– Однажды, уже давно, мы с вами говорили о Михаиле Васильевиче Нестерове, замечательном мастере, с именем которого связана православная тема в русской живописи. И сегодня мы с вами поговорим о его работе, которую он считал главной. У него была мечта написать большую работу, в которой можно было бы самовыразиться в той же самой полноте, как это удалось Александру Иванову в его «Явлении Христа народу», и он искал эту тему. Он искал те образы, ту сюжетную канву, которая позволила бы сформироваться такой композиции, и в 1901 году он приступает к работе, которая называется «Святая Русь», она будет экспонирована, впервые представлена публике 5 января 1907 года на персональной выставке Михаила Васильевича Нестерова в Санкт-Петербурге.
Работа будет встречена неоднозначно, и разве могло быть иначе? Ведь мы с вами говорим о первом десятилетии XX века. Нестеров пишет эту работу в то самое время, когда идет русско-японская война, когда страна разрывается в катастрофе первой русской революции, когда вдруг обнаруживаются те бездны, в которые провалится в конечном счете Российская империя.
«Святая Русь» – это работа, в которой при всей благостности ощущается тревога. Она ощущается хотя бы в пейзаже – это зима. Мы знаем, что Нестеров рассматривал и другие времена года, и однажды в письме он, полушутя-полусерьезно скажет о том, что полгода в нашей стране бывает зима. На самом деле все гораздо серьезнее и глубже. Это ощущение холода, которое Нестеров испытывает от времени, той тревоги, которую он не может не переживать от встречи с людьми, что становятся все менее и менее адекватны.
Перед нами действительно зимний пейзаж. Это Россия, это не Иерусалим, не Восточное Средиземноморье, не какой-то вымышленный мир – это именно Россия, погруженная в глубокие снега и удивительно лиричная. И здесь, в левой стороне картины, мы с вами видим группу, к которой идут люди. А центр и правая сторона – это люди, идущие ко Христу. В группе с левой стороны – четыре, в сущности, фигуры: образ Христа, святой Георгий на заднем плане, святой Николай Мирликийский, которого мы видим с белой бородой, и с более темной бородой – святой Сергий Радонежский. Это святые, наиболее почитаемые на Руси.
Нестеров в своих эскизах изначально собирался сделать эту группу значительно больше, но в конечном счете остановился именно на тех фигурах, которые почитаемы в каждом уголке Руси, конечно, среди верующих людей.
Что касается образа Христа, то Нестерову для этой фигуры позировал один из священников Русского Севера. Кто-то считает этот образ удивительно удачным, целеустремленным, возвышенным, чистым, а кто-то считает совсем иначе.
Как отреагировал на это Лев Николаевич Толстой? «Эта картина – панихида по русскому православию». Толстой не скрывал своего скептического отношения к творчеству Нестерова, и сам Нестеров, человек глубоко верующий, знал о сложных взаимоотношениях Льва Толстого с Церковью и православием, но тем не менее именно в 1907 году появится знаменитый «Портрет Льва Толстого». На фоне реки, могучих елей, русского пейзажа – задумчивый Лев Толстой, который смотрит куда-то вдаль, мимо зрителя, за пределы этого мира. Отношение Нестерова к Толстому было, конечно, исполнено глубочайшего уважения.
Сам Нестеров был человек глубокой веры, искренне православный, он верил в особый путь, в особую миссию России в этом мире, был абсолютно убежден в неизбежном торжестве этой самой Святой Руси, которая должна спасти этот мир, эту цивилизацию – и никто другой.
Его вера была поразительно глубокой и поразительно спокойной. И такой же она останется и после 1917 года. Но что для нас с вами важно – то, что сам-то художник воспринимает свое творчество как подвижничество и как служение. Следовательно, вера является главным смыслом жизни художника – это-то мы понимаем, но мы, следовательно, должны и понимать, что главным побудителем творчества тоже является вера.
Когда Нестеров работает над «Святой Русью», он ведь в это время пишет две знаковые картины, два знаковых пейзажа. Это «Осенний пейзаж» – очень знаменитая работа и очень любимая, удивительно просто написанная, невероятно трогательная. Прозрачная в своей бесконечной любви и очень узнаваемая.
И вторая работа – она более мистическая – «Молчание». Эта работа родилась, как, кстати, и «Святая Русь», из путешествия на Русский Север, на Соловки, по Белому морю, откуда было привезено довольно большое количество эскизов. Смотрите, какая удивительная парность: река, суша, гора и два храма по вертикали – наверху и внизу. И два путника, и они же – ловцы рыбы. На лодках, то ли двигаются, то ли замерли. Это ощущение в этих двух работах, и в «Осеннем пейзаже», и в Молчании», – удивительной тишины и при этом удивительной наполненности. Той наполненности, которая не нуждается ни в каком красноречии: все сказано.
А теперь вернемся вновь к «Святой Руси». Образы идущих ко Христу – простые люди, среди них мы не встречаем той группы людей, которых, наверное, должны были как-то здесь увидеть, это русская интеллигенция, русская аристократия. Где они на этой картине? Их нет. Как удивительно прозорлив был Нестеров, он как бы предчувствовал те слова, которые напишет Николай II в своем дневнике: «Предательство, кругом одно предательство», когда его предает высший генералитет, когда его предает аристократия. Россия гибнет из-за предательства того сословия, которое призвано было эту страну беречь и охранять.
А что касается интеллигенции – посмотрите, в центре картины мы с вами видим образ крестьянина, иногда он называется «крестьянин в зеленом», просто здесь зеленоватый оттенок. Вот на этом месте должен был находиться Максим Горький. С Горьким Нестеров часто встречался, был поклонником творчества Алексея Максимовича, он его хорошо знал, даже набросал его фигуру на этом холсте. Там есть первый подмалевок с Горьким, но потом он его убрал. И тоже промыслительно.
Интеллигенция, увы, показала себя сложно. Не смог простить Нестеров русской интеллигенции поздравительных телеграмм японскому императору с победой над русским флотом в Цусимском сражении, Мукденском сражении, взятии Порт-Артура. И словно бы предчувствовал то, что суждено русской интеллигенции сделать в 1917 году. Поэтому здесь мы с вами видим людей простых, искренних, идущих ко Христу без всякой задней мысли, с абсолютной, глубокой, искренней верой.
Нестеров ведь был человеком, который тщательно продумывал каждую деталь в своей работе. В его картинах абсолютно все наполнено смыслом. Ведь не на фоне абстрактных, величественных храмов мы с вами видим Христа и сопровождающих Его святых, а на фоне простых русских церквей. Это всегда очень знаково: не в пышности, не в триумфальности величие веры, а в глубине и интимной исповедальности. Эта тема, интонация тишины, постоянно присутствует как основная во всех работах Нестерова, посвященных так или иначе религиозной теме.
Замечательный русский философ Розанов, современник Нестерова, напишет: «Михаил Васильевич Нестеров один из самых прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь. Я думаю, он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся от его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и этот стиль, в котором есть и искренность, и простота, и поэзия, в котором есть место и реализму, и метафизике, – никогда не повторится».
Удивительно точно сказано о творчестве Михаила Васильевича Нестерова.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!