Слово. Рождество Христово

13 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Повтор от 9 января 2019 г.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! От всей души поздравляю вас с Новым годом и Рождеством Христовым! Рождество с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажженные на подоконнике свечи в ночь на 7 января в знак того, что Пресвятая Богородица и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно же, колядки. В Православной Церкви, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются слова рождественского канона: «Христос рождается – славите!» О том, как славить родившегося Богомладенца, мы узнаем у настоятеля храма святых мучеников младенцев Вифлеемских, священника Максима Устименко.

 Отец Максим, давайте вначале вспомним, когда христиане начали впервые отмечать Рождество? И главное, почему именно зимой?

– Да, это вопрос действительно интересный. Может быть, для кого-то из наших телезрителей покажется странным, но очень многие праздники, которые сейчас празднуют христиане, не были известны Церкви в древности. Самые древние праздники, которые упоминаются еще во II веке, – это зимний праздник в честь Богоявления, Пасха, а также так называемый период пентикостии (Пятидесятницы), который, собственно, и оканчивался самим днем Пятидесятницы. А такой праздник, как Рождество Христово, был просто неизвестен.

Появился этот праздник впервые в Риме, примерно в первой половине IV столетия, после Первого Вселенского Собора. С чем было связано его появление? Дело в том, что в дохристианские времена Римская империя имела свою собственную религию, которая сформировала ее культуру, быт и так далее. В конце ноября римляне праздновали праздник в честь бога Диониса фракийского, иначе его называли Вакх. То есть это был праздник, называемый «вакханалия», посвященный богу виноделия. Он длился очень долго и плавно перетекал в другой праздник в честь бога Сатурна и богини Опы, жены Сатурна; это так называемые сатурналии и опалии. Это был праздник плодородия, связанный с культом урожая, продолжения рода и так далее. Он начинался 17 декабря и оканчивался сначала 21 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, когда бывает самый короткий день и самая длинная ночь, но затем был продлен до 24-25 декабря, плавно перетекая в другой праздник – Вота.

Затем 1 января римский император, который был также понтификом, то есть верховным жрецом, в день празднования двуликого бога Януса объявлял календы. Календы – это праздник, который был не только в январе, но и в феврале, и в марте. То есть римский император, будучи верховным жрецом, объявлял начало нового месяца и говорил, сколько в нем будет дней и какие празднования. Календы шли с 1 по 5 января.

Почему появился праздник Богоявления (его древнее название было «Явление» (Эпифания)) 6 января, – мы точно ответить не можем. Скорее всего чтобы этот день для христиан еще гонимой Церкви не смешивался с языческими праздниками, он и был установлен сразу по окончании этих самых длинных празднеств древних римлян.

После Миланского эдикта святого равноапостольного императора Константина, который был издан в 313 году, Церкви была предоставлена свобода проповеди, и христиане были уравнены в правах с язычниками, жившими в империи. И поскольку сам император симпатизировал христианам, их вера стала приобретать все большую популярность среди народов империи. В итоге довольно быстро римские язычники стали принимать христианство. Но очень яркие, красочные праздники в честь Сатурна, сатурналии, они забыть никак не могли. Поэтому Церковь в лице ее священноначалия приняла решение: вместо сатурналий 25 декабря праздновать Рождество Христово.

Этот праздник впервые появился в Риме, на Западе, и постепенно, примерно в течение 100–150 лет, распространился и на Востоке. После IV Вселенского Собора, который прошел в 451 году, Рождество Христово окончательно закрепилось и в восточной, греческой части империи как праздник, отдельный от Богоявления.

Несколько позже, при императоре Юстиниане, в греческой части империи по образцу римских календ были введены уже новые, христианские календы, которые стали для христиан святками. Таким образом, Рождество окончательно отделилось от Богоявления. С праздником Богоявления стали ассоциировать события, связанные с Крещением Господним. Хотя на Западе произошло несколько иначе: там Богоявление стали связывать не с Крещением, а с поклонением волхвов. Вот так возникли две разные традиции: греческая традиция Рождества, которую мы заимствовали, приняв крещение из Византии, из Константинополя, и латинская традиция, которая в древности, до великого раскола 1054 года, была частью большой вселенской традиции Церкви.

– От Рождества Христова до Крещения идут святки, или святые дни. Как правило, в эти дни колядуют. Само слово «коляда» имеет языческий оттенок. Что оно обозначает и когда впервые появились христианские колядки?

– Действительно, слово «коляда» имеет языческое происхождение. Скорее всего «коляда», «колядовать» происходит от римских «календ». Кстати, отсюда и слово «календарь». Слово «календы» образовано от греческого глагола καλῶ, что значит «созывать». Император созывал народ Рима, объявляя новый месяц. Кстати сказать, греки никогда не знали понятия «календы», хотя слово это и греческого происхождения. У римлян даже бытовало выражение: «отложить какое-то дело до греческих календ», то есть не сделать никогда. Все равно как у нас говорится: после дождичка в четверг (или: когда рак на горе свистнет). То есть не будет сделано никогда.

Но со времени императора Юстиниана уже христиане-греки стали праздновать календы как святки, как святые дни, которые освящаются молитвой, таинствами и в конце освящением воды в день Богоявления. В таком виде святые дни, святки, календы, были восприняты и христианизированными славянами: сначала западными, а затем и восточными.

Само понятие «колядки» пришло к нам с Запада. Оно связано с тем, что в Средние века в Европе были развиты так называемые мистерии, в которых обыгрывались те или иные события Священной истории Нового Завета. Скажем, в европейских городах строились вертепы, которые изображали Рождество Спасителя, Пречистую Деву Марию, Иосифа и так далее. В народе сочинялись стихи, которые перерастали в песни и гимны и назывались также календами. Скажем, в польском, чешском языках колядки так и называются – календы. Но это уже не языческие, а христианские календы, посвященные Рождеству Христову.

Поскольку после монголо-татарского нашествия многие территории Юго-Западной Руси (бывшее Киевское княжество и так далее, то, что сейчас составляет значительную часть Белоруссии и Украины) вошли в Речь Посполитую, польская католическая культура, также славянская, оказала огромное влияние на украинский и белорусский народы. Для украинского и белорусского народов колядки – неотъемлемая часть культуры. В Центральной Руси колядки как таковые почти не распространились; на русском языке их немного.

Какие традиции существовали здесь, в Великороссии, для прославления праздника Рождества Христова? Как правило, были так называемые христославы, то есть те люди, которые со звездой, с иконой Рождества ходили по домам и пели песнопения праздника: тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает», величание. А также провозглашали «многая лета» хозяевам дома.

 Традиции любого праздника складываются годами. Какие утрачены в настоящее время?

– Конечно, у нашего народа те традиции, которые были связаны со святками, не всегда носили христианский характер. Вспомним стихотворение классика: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали». Скажем, традиция гаданий, традиция выкликания умерших предков, приглашения их на кутью и многое другое, что не являлось на самом деле христианским, утрачено. И слава Богу – значит, для современных христиан, православных русских людей, имеется возможность возрождать христианские традиции. Скажем, славить Христа, организовывать те же самые праздники в воскресной школе, поздравлять людей, которые сами не могут прийти в храм Божий. То есть мы можем разделить радость праздника с теми, кто, например, болен, прикован к инвалидному креслу, навестив и поздравив их. Так что лучше устанавливать новые, подлинно христианские традиции, которые связаны с Рождеством Христовым и с евангельской историей в целом.

 Отец Максим, что бы Вы могли пожелать нашим дорогим телезрителям в Рождество Христово?

– В Рождество Христово хочется пожелать всем нашим зрителям прежде всего драгоценного дара Божия – здоровья, дара веры и христианского следования Евангелию в повседневной жизни.

 Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю душевную беседу. Я Вас тоже поздравляю с наступившим Новым годом и Рождеством Христовым!

– Благодарю, Катя! И Вас взаимно с Рождеством Христовым и новолетием. Милости и благости Божией!

 Дорогие телезрители, я полностью присоединяюсь к добрым словам отца Максима. Пусть благодатный свет Вифлеемской звезды озаряет ваши дома, сердца, семьи. Успехов вам в новом году, счастья, здоровья, любви! До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​