Слово. Рождество Христово на Святой Земле

6 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Повтор от 8 января 2020 г.
 

Есть страны, где люди от века

Не знают ни вьюг, ни сыпучих снегов –

Там только нетающим снегом

Сверкают вершины гранитных хребтов…

В такой-то стране ароматною ночью,

При шепоте лавров и роз,

Свершилось желанное чудо воочью –

Родился Младенец Христос.

– С Рождеством Христовым, дорогие телезрители! О празднике Рождества на Святой Земле мы сегодня поговорим с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с 2009 по 2013 год архимандритом Исидором Минаевым.

Расскажите, как происходит встреча Рождества Христова в Вифлееме, ведь город находится на арабской территории. Есть ли какие-то ограничения местной власти для паломников, приезжающих к месту рождения Спасителя?

– Если брать россиян, то по российскому паспорту спокойно можно преодолеть  КПП. Иногда бывают какие-то очереди, особенно в праздничные дни. Когда западное (католическое) Рождество или уже православное – в эти дни, конечно, бывает очень много народа. Город Вифлеем – арабский город, в котором в основном живут арабы-христиане, то есть и католики, и православные. В Израиле и  Палестине есть лютеранская община, лютеранский епископ (кстати, араб по национальности, местный).

Город украшается по-европейски: стоит елка, иногда даже Санта-Клаус бывает, звучат всем известные рождественские западные песни... В сочельник Патриарх Иерусалимский прибывает в Вифлеем, где большое количество паломников, духовенства, и заходит в Храм Рождества Христова – там служится служба сочельника (литургия), а вечером (и ночью тоже) – ночная служба (Божественная литургия)…

Надо сказать, Русская духовная миссия имеет традицию: за несколько дней до Рождества начальник Миссии, священнослужители, монахини Горненского монастыря, все сотрудники Миссии, которых в общей сложности около ста человек, приезжают в Вифлеемскую пещерку и служат свою, скажем так, русскую Божественную литургию. Сестры Горненского монастыря поют, начальник Миссии возглавляет богослужение, присутствует владыка – епископ Иорданский, а также настоятель Храма Рождества Христова владыка Феофилакт. Он не служит, но потом принимает у себя в резиденции нас –  паломников, пилигримов, можно сказать, пришедших за несколько дней до Рождества помолиться на том месте, где почитается традиционно Рождество Христово.

– Отец Исидор, а чем отличается празднование Рождества в Иерусалиме, в других местах Святой Земли от Вифлеема?

– Вифлеем – это центр; собственно, в этом месте все и произошло. Надо сказать, что в Иерусалиме весь основной литургический годовой круг связан с местной географией, то есть Патриарх Иерусалимский постоянно возглавляет службы на тех местах, где происходили священные события (как Преображение на горе Фавор). Есть монастырь, храм, где служится ночная преображенская служба. Вспоминается Вход Господень в Иерусалим; по этой же дороге идет крестный ход, а потом совершается литургия. И все праздники, в том числе Рождество Христово, всегда отмечаются богослужением именно в тех местах, где событие происходило. Приезжает огромное количество паломников, духовенство; практически все епископы сослужат с Иерусалимским Патриархом, приезжают епископы из других стран. Вот такое пышное торжество.

Надо сказать, что у Патриарха Иерусалимского такие канонические территории:  Израиль, Палестина, Иордания и Синай. Синайский полуостров –  автономия при Иерусалимском Патриархате, но тем не менее это каноническая территория Патриарха Иерусалимского. И во все места, где празднуются события Священной Библейской истории, всегда выезжает Патриарх. Например, в день Крещения Господня он совершает водосвятный молебен на реке Иордан, практически в том месте (примерно, конечно, в том месте), где и было Крещение Господне. В Вифлееме идут ежедневные богослужения, но такая пышная процессия в основном в дни Рождества Христова.

– А как объяснить такую метаморфозу, что на западных рождественских открытках вместо Вифлеемской звезды и Младенца Христа изображают собачек, кроликов и другую атрибутику, не имеющую к Рождеству никакого отношения?

– Это общее движение. Оно и в Западной Европе, и в Америке наметилось. Видимо, это толерантность. Например, я знаю, что чуть ли не судебные разбирательства инициировали мусульмане и иудеи в Америке, утверждая, что их оскорбляет то, что Рождество празднуется на государственном уровне. Если в Европе в конституциях многих стран (в Германии, Финляндии и во многих других европейских странах) заложено, что Церковь у них государственная (потому и Рождество  – государственный праздник, как, собственно, и Пасха, и многие другие религиозные праздники), то в Америке – не так. Поэтому многие (люди разных конфессий, атеисты)  возмущаются, почему начинается такой рождественский период… Все точки города (рестораны, торговые центры) украшаются; елки, атрибутика... Их, как они говорят, людей другой веры, это оскорбляет, унижает и так далее.

Вот такая традиция – чтобы этих людей не травмировать. Торговые точки (им же важно клиентов получать, а не отпугивать) начинают такую метаморфозу, как Вы правильно сказали, и пытаются уже представить Рождество как зимний праздник. В России оно было уничтожено ­– Новый год был  главный. И елка – это же Новый год в нынешнем современном сознании, хотя это – рождественская елка на самом деле. Но на рождественской елке должна быть Вифлеемская звезда (а не пика и не красная звезда) и шарики с евангельскими сюжетами или какими-то рождественскими персонажами: это волхвы, пастыри, пастухи и так далее…

Так вот, возвращаемся к метаморфозе. Вот и решили, видимо, уже на Западе, где не было революции, перейти к такой зимней тематике: зимняя сказка, зайчики под елкой… Праздник зимы, в общем, а не Рождество Христово, чтобы не обижать других верующих (или, сказать точнее, людей другого религиозного направления). Так что это – чисто коммерческое.

Сейчас уже за полтора месяца до Рождества или Нового года город украшается елками и лампочками. Но, например, в России, в СССР такой традиции не было. Потому что  привыкаешь, если у тебя гирлянды эти висят месяц (второй месяц пошел). К самому дню праздника они уже приелись, стали обыденностью – нет никакого приподнятого настроения. Всегда в России это было 27–28-го числа: все школы, магазины, улицы начинали украшать, и к 31 декабря все было красиво, а потом, через неделю или несколько дней (как правило, до Старого Нового года, по-моему, ждали), всё убирали. А у нас это вешается почти на всю зиму. Приедается. А почему так случилось? Потому, что торговым сетям нужно продавать подарки, увеличивать потребление. Это такой рекламный ход, не более.

– Отец Исидор, что бы Вам хотелось пожелать нашим дорогим телезрителям в эти светлые рождественские дни?

– Хотел бы пожелать прежде всего радости, потому что радости в жизни у людей мало. Мы иногда имитируем радость, некоторые вообще имитируют личное счастье, потому что им кажется: «Как это так? Я что – неудачник, несчастный?» И вот начинается имитация, а потом метания наедине с подушкой, оплакивание несбывшихся надежд. Нужно искать радости в простом: в природе, семье, любимой работе. В том, что не только приятно получать подарки, а вдвойне приятно их дарить. Вот чтобы в рождественский период обучиться, а потом дальше всегда это делать: находить людей, которым хуже, чем нам, или которые беднее нас или несчастнее, и принести им какую-то радость. Поделиться чем-то: добрым словом; может быть, недорогим подарком, вниманием, комплиментом. И когда мы увидим, что человек порадовался нашему поступку или подарку, то и нам станет радостнее, мы почувствуем некую личностную реализацию, некую радость. Желаю радости людям!

– Спасибо, отец Исидор, что пришли сегодня с нами разделить этот замечательный праздник! С Новым годом и Рождеством!

– И Вас поздравляю!

– Дорогие телезрители, пусть светлый праздник Рождества Христова принесет вам радость и надежду, тепло и уют, пусть домашние хлопоты и заботы уступят место жизни, наполненной верой и любовью. Не забывайте дорогу к храму. С Новым годом!

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 09 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​