Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнеописание схимонахини Рахили.
В ночь с 9 на 10 октября 1928 года в Спасо-Бородинском женском монастыре Московской епархии блаженно скончалась великая подвижница, старица, схимонахиня Рахиль. В последние годы своей долгой жизни она несла подвиг старчества - ответственный и очень сложный, особенно в современных ей тяжелых условиях. Матушка Рахиль принимала у себя в маленькой келии страждущий народ, и всем приходящим была ласковая утешительница, верная наставница и добрая руководительница. Ей посвящена книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии» и называется «Жизнеописание схимонахини Рахили». ***
Жизнеописание великой подвижницы 20 века - старицы Спасо-Бородинского монастыря схимонахини Рахили, написал ее духовный сын - протоиерей Сергий Лебедев, священник Богоявленского храма села Дровнино. Отец Сергий - потомственный священник, принял приход от своего отца Александра Лебедева. Он был поистине «пастырем добрым» своему словесному стаду, очень хорошо служил, не терпел разговоров в церкви, отличался интеллигентностью, пользовался авторитетом у местных жителей, преподавал в церковно-приходской школе Закон Божий. Батюшка любил работу на земле: сам пахал и бороновал, сеял рожь, молотил. В 1920-х годах о. Сергий усыновил троих сирот: двух мальчиков и девочку-младенца, и приютил их бабушку. В конце жизни, отдав свой большой двухэтажный дом под школу, жил при церкви. Протоиерей Сергий Лебедев блаженно скончался летом 1934 года, в возрасте около семидесяти лет, его отпевание совершал собор духовенства.
Как пишет сам отец Сергий в предисловии, «для всех почитателей и почитательниц, для всех тех, кого утешала, ободряла и кого наставляла на праведный путь христианской веры схимонахиня Рахиль, конечно, очень интересно, весьма полезно и поучительно познакомиться с ее жизнеописанием. Батюшка признается, что «очень страшно приступить к описанию живого, непосредственного общения человека с Богом и Его Пречистой Матерью, какое в наше время трудно даже и представить. Трудно описать и изобразить словами такую веру в Бога, такую всеобщую любовь, какие воплотила в себе матушка Рахиль. Но в то же время, - продолжает отец Сергий, - я хорошо знаю, как необходимо именно в настоящий момент, под свежим впечатлением, при ясности памяти собрать хотя бы сырой материал о ее жизни - о трудах, о подвигах, о старчестве, о примерах глубокой веры, о великих делах чудотворения, прозорливости и вообще - духовного водительства. Знаю я также и о том, как полезно все это для величия Церкви Христовой. Полезно это и для колеблющихся в вере».
Мы не будем рассказывать вам всё жизнеописание старицы, коснемся лишь первоначальных ее шагов к своей подвижнической жизни. Как повествует автор, будущая монахиня Рахиль родилась в начале 19 столетия в городе Дорогобуже Смоленской губернии, в весьма благочестивой семье купцов Коротковых. В Крещении ее назвали Марией. О своем детстве она рассказывала мало. Про родную мать почти никогда не вспоминала и не говорила о ней - очевидно, - предполагает отец Сергий, - девочка очень рано осиротела. Вспоминала матушка Рахиль о своем родном брате, с которым вместе обучалась грамоте. В родительском доме Мария сверх всякого своего желания воспитывалась в несколько светском духе, хотя и в полном благочестии. С большой охотою она читала книги - конечно, духовного содержания, которых в их доме было достаточно.
Любила Мария подолгу молиться и дома, и в храме, любила возжигать свечи, подавать нищим, ходить на богомолье и в ближайшие монастыри, и по разным храмам города и уезда, где бывали праздники. Часто принимала она у себя дома странниц и слушала их рассказы об их путешествиях, о подвигах старцев и стариц. С самого юного возраста Марию, под влиянием чтения Жития Святых и живых рассказов паломников о монастырях, о подвигах угодников Божиих, неудержимо влекло посетить святые места, побывать в Киево-Печерской Лавре, и особенно тянуло к святым мощам преподобного Феодосия Печерского, к которому она питала глубокое и безотчетное почитание и благоговение. Эта мечта, наконец, осуществилась. Как повествует автор, 14-летней девочкой Мария с разрешения и благословения своего отца вместе с шестью юными подругами из своего родного города Дорогобужа отправились пешком на богомолье по святым местам. Конечной ее было целью посетить Киево-Печерскую Лавру и поклониться преподобному Феодосию.
Происходило это в начале лета. В Киевской Лавре тогда было громадное стечение богомольцев, так что у Марии и надежды не было скоро пробраться к гробнице преподобного Феодосия. Но сверх всякого ожидания, как бы волною, ее передвинуло к самой гробнице. Здесь она горячо молилась и высказала свое желание, может быть еще и не твердое: поступить в монастырь. У изголовья раки Мария увидела монаха-старца, который произвел на нее впечатление очень ласкового и доброго священника. Ее душа так и льнула к этому старцу, от которого веяло святостью, и проявлялась эта святость в каждом его слове, во всем обращении с молящимися. Старец благословил Марию и сказал, что ее молитва принята Богом, что просимое со временем исполнится. И не сразу она поняла, что разговаривала с самим прп. Феодосием Печерским. Так, по словам автора, матушка Рахиль по чистоте своей душевной сподобилась благодатного общения с праведником, сияющим на небесах.
Это продолжительное паломническое путешествие по святым местам для юной Марии стало как бы фундаментом для дальнейшей ее жизни, а благословение преподобного Феодосия укрепило в ней стремление к монашескому подвигу. К 16-ти годам появились у Марии женихи и начали ее сватать, но она ни в мыслях, ни в сердце не имела желания замужества, а поэтому перед женихами и перед отцом отговаривалась и уклонялась, скрывая в глубине души свое желание: поступить в монастырь. Она говорила: «Надо об этом подумать, помолиться усерднее Богу; ведь это дело великое, а не пустяковое, его спешно решать нельзя. Положимся во всем на волю Божию, как будет угодно Богу». А Богу было угодно, чтобы Мария не выходила замуж. Господь готовил ее к великому подвигу старчества - отирать слезы у страждущего люда, согревать их своею любовью, укреплять маловерных, указывать ежечасно падающим путь спасения.
Автор описывает, как Господь положил начало к этому. На 17-м году жизни Мария, собирая грибы, нечаянно наколола себе глаз, и он у нее сильно заболел. Нестерпимая ломота была во всей голове. Ни днем, ни ночью не было покоя, болезнь не ослабевала ни на час и очень сильно изнурила юную Марию. В таком тяжелом состоянии, возлагая всю свою надежду на помощь Царицы Небесной, Мария отпрашивается у своего отца в Болдинский монастырь, находящийся от города Дорогобужа в 15-и верстах. Монастырь был основан преподобным Герасимом в 1528 году, здесь почивали и святые мощи его, и находилась чтимая чудотворная икона Божией Матери Казанская. Здесь, в монастыре, Мария дает тайный обет уйти в монастырь, если получит исцеление своего больного глаза.
После молебна перед ракой и чудотворным Образом, во время которого Мария усердно молилась, прося Матерь Божию и преподобного Герасима исцелить ее, служащий монах помазал больной глаз маслом из неугасимой лампады, и боль в глазу и голове сразу утихла. Мария получила полное исцеление. В то же время она услышала тихий голос, как бы внутренний: «Мария, обет надо исполнить». С этого времени девушка совершенно переменилась. Ее теперь перестали интересовать мирские развлечения и удовольствия. Она как бы начала постепенно умирать для мира и готовиться к великому подвигу. А о том, как жила дальше угодница Божия и как совершала свой нелегкий путь ко спасению, читайте на страницах этой книги.
*** Как свидетельствует автор, преподобная Рахиль прожила 128 лет, отличалась неземной добротой ко всем, кто приходил к ней. На иконе она изображена со свитком в руках, на котором написано: «На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще Небо, куда должны стремиться все живущие». В марте 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Празднование преподобной совершается 10 октября, в день ее преставления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 22 мая 2024
Этот день в истории. 22 мая
День ангела. 22 мая
Церковный календарь 22 мая. Пророк Исаия
Евангелие 22 мая. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!