Слово в образе. Фра Филиппо Липпи

5 июля 2023 г.

В студии историк искусства Юрий Соколов.

– Однажды мы обращались к такой фигуре, как Фра Филиппо Липпи. Сначала напомним, что этот человек родился во Флоренции, прожил довольно долгую жизнь. Флоренция начала XV века – время, которое в нашем представлении связано с развитием демократии, с прекрасным, роскошным двором Медичи, который покровительствует наукам и искусствам. Это время знаменитой флорентийской камераты, и это делает Флоренцию как бы Афинами того времени. Но мы забываем о том, что, в сущности, Флоренция только что пережила страшное восстание, в котором она избавилась от нобилей. «Ах, как хорошо, – скажете вы, – избавиться от аристократии, избавиться от рыцарства». Но это означает избавиться от идеализма, от религиозного отношения к жизни; к жизни как к служению. Ведь что такое Флоренция XV века? Это город, в котором торжествует буржуазия, торгаши крупные и мелкие, которые во главу угла прежде всего ставят доходность. И Медичи в том числе.

В этом пространстве рождается Фра Филиппо Липпи, рождается в семье мясника Томазо. Это не была такая уж бедная семья. В 1408 году умирает мясник Томазо, умирает мать Липпи, и будущий художник оказывается на попечении своей тетки, которая не имеет средств его содержать, поэтому отдает на обучение, на содержание в монастырь Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. С этого момента жизнь Фра Филиппо Липпи как бы связана с жизнью ордена кармелитов. В 1422 году он становится монахом ордена кармелитов, с 1425 года становится священником, а в 1432 году уже отправляется из монастыря, что называется, в вольное плавание.

Покровительствуемый кланом Медичи, он начинает вести жизнь свободного художника. Это не мешает ему расти в своих церковных чинах, а чины, между прочим, давали средства к существованию. В 1452 году он становится капелланом во Флоренции, спустя всего два-три года становится ректором, это еще более высокий статус. Он имеет большой доход и от своего творчества, и от своих покровителей, и от своих церковных должностей. Только вот образ жизни этого человека был явно не монашеский.

Он учился у Фра Беато Анджелико, а мы говорили об этом замечательном художнике, по существу, тоже флорентийце, человеке не только огромного таланта. Фра Беато был человеком, безусловно, глубоко, страстно, сильно, истово верующим, и жизнь его была жизнью настоящего монаха.

Что же касается Фра Филиппо Липпи, то у него было огромное количество женщин, огромное количество нахлебников, когда он имел деньги. Бесконечные праздники, возлияния и растленный образ жизни. Но дело в том, что образ жизни так или иначе находит отражение в творчестве, и вот здесь давайте вспомним основную тему, которая проходит через всю жизнь Фра Филиппо Липпи, – Мадонны. Их огромное количество. Как не вспомнить «Благовещение с двумя коленопреклоненными донаторами», это работа 1435 года, одна из первых, когда Фра Филиппо Липпи выйдет из монастыря, что называется, на вольные хлеба. А есть еще одно «Благовещение», 1443 года, работа как бы и похожая на предыдущую, но как бы и не очень похожая, потому что здесь художника интересовало погружение в архитектурную среду.

И конечно, «Мадонна с Младенцем на троне с двумя ангелами» 1440 года. Или «Мадонна с Младенцем» в нише, тоже 1440 года. Много можно вспомнить этих мадонн, которые Мадоннами не являлись. Это то новое, что вносит Фра Филиппо Липпи в творчество.

Сегодня, когда мы знаем опыт и Леонардо да Винчи, и Микеланджело, и Караваджо, нас уже не шокирует, что для образов апостолов находили в качестве моделей каких-то бездомных алкоголиков и разбойников в порту, для образов Мадонн, святых дев, мучениц использовали своих любовниц или женщин «с панели». Простая женщина, не Мадонна, живет другой жизнью, она лишена того исключительного, возвышенного состояния, которое делает ее актуальной и для I века нашей эры, и для XV века, и для XXI. Того, что являлось смыслом образа, который пытался создать художник.

А просто женщина, которая даже не пытается играть образ Мадонны, которая просто заполняет пространство, – это всего-навсего ряженая. Ведь в чем смысл искусства? В свое время Аристотель очень точно определил это предназначение – создание идеала, к которому должны стремиться. Да, идеал этот может быть недостижим, так он возвышен, так сверкающ, так он прекрасен, но вы должны устремляться к нему, как к солнцу за горизонтом, и в этом устремлении происходит ваш рост, вы становитесь все ближе и все более соответствуете полноте этого образа. Вот смысл искусства. Не в отражении действительности, зачем ее отражать? В конце концов, искусство меньше всего является источником археологических знаний, оно нами может так восприниматься, но это не его задача. Искусство не должно быть исповеданием вашего греха, если это религиозная картина. А если это картина нерелигиозная, вы в ней вольны создавать любые образы и выплескивать туда всю ту страшную муть, которая может переполнять вас. Но ведь есть ответственность художника за его публичное выступление, за его проповедь, которая осуществляется в линиях и красках. И вот здесь он ни в коем случае не должен заниматься соблазном, если это происходит – это величайший грех.

Фра Филиппо Липпи – это тот самый человек, создавший метод, в котором очень скоро восторжествует реализм и своеволие художника. Если бы мы спросили предшественника Фра Филиппо Липпи, скажем, Джотто, зачем он занимается искусством, вопрос бы его озадачил, он не понял бы нашего вопроса, потому что это было так очевидно! Как зачем? Он участвует в литургии, он участвует в просвещении, он служит Богу, его искусство посвящено этому.

А вот когда мы видим работы Фра Филиппо Липпи, когда он какую-нибудь Лукрецию Бути, свою любовницу, выводит в качестве Мадонны, то из работы художника исчезает это служение, остается его эго, «я», его воля. Не участие в жизни как литургии, а его самопроизвольное, капризное, личное слово, которое ставится над всем. И искусство выхолащивается. И однажды это приведет к страшной вещи, когда внутри, в душе, будет бездна, темнота, когда порок и грех сожрут этого мастера. И что же тогда мы увидим? А тогда мы увидим бездну без единой путеводной звезды, и эта бездна будет черным квадратом смотреть на этот мир.

Вот что хочется сказать, когда вспоминается Фра Филиппо Липпи. Удивительно путаный, удивительно странный, удивительно плодотворный и удивительно порочный художник Флоренции XV века.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать