Слово в образе. Гюстав Доре

28 июня 2023 г.

В студии историк искусства Юрий Соколов.

– Сегодняшний наш разговор о человеке, которого все мы хорошо знаем. Более того, этот человек является, пожалуй, неотъемлемой частью нашего детства. Это художник и график Гюстав Доре. Кто же не знает Гюстава Доре? А с другой стороны – а кто его знает? Кто знает человека, который уже в 16 лет, не имея никакого образования, нигде никогда не учившись, поражая своим мастерством графика и живописца, выставлялся в салоне и имел успех?

Его жизнь, к сожалению, была не такой долгой, как хотелось бы. Он уйдет из жизни ровно в 51 год, и за это время им созданы тысячи графических листов и десятки картин.

Он родился 6 января 1832 года в городе Страсбурге, в семье строителя мостов, инженера Пьера Луи Христофора Доре. И детство его прошло на границе Франции и Германии. А в 1847 году семья переехала в Париж, это была достаточно состоятельная семья, и Гюстав Доре поступил в колледж Шарлемань, это единственное учебное заведение, которое будет посещать и которое окончит Гюстав Доре.

1847 год, ему всего-то пошел 16-й год. Он отправляется с большой папкой графических листов в журнал Pour Rire, такой знаменитый журнал, который публиковал остроумные рисунки, карикатуры на злобу дня. Туда пришел Доре, показал сделанный им альбом «Подвиги Геракла», и альбом сразу был приобретен главным редактором журнала, за него было заплачено 5000 франков, немалые деньги по тем временам. И с этого момента мы видим стремительный взлет Гюстава Доре в 16 лет на самую вершину успеха. И на этой вершине он будет оставаться неизменно, до самого последнего дня, до 23 января 1883 года.

Это был странный человек, странный тем, что непонятно, как он освоил сложное мастерство графика. Ну, допустим, у него талант рисовальщика, допустим, у него врожденное чувство вкуса, но речь все-таки о мастерстве! Прежде всего в творчестве Доре поражает его безупречный профессионализм. Графиков такого технического уровня мы за весь XIX век, когда было много выдающихся мастеров, найдем не так много.

Первые работы, которые сделал Доре за свою выдающуюся жизнь, были им сделаны еще в 4 года в Страсбурге. Это были иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Да, конечно, они не сохранились, но затем «Божественная комедия» стала одной из самых главных тем в творчестве этого художника. А первые иллюстрации, которые будут сделаны Доре и появятся в 1853 году, – это иллюстрации к поэзии Байрона. И в том же 1853 году появляется первый блок его иллюстраций к Библии. Это, может быть, самая знаменитая изо всех работ Доре и самая цельная. И, безусловно, самая сложная.

Дело в том, что поколение Доре в какой-то степени несчастное поколение. Это было поколение, которое было выжжено революцией, выжжено наполеоновскими войнами, выжжено предательством элит в эпоху Орлеанской династии и Второй империи. Это было поколение, которое уже ни во что не верило, и именно в это время, в XIX веке, когда весь мир стремительно движется в сторону атеизма, возникает интерес к Библии, к Новому Завету. И Гюстав Доре создает свою серию из более чем 400 иллюстраций. Он пытается трактовать историю христианства, особенно историю Ветхого Завета, как нечто эпическое, медленно шествующее через столетия.

Нас удивляет в творчестве Доре, пожалуй, его невероятное чувство композиции. Он невероятно изобретателен. Посмотрите на его иллюстрации. «Медный змий» – движение иудеев через пустыню; или, скажем, «Избиение младенцев», первенцев египетских. Какие разные композиции, как изобретательно, как искусно компонует он группы людей на листе! Ему легко удается и вытянутость по горизонтали, и удивительная глубина планов.

Конечно, среди работ Доре есть и раскрашенные гравюры. Например, самая знаменитая – это «Битва Иакова с ангелом». Но на самом деле никаких раскрасок, никакого цвета для гравюр Доре не нужно. Его графика поразительно богата не только пластически, не только сложными композициями, не только упругой внутренней драматургией, но и богатством тональным, которое всегда определяется поразительно точно выбранным источником света. Свет – один из самых главных участников всех иллюстраций Гюстава Доре. Свет действительно чудотворный, свет, творящий форму, жизнь, движение. Поразительно мастерство Гюстава Доре в этой серии. И что очень важно, мы нигде не встречаем ложной патетики, нигде не встречаем нарушения чувства меры и чувства вкуса.  Доре всегда точен. Доре всегда точно знает, что он хочет сказать, какую мысль хочет донести.

В 1854 году появляются первые листы, всем нам хорошо известные, – это иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю». Сочинение Рабле наконец обрело свой очаровательный видеоряд, который стилистически совершенно тождествен тексту. Это удивительное свойство Доре – ощущать стиль произведения, находить для изобразительного ряда соответствующие этому стилю изобразительные формы.

Уже в 1860-х годах появляется еще одна книга в иллюстрациях Доре – «Дон Кихот». Какие поразительные образы он создает на основе этого текста Сервантеса, удерживаясь в рамках достойности! Он опять-таки соответствует этому сочинению, удивительно сложному по стилю, сочинению, в котором есть и романтизм, и идеализм, и жесткая насмешка над рыцарскими добродетелями, и внутреннее восхищение, и тоска по утраченной добродетели. Все это Доре сможет выразить в своих графических листах, которые словно бы начертаны стремительно, по вдохновению, да, собственно говоря, так и было. Доре всегда очень быстро находил точную форму для своих работ.

В 1870-е годы он пытался работать в Лондоне, это оказалось неудачно, лондонская публика не восприняла Доре, и он возвращается в Париж. Он все так же одинок, у него есть братья, он им помогает. Он живет в доме, который в свое время купил его отец, живет со своей престарелой матерью. И мы плохо знаем жизнь Доре, наверное, потому, что в его жизни не было скандалов. Он был очень умеренный человек, он был человек, который все свое время посвящал заботе о своих родных и работе над очередными графическими листами.

Да, пусть будет 51 год, но как много было сделано за это время, будто бы он прожил более века! И что самое интересное – творчество Доре не утратило своей актуальности, оно не стало старомодным, оно продолжает привлекать по сию пору. Наверное, потому, что Гюстав Доре – классик. Ведь кто такой классик? Это тот, кто в творчестве нашел единственно возможную, наиболее совершенную форму, которая выражает дух произведения и дух своего времени.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать