– Герой сегодняшнего разговора – особенный. Это удивительный человек Фра Беато Анджелико. Эпоха Возрождения не предполагает людей с повышенным чувством нравственности, это эпоха раскрепощения после Средневековья. Это эпоха, когда человек себя ощущает равным Богу. И мы с вами знаем большое количество священников, аббатов, которые подвизались на нивах гуманитарных и художественных культур и отнюдь не блистали нравственностью. Но все это не очень свойственно тому человеку, который сегодня является предметом нашего разговора. Его биограф Вазари напишет о нем: «Брат Джованни был человеком большой простоты и святости, он чуждался всех мирских дел и, живя чисто и свято, был в высшей степени человечен. Живя целомудренно, свободно от мирских пут, приблизившись к райскому блаженству. Никогда не видели его гневающимся, но спокойным, доброжелательным и любезным». Слова Джорджо Вазари совершенно соответствуют этому человеку. Он действительно поражал современников своей особенной душевностью и расположенностью к людям. И совершенным равнодушием к славе, к богатству, ко всему тому, что составляет особую приманку жизни публичного, светского человека.
Мы не знаем семьи, в которой родился Фра Беато Анджелико, мы знаем только место – это город Виккьо, совсем недалеко от Флоренции и совсем близко от города Фьезола, сегодня это предместье Флоренции.
Гвидо ди Пьетро (это имя он получил при рождении) в 1418 году вступил в Доминиканский орден, он стал монахом монастыря Сан-Марко в городе Фьезола. И, собственно, этот монастырь и является родной обителью Фра Беато Анджелико.
Кто учил его живописи – неизвестно. Когда это происходило, тоже не знаем, но мы знаем, что первые работы, которые были сделаны Фра Беато, находятся именно в монастыре Святого Марка. Во-первых, Вазари пишет о том, что в его время, то есть в XV–XVI веках, в главном флорентийском храме Санта-Мария-дель-Фьоре находились две книги на религиозные сюжеты. Одна из них, совершенно очевидно, Евангелие с замечательными иллюстрациями, которые были сделаны Фра Беато Анджелико. Действительно, начинал Фра Беато именно как иллюстратор.
Если мы посмотрим на его работы, то заметим, что стиль Фра Беато таков, что он не делает различия между монументальной живописью, каковой является фреска на стенах того или иного сооружения, и графической иллюстрацией в рукописной книге. Это одни и те же приемы, один и тот же стиль, они еще не разведены временем и художественным развитием.
В монастыре Святого Марка появляются многочисленные его росписи в кельях. Цвета – это всегда характерно для Фра Беато Анджелико – удивительно звонкие и одновременно светлые, словно светящиеся. Линии точные и словно бы тающие в пространстве. И во всем этом есть ощущение некоего покоя. Прежде всего внутреннего покоя, что бы ни происходило, абсолютной уверенности в истинности и торжестве Создателя. Это работы, в которых присутствует то, что очень скоро исчезнет из искусства даже великих мастеров эпохи Возрождения. Это глубокая, искренняя, детская по своей раскрытости и глубине вера. Это чувство бесконечной благодарности Создателю за Его творения.
Мы обратим внимание на его раннюю работу, это фреска из монастыря Святого Марка, которая находится в Государственном Эрмитаже. Говорят, это часть той стены, которая находилась в келье папы Евгения IV. Когда эта фреска была отделена от монастырской стены – не совсем понятно. А в России фреска оказалась в 1882 году, это время самого начала правления императора Александра III. Князь Гедеонов приобрел для императора эту работу у художников Мацанти и Конти. Это «Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским». Работа ранняя, написанная около 1430 года. Работа, имеющая исправления, – это фон. Мы видим фон голубой, как бы представляющий собой небо. В первом варианте это был фон красного цвета, с золотыми звездами, и остатки этого фона мы можем видеть в пространстве между фигурами двух католических святых и Мадонной.
Эта работа интересна и совершенно необычна особым прохладным колоритом и чуть большей суровостью, чем мы обычно ожидаем от Фра Беато Анджелико. Очень равновесная композиция, образ Мадонны с Младенцем простой по композиции, умиротворенный, внутренне сосредоточенный. Он символизирует собой ту веру, которая присутствует в каждом христианине.
Вера нуждается в защите. Защиту эту воплощает образ святого Доминика, основателя Доминиканского ордена. И основываться вера должна на прозрении, на знании, на систематизированном богословии – это, конечно, Фома Аквинский. Знаменитый автор «Суммы теологии» и уже канонизированный к тому времени. Он находится с другой стороны от Мадонны, слева.
Эти святые облачены в одежду доминиканских монахов, и в руках у них атрибуты монахов. У Доминика этим атрибутом являются белые лилии, символ чистоты замысла. Мы довольно смутно представляем, чем занимался орден святого Доминика. В нашем представлении, сформированном эпохой Просвещения, рационализма, атеизма, мы скорее поверим в то, что доминиканцы – это те, кто создавал инквизицию. Но на самом деле Доминиканский орден создан для защиты христиан, для помощи верующим, для просвещения тех, кто находится в заблуждении. Для этого просвещение как раз и нужно, и Фома Аквинский создал систематический сводный труд по богословию и христианской философии. А атрибут святого Фомы, который мы видим на его груди, – это горящая звезда. Прозрение, вдохновение, озарение, которым этот удивительный и, увы, недолго проживший человек делился со всем миром.
Работа удивительно проста по композиции, удивительно ясна по своему замыслу. Оба католических святых держат тексты, и мы можем эти тексты прочитать. Это 103-й псалом, и каждый помнит, что именно этим псалмом начинается суточный богослужебный цикл, с этого псалма начинается вечерня. Напомним первые слова этого псалма: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра… Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия! (Пс. 103, 1–3,35).
Текст предначинательного псалма, с которого начинается богослужебный цикл, мы видим в руках святого Доминика и святого Фомы.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!