Слово в образе. Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов»

5 апреля 2023 г.

В студии историк искусства Юрий Соколов.

– Мы сегодня будем говорить о художнике, который, наверное, занимает первое место среди всех иерархий художников. О Леонардо да Винчи, сыне нотариуса Пьеро. Пьеро уезжает в город Винчи, в селении Анкиано он встречает девушку удивительной красоты, Катарину, от которой будет иметь сына. Этот сын и есть тот самый Леонардо, которому суждено было стать великим художником. В те времена внебрачный сын даже в семьях аристократических не был каким-то позорным пятном в биографии, и Леонардо будет взят в семью Пьеро, он будет воспитываться очень хорошо, получит замечательное образование, у него будут очень хорошие отношения с дедом.

А потом умирает дед, умирает мачеха, да и самому Леонардо исполняется уже больше 12 лет и Пьеро принимает решение определить, как сегодня говорят, профессиональные склонности своего сына. Приглядевшись к тому, что он делает, он увидел, что Леонардо замечательно рисует, у него поразительные способности к изобразительному искусству. И Пьеро, поскольку он вел дела художника Андреа дель Верроккьо, выдающегося мастера, предлагает Верроккьо принять в свою мастерскую его сына – и тот соглашается. И вот с 14 лет Леонардо покидает семью и становится учеником великого мастера.

В этой мастерской надо было сначала научиться растирать краски, бегать за необходимыми для производства этих красок минералами, нужно было строгать подрамники, покрывать их грунтом – много чему нужно было научиться, прежде чем наконец можно было приступить, собственно, к изучению изобразительного мастерства.

Учился Леонардо замечательно. В 1472 году появляются две работы. Первая – два ангела – написана на композиции, авторство которой принадлежит Верроккьо. Композиция называется «Крещение». Это очень хорошая и в известной степени очень типичная для эпохи флорентийского Возрождения картина, сделанная мастерски. Но лучшее, что есть на этой картине, – это два ангела. Мастерство их таково, что оно значительно превосходит мастерство самого Верроккьо. И теперь Леонардо получает возможность работать самостоятельно.

В 1472 году он задумывает и начинает еще одну работу – «Благовещение». Работа, которая может считаться первой завершенной работой Леонардо да Винчи. Она интересна прежде всего своей композицией, вытянутой по горизонтали. Эти горизонтали пейзажей, горизонтали основных планов подчеркнуты специально. Подчеркнутая материальность характерна для раннего этапа Леонардо да Винчи. В этой работе поражает мастерство. Слегка холодноватая, удивительно четко выстроенная композиция, в которой есть, пожалуй, все кроме одного – религиозного чувства.

Тем не менее работа была оценена по достоинству, и Леонардо получает примерно в 1475 году собственную мастерскую. А затем появляются и две работы: «Мадонна с гвоздикой» – грузноватое сочинение, избыточно подробное, это как бы предтеча будущих Мадонн. И это – «Мадонна Бенуа», Мадонна с цветком. Она для нас, наверное, особо дорога, потому что это эрмитажное собрание, она появилась благодаря удивительной проницательности эрмитажного ученого, историка, профессора Эрнеста Липгарта. А так называется она потому, что была приобретена у Лаврентия Николаевича Бенуа, он был придворным архитектором, у которого было замечательное собрание живописи и который перед революцией одну из своих картин продал в Эрмитаж. Но прежде была комиссия в Лондоне, которая и обнаружила, что догадка профессора Липгарта относительно авторства Леонардо да Винчи была совершенно оправданной.

Эта картина, между прочим, – первая работа Леонардо да Винчи, написанная масляными красками, и это вообще одна из первых работ флорентийского Возрождения, написанная маслом, новым тогда материалом. В этой работе Леонардо отказывается от многоцветности, характерной для флорентийской живописи. Мы видим живопись сближенной тональности – зеленовато-охристые тона создают несколько сумрачный колорит. Но зато этот колорит позволяет более рельефно выразить лицо и Младенца, и Богоматери. Это, наверное, самая молодая Мадонна, изображенная Леонардо да Винчи, удивительно непосредственная. Вообще все в этой работе поразительно непосредственно, это своеобразный переход от еще неосознанной юности – к юности же, но осознанной. Посмотрите, как чудно тянется к цветочку Младенец Иисус. А ведь это – крестовик, это напоминание зрителю о грядущей жертве Христа, о Голгофе.

Какой революционной должна была бы быть работа, которую начал Леонардо в 1481 году, но она не будет завершена. «Поклонение волхвов» написано на доске для алтаря храма монастыря Сан-Донато в Скопето. Эта работа не будет завершена, и общее мнение искусствоведов во всем мире, что это самая значительная незавершенная работа в истории искусства.

Что же мы здесь видим? По центру – изображение Приснодевы Марии с Младенцем на руках. И это удивительное изображение Богородицы. Из всех многочисленных изображений Богородицы у Леонардо эта – самая замечательная и, быть может (рискнем сказать), самая точная. Она не холодна и не неприступна, как Мадонна Литта. Она не так непосредственна и по-детски наивна, как в картине «Мадонна Бенуа». Она не такая отстраненная, как в картине «Мадонна в скалах». Удивительная доброта и ощущение абсолютного покоя и уверенности – вот что исходит из этой центральной группы, которая находится в основании, средокрестии, в центре всей композиции.

А вокруг мы видим удивительное завихрение людей, странных людей. Ощущение шума, хаоса, ужаса охватывает всех людей, которые вихрем окружают центральную композицию, оставляя лишь у ног Самой Мадонны пространство для нас с вами. Это – образ мира, ужасного, запутавшегося мира, в который входит Господь. Но можно ведь и так понять, что этот мир испуган приходом сюда Господа, Который обнаружит каждую дурную мысль, мимо Которого не пройдет ни один коварный замысел и ни одно подлое действие – все будет приведено к воздаянию.

Центральная ось как бы продолжается двумя деревьями. Пальма – это образ Ветхого Завета и образ того мира, который уходит. Чуть ближе к нам и значительно выше – дуб, и, конечно, каждый из нас воспринимает его как образ Церкви, вечно обновляемой и одновременно несокрушимой.

А вот на втором плане, слева, мы видим образ разрушенного храма – это образ гибнущего античного мира, того мира, который языческий. Это – мир уходящий, а вот справа от дуба – мир приходящий, мир грядущий, и здесь мы видим горы – образ духовного величия, но здесь же видим схватку всадников, и у нас возникают ассоциации с еще одной работой Леонардо да Винчи, увы, незавершенной: «Битва при Ангиари». Это остервенение зла, которое пытается все сокрушить, и всадник, юноша на коне, преграждает ему путь, он призван его победить. Это схватка добра и зла, схватка того, что одухотворено великой верой, принесенной в этот мир Господом. Вычленить волхвов в этой массе хаотических фигур нам представляется чрезвычайно трудным.

Работа не была завершена. Формально – потому, что в 1482 году Леонардо уезжает из Флоренции, его пригласил в Милан Лодовико Моро из герцогского рода Сфорца. Первый флорентийский период завершился у Леонардо да Винчи как бы многоточием, если иметь в виду незавершенность «Поклонения волхвов» – работы, которая попыталась вместить историософию мира прошлого и будущего и которая очень четко обозначала, что средокрестие этого мира, центр всей человеческой истории, смысловой центр, эмоциональный центр – это рождение Христа.

Тема не завершена, Леонардо да Винчи – это та фигура, которая явно не умещается в одну передачу, так что до новых встреч.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать