно очень легко пропустить смертельную отраву.

Нужно относиться к этому ровно и понимать, что грешит и обижающий, и хвалящий, и с сочувствием относиться и к тому, и к другому. Относиться ровно – это не значит быть холодным, как уральский камень в мороз, и смотреть так, будто сейчас покараешь всех грешников. Нам не заповедано так относиться к близким. Ровным отношение должно быть в другом плане. Мы понимаем, что человек грешит, хваля нас, и мы внутри сами боремся с этой страстью (чтобы сладкий яд не зашел в наше сердце). Когда нас обижают, хотя это и больно, и горько, мы должны понимать, что это лечение. Ведь мы идем на уколы, операцию, неприятные процедуры, чтобы жить. Это тоже для того, чтобы жить, чтобы не было тщеславия.

Тщеславие такая страсть, которая легко может отвернуть человека от Бога. Смотрите, что произошло в Евангелии с фарисеями. Они не были безбожниками. Это были духовные лидеры иудейского ветхозаветного общества. И вот так же можно легко отпасть от Христа, пропитавшись тщеславием и извратившись. Нужно быть крайне внимательным. Это очень опасные вещи.

Относиться ровно – значит с открытым сердцем, спокойно, с готовностью общаться со всеми, а не дуясь на тех, кто нас обидел, и улыбаясь только с тем, кто нас хвалит. Открыто – это не значит откровенничать, рассказывать свои жизненные подробности, а быть открытым для общения. Если человек тебя обидел, предал, ты не будешь, как раньше, откровенничать или водить с ним дружбу, но нужно его простить и быть всегда готовым помочь ему, потому что так заповедано в Евангелии: молиться за врагов, делать добро проклинающим нас. Почитайте Евангелие от Матфея. Если сердце закрыто и ты находишься в обороне, как сможешь сделать добро своему врагу или обидчику? Чтобы иметь сердце открытое, этому надо учиться. Чтобы не было самолюбие таким ранимым, будто все вокруг обижают, а ты страдалец. Это показатель очень плохого духовного состояния, и над этим нужно работать. Похвалили тебя – поблагодари, поругали – скажи: виноват. И внутри борись.

Следующее проявление: заискивание перед теми людьми, кто при власти, при материальных возможностях. Бывает такое, когда человек настоятелю может сказать: «Батюшка, как Вы здорово сказали проповедь!» И тут же поворачивается к какому-нибудь бомжу: «Что здесь стоишь?! Кто такой? Мешаешься!» Это пренебрежение и безразличие к тем, от кого ничего не получить, и заискивание перед людьми при власти – тоже проявление тщеславия. Крайне неприятно, когда смотришь на это со стороны. И тем более неприятно, когда мы сами так делаем. Ко всем нужно относиться ровно. Ровно вежливо, аккуратно, с открытым сердцем. Если мы общаемся с человеком при власти и возможностях – тоже ровно. Необязательно нахваливать его. Поприветствовать, благословиться (если вы в церкви), справиться, как дела, здоровье, быть вежливым. Если пришел человек простой, ничего не знающий, не понимающий, боящийся – тоже нужно относиться к нему открыто, по-доброму. Это наш брат или сестра. Даже если это бомж, который побирается у тебя на приходе. Важно не проявлять пренебрежения. Если мы это делаем, это тоже тщеславие. Помните фарисея, который пренебрежительно относился к мытарю: «Я пощусь и молюсь, а он – грешник»?

Лесть – страшный сладкий яд. И нам нужно учиться самим не выливать этот яд. Чем лесть отличается от похвалы? Похвала тоже приносит вред душе человека, честно говоря. Хвалить можно того, кто заунывал, закис, руки опустил. Такого человека позволительно похвалить, ободрить, поднять дух. А если мы хвалим, чтобы получить расположение, особое отношение человека, выгоду извлечь и т.д. – это лесть. Общество построено так, что чем больше у человека власти, известности, возможностей, тем больше его надо хвалить: так они чувствуют власть, славу, силу и получают от этого наслаждение. Мы категорически не должны этого делать. Тем более не опускать это на уровень отношений, когда начинаем зачем-то друг друга хвалить. «Батюшка, Вы так помолились, что мы видели ангелов!» А батюшка возьмет и поверит, что он чудотворец, – и таких чудес натворит! Кто в этом будет виноват? Тот, кто ему это подкинул. Похвала должна быть редким проявлением. Благодарность должна быть. Мы их часто путаем. Поблагодарите человека за то, что он для вас сделал, – и хватит. Не надо заливать друг друга сладким ядом. Лесть – категорически опасная вещь.

Лицемерие. Это притворство, актерство. Если у человека гнев, а он молится, кается, борется, чтобы гнев не вылез, – это не лицемерие. Это борьба. А лицемерие проявляется, когда ты к человеку относишься не очень хорошо, но подыгрываешь ему, улыбаешься, заискиваешь перед ним, чтобы получить расположение и выгоду, поизображать смирение и духовность, показать себя каким-то особенным, чего-то достигшим. А любое хвастовство, актерство относятся к лицемерию. Опасные вещи. И речь идет необязательно о звездах кино и театра, а о нас, простых людях. У нас очень много лести, лицемерия.

Оправдывание себя особенностями своего характера. Например, у меня гневливый характер, я на кого-то накричал, поругался и вместо того, чтобы извиниться, говорю: «Ты сам виноват, спровоцировал, а у меня такой особенный характер. Я не виноват». Будьте внимательны, чтобы такого не было. Любой грех побеждает покаяние. Если мы согрешили, надо честно попросить прощения у человека. Даже если мы не виноваты, но чувствуем, что другой обижается, нужно тоже попросить прощения у него и восстановить отношения: ровно, по-доброму, с открытым сердцем.

Записали Анна Вострокнутова и Анна Купцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать