Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 35–39
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, за богослужением читаются два евангельских зачала: отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 6, 17–23) в память святителя и рядовое чтение от Иоанна (Ин. 6, 35–39).
6.35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
6.36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
6.37. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
6.38. ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
6.39. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
(Ин. 6, 35–39)
Сказав о том, что манна питала одних только иудеев, а Хлеб Божий даст жизнь всему миру, Господь прямо указывает на Себя Самого как на истинный Хлеб жизни: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35). Совершенно очевидно, что речь идет о духовной жизни, то есть о новых отношениях с Богом, основанных на доверии, любви и послушании. И эти отношения стали возможными через Иисуса Христа. Другими словами, без Спасителя невозможна жизнь в полном смысле этого слова. И потому Господь назван Хлебом жизни. Жажда и голод человеческого существования утоляются, когда люди узнают Христа и через Него Бога.
Манна в пустыне только сохраняла и поддерживала жизнь. Она была предназначена только для Израиля, но Христос пришел для жизни всего мира. Он – Хлеб, сошедший с небес. Эти слова указывают на Богочеловеческую природу Христа, на Божественное происхождение всякого истинного блага, которое мы приемлем через Него. Настоящий Хлеб, сходящий с небес, таков, что тот, кто будет есть Его, не умрет, но обретет жизнь вечную.
Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете (Ин. 6, 36). В этих словах Господь выражает сожаление о том, что иудеи не верят Ему, хотя и видели накануне, как Он совершил чудо насыщения более пяти тысяч человек.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Сами же вы, как бы говорит им Христос, полагаете свою веру в Меня в зависимость от того, буду ли Я совершать перед вами чудеса. Но чудо или чудесное знамение вам дано было вчера, и если бы у вас были глаза, то вы могли бы увидеть то, что вам хотелось видеть, то есть признать в совершенном Мною чуде знамение Моего Божественного посланничества. Но вы не захотели видеть».
Вера во Христа – это не случайное дело, это дар Божий, подаваемый от Отца, а потому Спаситель и говорит: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет (Ин. 6, 37).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что этими словами Господь желает сказать следующее: «Веровать в Меня – дело немаловажное, и для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше и душа, с благодарностью принимающая откровение».
Но здесь особенно важно отметить, что слова эти не указывают на существование абсолютного Божественного предопределения, а говорят лишь о приуготовляющей или предваряющей благодати Божией, которая действует на сердце человека, не уничтожая его свободного произволения.
Желая раскрыть намерение Небесного Отца привести каждого человека ко спасению, Христос добавляет: и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 37–38). То есть Спаситель никого не хочет лишить возможности войти в Царство Божие, ибо Он пришел исполнять волю Божию. Воля эта заключается в том, чтобы Христос воскресил в Последний День всех данных Ему, то есть ввел их в радость вечной жизни.
Блаженный Феофилакт отмечает: «Говорит это, чтобы узнали, что не принимающий Его противен Богу, как противящийся воле Отца. Так как они Его называли противником Богу, то Он обвинение сие обращает на них и говорит, хотя неявно: не принимая Того, Кто следует воле Отца, вы делаетесь противниками Богу».
Несмотря на то что большинство иудеев не верует в Него, Спаситель замечает, что это не помешает осуществлению воли Небесного Отца: Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день (Ин. 6, 39). Таким образом, все ищущие спасения через Господа и приходящие к Нему станут наследниками основанного Им Царства Мессии, все они будут воскрешены Им в Последний День и сподобятся вечной жизни.
Евфимий Зигабен пишет: «Конечно, Он воскресит тогда всех, и тех, которые спасутся, и тех, которые погибнут, как верующих, так и неверующих; но воскресением здесь называет воскресение для блаженства, а не для наказания. Этими словами показывает, что общая воля Отца и Сына – та, чтобы все спаслись; для этого Тот послал, а Этот пришел: Тот дает верующих, а Этот, приняв, спасает».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что встреча и соединение с Господом преображают наше существование в полноценную жизнь и утоляют голод и жажду духовные. Ведь именно соединяясь с Господом через дух, ум, сердце, мы получаем возможность стать причастниками Божественной природы и наследовать вечную жизнь.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
У книжной полки. Путь православия
Православная Брянщина. 25 января 2025
Благие вести. 25 января 2025
Этот день в истории. 25 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!