Мы с вами говорили о его картине «Мученичество святого Эразма». Эта работа завершала своеобразное биографическое интермеццо, то есть период ученичества, период врастания в римскую среду, когда он завоевывал свое место в творческой элите того времени. Вот эта картина обозначила статус Никола Пуссена как мастера выдающегося, который, в общем, может все. Картина была написана для Собора Святого Петра, главного собора всего католического мира.
И вот начинается счастливый период творчества Никола Пуссена, когда он будет писать работы в огромном количестве, заказы будут постоянны, и уже он должен будет отбирать, какую работу он будет выполнять, какую не будет выполнять среди тех многочисленных заказов.
Нас с вами интересуют две работы, правильно сказать – одна, просто она является как бы парной. «Переход иудеев через Красное море» и «Поклонение золотому тельцу». Это события, относящиеся к Исходу, связанному, конечно, с уходом иудеев из Египта, из дома рабства. Это начало их сорокалетнего блуждания по пескам Аравии, по каменистым нагорьям Набатеи – тот самый путь, который завершится переходом через Иордан и обретением своего отечества в Ханаане.
«Золотой телец». Что здесь происходит? Это событие, связанное с тем, как иудеи после того, как они уже перешли через море Чермное, то есть через Красное море, остановились около горы Синай. И Моисей взойдет на гору Синай, чтобы получить от Бога завет. Заповеди, по которым нужно жить. И оставит свой народ на попечение своего брата Аарона.
Это очень интересная фигура, которая как бы и не совсем явно, но постоянно присутствует рядом с Моисеем. Аарон – не только брат Моисея, это основоположник рода левитов, первосвященник, и потомки Аарона тоже будут первосвященниками. Это могущественная, значимая фигура. И он не смог справиться с отчаявшимися без Моисея иудеями, своими соотечественниками, которые, оставшись без Моисея, без видимого Бога, без закона на какое-то время, потребовали от него создать Бога. Люди, оказавшиеся вне идеи поводыря, жить не могут, и тогда они сами создают нечто, чему будут поклоняться, что будут фетишизировать, что будут обожествлять. И это некоторым образом странная, но очень человеческая по истории форма искажения сознания.
И Аарон сказал: раз вы так хотите – хорошо, мы соберем все золото, которое у нас есть, и отольем божество. И кто-то сдавал кольца, кто-то серьги, кто-то диадемы – кто что мог. Из всего того драгметалла, который был в это время у иудеев, была отлита скульптура быка. Здесь есть некоторая раздвоенность: мы должны иметь в виду, что, во-первых, иудеи долго жили в Египте, они исповедовали египетскую религию, и эта религия имеет множество богов, на вершине которых находится Амон Ра, а одним из воплощений Амона Ра, особенно если говорить о Нижнем Египте, где, собственно говоря, иудеи и проживали, является бык Апис. Этот могучий бык, воплощение плодородия и колоссальной силы, живучести, почитался за божество на берегах Нила. И теперь, обретя свободу, уйдя из Египта такой страшной ценой (ведь это тяжелый путь, и мы знаем, как фараон с армией пытался их остановить, как Господь совершил чудо, когда воды Чермного моря расступились перед иудеями и сомкнулись за ними, чтобы египтяне не смогли их догнать), они вновь возвращаются в это рабство. Они возвращаются сначала духовно, а затем последуют и более практические шаги, потому что все начинается с идеи, все начинается с образа, фетишизации этого образа.
Бык – как возвращение к Египту, как возвращение внутри себя к дому рабства. Потом это будет очень тяжело восприниматься, сама мысль о том, что однажды такое произошло. И мы видим Аарона, видим его отчаянную и энергичную фигуру в белых одеждах и то, как он пытается вразумить своих соплеменников. А они радуются!
Вот эта горизонтально выстроенная композиция, как рельеф перед скульптурой быка, показывает этот неудержимый, радостный экстаз, далекий от духовного прозрения иудеев. И все это на лоне природы, на замечательных полях. Мы говорили, что каждый день Пуссена начинался с того, что он работал на пленэре, он был замечательный мастер этюдной живописи, но как сам Пуссен и его соотечественники тогда, в XVII веке, воспринимали этого тельца? Скорее всего как возвращение к язычеству, как предательство единобожия, как стремление вернуться в прошлое, ибо будущее, в которое они входят, их пугает, и так будет всегда. Они не хотят совершить тот путь, который предопределен им Создателем. И через этот путь Он даст им новую жизнь. Эта замечательная картина, эти замечательные образы заставляют нас еще и задуматься о том, как меняются акценты.
Мы с вами говорим о тельце, о быке, о значении этого понятия. А сегодня ведь для людей гораздо важнее, если они говорят о золотом тельце именно в контексте слова «золотой». И тогда все обретает новое измерение – это готовность и даже внутреннее желание отказаться от мира духовного, от жизни духовной, от подвига духовного ради материального и того, что выражено во вполне конкретном эквиваленте стоимости – золоте, ибо есть тот эквивалент, который определяет меру вашей любви к Богу и меру Божественной любви к вам, ваше место. Это золото, это презренный металл, это деньги. Так, и в большей степени именно так понимается это сегодня. Об этом картина Пуссена. Она о той трагедии, которая могла произойти тогда, после подвига ухода из Египта, о возможности отказаться от будущего, ради удовлетворения здесь и сейчас жизни материальной.
Сюжет картины, конечно, драматичен. Мы с вами знаем, что Моисей настоит на своем. Мы знаем, что Моисей совершит ужасное: соберет верных себе людей и скажет им, чтобы они убивали всякого, кто тянется к золотому тельцу. И они мечами убьют всех тех, кто упорствовал в желании поклоняться золотому тельцу. Будут убиты три тысячи человек. Для сравнительно небольшого племени, которое вышло из Египта, – это страшная цена. Но только так, только такой страшной ценой можно остановить катастрофу.
Вот об этом тоже этот сюжет и картина Пуссена. Но все кончится хорошо, иудеи вернутся к Богу живому, Богу единому, они начнут движение через Набатею и через Аравию, через пустыни – в свой новый дом, и они дойдут до него. Поэтому картина поражает нас своей мажорностью, богатством колорита и невероятной красотой пейзажей, в пространстве которых это происходит.
Наверное, все-таки наш с вами разговор о Пуссене не завершен, потому что нам еще предстоит встретиться с эстетикой классицизма, а значит и вспомнить замечательного художника из Нормандии.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!