Слово. Грех хулы на Духа Святого

9 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В Евангелии есть место, которое приводит в недоумение многих людей. Это слова Иисуса Христа: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12,  31–32). С грехами против заповедей «не убей», «не прелюбодействуй», «не укради» все ясно и без дополнительных пояснений, а вот чтобы не впасть в грех хулы на Духа Святого, надо знать, каких именно действий следует избегать.

Об этом мы сегодня поговорим с доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, преподавателем нравственного богословия протоиереем Александром Ранне.

Отец Александр, простительно хулить Сына и непростительно Духа Святого. И что тогда говорить об Отце? Как такое может быть, если Отец, Сын и Дух Святой – это Единый Бог?

– Вопрос о Пресвятой Троице сложный, потому что логическому размышлению он поддается с трудом. Ведь как можно осмыслить то, что выходит за рамки возможностей нашего разума? Бог непознаваем. Он выявляет Себя в Откровении, прежде всего – в Сыне. Кто такой Христос? Христос, как Он Сам Себя называет, – Сын Человеческий. Но что это на самом деле значит? Архангел Гавриил в евангельском чтении говорит Святой Деве, отвечая на вопрос, как это будет: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35). Человеческая природа Девы Марии восприемлется Словом Божиим.

Отец – это Тот, Кто изводит из Себя Дух Святой, но одновременно еще и Тот, Кто рождает Слово. Евангелие от Иоанна начинается словами: В начале было Слово (Ин. 1, 1). В начале был смысл, замысел Бога об этом мире. Когда мы говорим, в чем разница между Отцом, Сыном и Святым Духом – мы можем сказать, что разница только в том, что Отец рождает Сына и изводит Духа Святого, Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца. Больше ничего мы сказать не можем, кроме того, что Бог есть любовь.

Теперь мы возвращаемся к вопросу, почему хула на Сына Человеческого простится, а хула на Духа Святого не простится. Для того чтобы понять эти слова, нужно рассмотреть контекст этого места в Евангелии от Матфея. Так, фарисеи, иудейские учители, не принимают Христа, завидуют Ему. Когда они видят, как Христос изгоняет из людей духа зла, они говорят, что Он это делает силой Веельзевула, бога зла в представлениях того времени. Представляете себе, о чем говорит Христос, отвечая им? Он говорит о том, что любовь, милосердие к человеку нельзя объявлять злом. Разве может зло изгонять зло?! Нет, побеждает зло только любовь. И Христос говорит, что те люди, которые зло называют добром, а добро – злом,  никаким образом не могут войти в созвучие с Божественной любовью. Бог, хоть всех любит и готов всех простить, никогда не насилует человеческую волю. Сам человек, будучи свободным, выбирает путь своего развития. Если человек не хочет быть на стороне добра, то каким образом Бог должен его заставить быть добрым? Если Бог делает тот или иной выбор за человека, человек превращается в некий манипулируемый предмет. Поэтому речь не о том, что Бог не хочет кого-то простить, а о том, что человек сам выбирает, на чьей стороне он находится.

Почему же хула на Сына Человеческого прощается? Святитель Иоанн Златоуст обращал внимание, что еще в Ветхом Завете рассказывается о Сыне Человеческом: о том, что Его будут гнать, о том, что Его не примут, о том, что Он должен будет пострадать. Об этом мы можем прочитать в Книге пророка Исаии и в 21-м псалме. Если человек не увидел во Христе Бога, то это может быть прощено в покаянии. Но если человек делает сознательный выбор в пользу зла, считая исцеления больных и одержимых страстями людей злым делом, то грех не может быть прощен. Простить ведь можно только того, кто хочет, чтобы его простили. А тот, кто не хочет, чтобы его простили, не может быть прощен.

– Но ведь человек может даже не знать, что совершает хулу. В чем заключается хула на Духа Святого?

Вопрос достаточно сложный. Мы знаем со слов апостола Иоанна Богослова, что Бог есть любовь. Хула на любовь и есть хула на Духа Святого. Суть всех законов, которые вложил Творец в этот мир, заключается в том, что все живет не ради себя, а ради другого. Замечательный русский религиозный философ Николай Лосский в своей книге «Условия абсолютного добра» обращает внимание на то, что животный мир создан таким образом, что все живут друг для друга. Да, они друг друга поедают, но они существуют для того, чтобы жил какой-то другой вид. Пчелы существуют потому, что есть цветы, хищные птицы – потому, что есть пчелы, и так далее.

В мире очень много того, что приносит вред человеку. Мир поврежден и все больше повреждается человеческим грехом, потому что человек живет не для красоты созданного мира, а ради себя и своего сиюминутного блага. Этот эгоизм разрушает все. Как сказал Адам: «Мне не нужен Бог, я хочу сам быть богом. Хочу сам придумывать себе законы». Человек, так рассуждающий, возводит хулу на Духа Святого, потому что в этих словах нет никакой любви, а есть только эгоизм. Люди живут по принципу: мы сейчас всё выкопаем, всё съедим и улетим на другую планету. Так и хочется сказать: «Ну и улетели бы скорее, оставили бы этот мир нормальным людям».

Понятие «хула на Духа Святого» может относиться к дурному слову против сути Божественной любви или к легкомысленной болтовне. А может относиться к отрицанию того подвига, который совершил Господь в Сыне, взойдя на Крест ради спасения мира. Это тоже хула на Духа Святого, потому что смирение, которое Господь выражает в Своем подвиге, есть пример для каждого человека, и человек, который не хочет идти по этому пути, в конце концов придет к тому, что ему не нужны будут ни Бог, ни милосердие, ни любовь.

Были люди, которые никогда не знали о Христе Иисусе, но были добрыми. Причем, может быть, были, а может быть, и не были. Мы не знаем, какие на самом деле мотивы главенствовали в их жизни и в чем будет заключаться суд Божий, но, может быть, в будущем мире будет еще возможность для человека ответить на вопрос: с кем он – с Божественной любовью или со злом, которое губит этот мир. Это, наверное, будет самый главный вопрос.

– Каким должно быть покаяние, чтобы простились абсолютно все грехи? Понятно, что искренним, но мы все искренне исповедуемся, а через время совершаем те же самые грехи.

– Когда совершилась Пятидесятница (об этом рассказывает Книга Деяний), апостолы собрались в Сионской горнице и на них сошел Святой Дух. Затем апостолы вышли на площадь, где собралось много людей, прибывших в Иерусалим на празднование Пасхи. Апостол Петр от имени других апостолов выступает со своей первой проповедью. В ней он цитирует слова ветхозаветного пророка: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2, 32). Но все ли захотят призвать имя Господне? Много будет таких людей, которые посмеются и скажут: «Да не надо мне никакого спасения». Гордыня человеческая безмерна. Что будет с этими людьми – это другой вопрос.

– Спасибо, отец Александр, что помогли нам понять, почему именно так звучат слова Спасителя в Евангелии.

О тех, кто с небрежением высказывается о Боге, святитель Иоанн Златоуст, со свойственным ему красноречием, говорил: «Кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты. Тот, кто называет мед горьким, не уменьшает его сладости, но обнаруживает свою болезнь. Точно так же и осуждающие дела Божии прежде всего наносят раны самим себе».

Ведущая Екатерина Соловьева

                                                                                                             Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​