Слово. Иконография Пресвятой Богородицы

14 октября 2020 г.

Повтор от 3 июня 2020 г.

Даже в условиях самоизоляции мы выходим для вас в эфир. Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии. Существует очень много икон Божией Матери. Например, Тихвинская, Владимирская, Казанская и другие. Их несколько сотен. Но ведь Матерь Божия одна. Почему же столько Ее образов существует в православной иконописи? В этом нам поможет разобраться настоятель храма святых мучеников младенцев Вифлеемских в Санкт-Петербурге священник Максим Устименко.

– Где и когда появились первые иконы Богородицы?

– Церковная традиция или церковные предания связывают появление первых икон Божией Матери с апостолом и евангелистом Лукой. Он был учеником Иисуса Христа из числа семидесяти, также он был врачом и имел, по всей видимости, художественные навыки. Считается, что первые иконы Божией Матери написал именно апостол и евангелист Лука. Это церковное Предание. О чем же нам говорит церковная археология? В римских катакомбах имеются древнейшие изображения Божией Матери, относящиеся к концу I столетия: изображение Богородицы с Младенцем и молящейся Божией Матери с воздетыми руками. Поэтому принято считать, что первые иконы Божией Матери появились уже в конце I – начале II столетия христианской эры.

– А как сформировался иконографический канон для изображения Богородицы?

– Он складывался постепенно. Изначально его не было. В Ветхом Завете вообще не было никаких священных изображений. Но иконопись как вид христианского изобразительного искусства появилась тогда, когда христианство пришло к язычникам. Поскольку язычники имели священные изображения, постепенно стали появляться иконы. Что касается догматического отношения к иконописи, иконопочитанию, в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Бог неизобразим.

Почему в христианстве имеются иконы? Потому, что Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины. Бог воплотился, поэтому стал изобразим. Вместе с изображением воплощенного Сына Божьего Иисуса Христа стали изображать и Его Пречистую Матерь, и святых. Постепенно в христианской истории складывался канон иконописи. Абсолютно точно можно сказать, что окончательно сформировался он на стыке античной и средневековой эпох. У нас в России канон написания икон пришел вместе с христианской верой из Византии и постепенно развивался. Что касается иконописных типов икон Божией Матери, их выделяют примерно девять, но в основном это сводится к трем иконописным типам: «Одигитрия», «Умиление», «Оранта».

Слово «Одигитрия» означает «Путеводительница». Матерь Божия держит Младенца на одной из Своих рук и указывает на Него как на путь к вечной жизни. К такому иконописному типу относят, например, Смоленскую «Одигитрию», Казанскую икону, Иверскую, «Скоропослушницу» и многие другие схожие по внешнему изображению иконы Божией Матери.

Второй иконописный тип – это образ «Умиление» (по-гречески: «Элеуса»). Иногда в греческой традиции его называют «Сладкое лобзание», когда особо изображаются проявления материнских чувств Матери Божией к Богомладенцу Иисусу Христу, что вызывает умилительное отношение. К этому иконописному типу мы относим знаменитую Владимирскую, Донскую, Феодоровскую иконы Божией Матери.

Третий иконописный канонический тип – это икона Божией Матери «Оранта», когда Богородица изображается молящейся с воздетыми руками. Это икона Божией Матери «Знамение», Новгородская или Курская Коренная. К этому же иконописному типу относят и не так давно явленную икону «Неупиваемая Чаша».

В XVII веке в Русской Церкви постепенно стал складываться иной иконописный тип. Он складывался под влиянием западной живописи. Влияние Запада постепенно проникало на русскую почву и в русскую культуру, в том числе в иконопись. Западные образы Божией Матери немного отличаются от традиционных восточных, византийских, греческих. Там сложился свой канон изображения Пресвятой Богородицы. Часть из этих икон, доселе неизвестных, проникли на Русь и стали почитаться.

Например, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая была явлена в Москве в XVII столетии. Этот образ сформировался целиком под влиянием западной живописи. Такой тип иконописи на Западе называется Mater Misericordia – «Мать Милосердия». Таким образом, мы видим Божию Матерь, Которая оказывает милость, подает милостыню людям, нуждающимся в Ее особой защите и заступничестве, это: бедные, больные, скорбящие и так далее. Поэтому эта икона получила название «Всех скорбящих Радость». Хотя по своему происхождению  икона западного иконописного типа. Или другой образ, который также известен и почитается, – икона Божией Матери «Прибавление ума»; это также западный иконописный тип, относящийся к понятию Mater Misericordia – «Мать Милосердия».

– Существует много известных икон Богородицы: Казанская, Владимирская, Тихвинская. Но есть еще и непривычные образы Божией Матери: «Троеручица», «Семистрельная», «Взыскание погибших». Эти иконы находятся в православных храмах. Получается, что иконописание может быть свободным творчеством?

– Что касается иконы «Троеручица», то этот образ относится к иконописному типу «Одигитрия». Иоанн Дамаскин был лишен руки за почитание, написание икон. Матерь Божия Сама его исцелила; с этим и связана эта история. До сих пор у греков, итальянцев существует такая традиция: делать вотивные изображения, подношения к тому или иному образу; скажем, к образу Божией Матери. Получив исцеление руки, в благодарность Богородице Иоанн Дамаскин поместил изображение своей исцеленной руки на образ Божией Матери.

Образ «Взыскание погибших» – это иконописный тип «Умиление». Он стал особо почитаться в связи с историей его обретения. Что касается иконы Божией Матери «Семистрельная», сейчас очень многие люди (воцерковленные и не очень) стараются приобрести эту икону для своего дома, чтобы была защита от всякого зла, напасти. Это также западный иконописный тип, который называется Mater Dolorosa, то есть «Мать Скорбящая». Связано это с тем, что Матерь Божия скорбела при распятии Своего Сына. И мечи, которые пронзают сердце или душу Божией Матери, связаны с пророчеством Симеона Богоприимца: «Твое сердце пройдет оружие», то есть страдания Сына Божия, Ее Сына пронзили Ее сердце.

Мы знаем, что традиционные канонические изображения Божией Матери – иконы – имеют разные названия: Владимирская, Казанская, Тихвинская, то есть обретение этих икон связано с тем или иным местом, с тем или иным городом. Например, у нас в России есть почитаемая икона Курская Коренная «Знамение». По иконописному типу это икона Божией Матери «Оранта» – «Молящаяся». В России ее называли «Знамение», поскольку Божия Матерь – как знамя победы, знамя Боговоплощения. В этой иконе изображается снисходящее Слово Божие Иисус Христос во чрево Пресвятой Богородицы. Таким образом, иконописец видел сбывшееся пророчество Исаии – одного из величайших пророков Ветхого Завета, что Сам Господь даст знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог.

Этот образ очень почитается в Великом Новгороде. Но как он появился в Курской земле? Образ был обретен благочестивым человеком при корне дерева, откуда забил живоносный источник целебной святой воды, поэтому и назвали Курская (по месту, городу) и Коренная (потому что при корне дерева был обретен этот образ).

У нас в Петербурге почитается Тихвинский образ Пресвятой Богородицы – по городу Тихвину, где была чудесным образом явлена икона, которая относится к иконописному типу «Одигитрия» («Путеводительница»).

Или, скажем, икона Божией Матери «Казанская», явленная во граде Казани в XVI веке вскорости после его завоевания. У нас в Петербурге есть целый собор, построенный в честь Казанского образа, где почитается его чудотворный список. Но история сохраняет название этого образа.

Что касается свободы иконописи, конечно, иконы, как правило, имеют определенные правила написания, определенный канон, из которого никакой иконописец, художник выйти не может. Иначе это будет просто некое изображение, пусть самое благочестивое, но оно не будет являться иконой.

По каноническим правилам написания иконы должны прежде всего передавать не чувственный образ, а настраивать человека, молящегося перед иконой, на молитвенный лад. Поэтому Матерь Божия, как правило, изображается без каких-либо человеческих страстей, всегда Девой. Даже если это образ Успения Пресвятой Богородицы – Матерь Божия изображена лежащей на смертном одре Девой.

У Матери Божией на иконах изображаются на лбу, челе, одежде и на двух плечах звезды – три звезды как символ Ее приснодевства. Конечно, не важно для православного человека, перед каким образом молиться. Матерь Божия везде одна, всегда и повсюду Она слышит все наши просьбы, которые мы возносим к Ней с верой и благоговением.

– Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю беседу. Всегда очень интересно узнавать об истории икон Богородицы.

Необязательно у себя дома иметь большое количество икон Богородицы. Главное, обращаться в молитве к Божией Матери с чистым сердцем и надеждой получить помощь и поддержку.

Ведущая Екатерина Соловьева

                                                                                                         Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​