Слово в образе. Картина "Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых"

14 сентября 2022 г.

Сегодняшний разговор о работе, которая легла в основу Государственного Русского музея, то есть музея императора Александра III. Это картина Ильи Ефимовича Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Работа долго считалась проходной или необязательной, даже случайной в творчестве Ильи Ефимовича Репина, а между тем она ведь появилась на XVII выставке «Товарищества передвижников». Выставка сама по себе чрезвычайно интересна, потому что в это время состоялся известный перелом, кризис движения товарищества.

Работа была заказана Николаевским женским монастырем недалеко от Харькова. Монастырь этот был незначительным. Там была только одна особенность – инокиня Олимпиада из этого монастыря  была сестрой Ильи Ефимовича Репина. Пользуясь такой протекцией, монастырь заказал картину. Был 1884 год. Только что окончена картина «Не ждали» с яркой социальной окраской. Трудно было ожидать от Репина, что он увлечется христианской тематикой. Тем не менее вдруг появляется не только сама большая картина, наверное, задуманная как алтарный образ, но все-таки не икона, а картина вполне светского характера, хотя, безусловно, наполненная религиозным, христианским содержанием.

1887 год, передвижная XVII выставка. Что же там экспонируется? Работы в известной степени знаковые. Во-первых, работа, которая свидетельствует о состоянии идеологического здоровья передвижников, – «Все в прошлом» художника Максимова, одного из основоположников товарищества. Здесь же мы видим очень известную, всеми любимую работу Виктора Васнецова, довольно странную по своей сказочной экзотике: «Иван Царевич на сером волке». Здесь мы видим работу такого мэтра пейзажа, как Иван Шишкин. Причем это самая знаменитая работа Шишкина − «Утро в сосновом лесу» (та самая, где мишки).

Интересно то, что на этой выставке довольно много работ, посвященных христианской теме: «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» Николая Ге, знаменитая огромная работа Поленова «Христос и грешница», о которой мы с вами однажды говорили (она будет приобретена для музея). И «Николай Мирликийский» Репина, увидев которого император Александр III сказал, что она, несомненно, достойна того, чтобы находиться в музее национального искусства. Монастырь лишился своего заказа, и Репину пришлось сделать один из повторов.

Эта работа Репина с технической и композиционной точек зрения, несомненно, одна из лучших в творчестве художника. Поразительна простота композиции, в центре которой святой Николай Мирликийский, палач и несчастный, приготовившийся к казни. Обратите внимание, как Репину удается сочетать поразительную экспрессию жеста святого Николая, останавливающего меч, и движение вверх, устанавливающее метафизическую вертикаль работы, – эта вертикаль все усмиряет и успокаивает. Сочетание динамики и возвышенной простоты.

Для святого Николая позировал поэт, государственный деятель, тайный советник Аполлон Майков. Не Аполлон Александрович (тот уже умер), а Аполлон Николаевич. Говорят, образ навеян Львом Толстым. Трудно сказать. Да, Репин, как очень многие его современники, был исполнен колоссального уважения, пиетета к Льву Николаевичу Толстому. Но отношения Толстого с христианством довольно сложны. И, кстати сказать, сложное отношение Льва Толстого к живописи. Он не принял работу Репина, сказав, что сказанное в этой работе просто и банально. Это гораздо проще сказать словами, и для этого совершенно не нужно создавать никакой картины.

Но картина обладает особой эмоциональной наполненностью. Посмотрите на эту симфонию рук и меча, занимающую центральное положение в картине. Посмотрите на фигуру палача − мощную, казалось бы, подавляющую и вдруг оказывающуюся совершенно безвольной. Какая духовная энергия святого Николая! Для палача, кстати, позировал приятель Ильи Ефимовича Репина, художник Николай Кузнецов. А вот для несчастного, который стоит на коленях (фактурный, чернобородый, с руками, прижатыми к груди), – земляк Репина, украинский писатель польского происхождения, драматург, автор большого количества романов, Иероним Ясинский. Фигура очень сложная в русской литературе, сегодня почти забытая − идеалист, революционер, потом человек, который отказался от революции, прожил очень длинную жизнь.

Посмотрите, как ожидает разрешения конфликта еще один пленный, молодой, в розовой тунике, такой несчастный, такой надеющийся, запоминающийся своей трогательностью. Для этого образа позировал Дмитрий Мережковский. Вот такая удивительная картина, в которой современность для нас Репина, современность конца XIX века сочетается с глубиной веков.

Святой Николай Мирликийский занимает особое место в духовной жизни христианства вообще и России особенно. Количество храмов, посвященных святому Николаю Чудотворцу, так велико, что оно уступает, наверное, только храмам, посвященным Богородице. Репин, когда работал над картиной, наверное, не думал, что его так увлечет эта тема. Она увлечет его до такой степени, что он поедет за границу, в Италию, в город Бари, посетит место упокоения святого Николая.

Святой Николай Мирликийский − человек, проживший очень долгую жизнь, родившийся тогда, когда Римская империя находилась еще в языческом зените, в 270 году. Он уйдет из жизни 75-летним старцем, когда христианство уже будет торжествовать, когда будет работать Первый Вселенский Собор, а император Константин подпишет Медиоланский эдикт. И на этом Вселенском Соборе он будет продолжать сражаться за христианство. Общеизвестна его знаменитая дискуссия с Арием, основоположником арианской ереси, которая, говорят, кончилась даже весьма эксцентрично. Это был человек абсолютно бескомпромиссный. Он отстаивал справедливость, свободу веры, право несчастных на истинный суд − и во времена Диоклетиана, и во времена Константина его невозможно было подкупить.

Сюжет, который мы с вами видим в картине Репина, − это ведь реальный сюжет. Здесь нет чуда, а есть подвиг очень старого человека, который останавливает казнь, потому что те, которые приговорены к казни, не прошли праведного суда. Они невиновны, а раз невиновны, то должны быть свободны. Эта работа поразительным образом соответствовала тому настроению, которое было развито, витало в русском обществе: довольно крови, довольно жестокости, давайте остановимся.

Как талантливый человек, Репин поразительным образом ощущал, как мы сегодня говорим, тренд времени. Он понимал, что необходимо остановиться, вернуться к корням, к традиции, к тому, что питало, держало, двигало, обеспечивало процветание и гармонию той страны, которая, кажется, идет не туда. Вот о чем эта работа. Она соответствует началу религиозного возрождения в русской философии. Она дает новые направления русскому искусству. Но, к сожалению, в творчестве самого Репина, увы, это не найдет продолжения. Он увлечется новыми трендами. И в этом отношении разделит судьбу страны. Действительно, Репин поразительным образом связан с драматургией своего Отечества.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать