У книжной полки. 10 июля

10 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского.

 

«Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», - так говорил о преподобном Амвросии протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять насельников монастыря и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь. Впервые изданные до революции, долгое время письма старца печатались выборочно и в репринтном воспроизведении. Затем стали публиковаться более объемные издания, содержащие «Полное собрание писем» преподобного Амвросия Оптинского. Одно из них, выпущенное в свет Издательством Успенско-Казанского монастыря, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию ***

Как говорится на сайте Оптиной пустыни, «Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам», которое впоследствии было дополнено. В 1908-1909 году вышло «Собрание писем … к монашествующим» в двух частях. Далее последовал перерыв в 100 лет, после чего публикация писем возобновилась.

Этот сборник, не претендуя на полноту собрания всех писем, предлагает читателям эпистолярное наследие преподобного Амвросия, распределенное по хронологическому принципу. «Подобное распределение позволяет читателю увидеть, как на протяжении многих лет развивались духовные отношения старца Амвросия со своими чадами — монашествующими и мирскими, людьми разных званий и сословий, семейными и одинокими, — равно ищущими мудрого совета и духовной помощи своего наставника и утешителя». Книга делится на три части, и две из них составляют письма «к монашествующим» и «к мирянам». А открывается данное издание праздничными поздравлениями, в которых старец объясняет те или иные моменты празднуемого события, песнопения или псалма. В свое время эти поздравления многократно переписывались и рассылались духовным чадам прп. Амвросия, поэтому они не имеют определенного адресата, а носят общий характер.

Для примера, прочитаем начальные строки одного из писем. «Сестры о Господе и матери! Не имея возможности поздравить каждую из вас порознь с настоящим всерадостным христианским торжеством, поздравляю всех вас вообще». Или в другом письме старец отмечает: «Желал бы вместе с поздравлением написать вам нечто и в назидание духовное. Но опасаюсь, как бы из праздничного и высокоторжественного не вышло нечто не праздничное и не торжественное, потому что полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом». Однако есть письма, предназначенные определенному человеку, в которых содержатся поздравления с именинами или днем рождения, слова утешения в болезни или других неприятностях, другие советы и наставления. Вот, например, такое письмо, которое принесет утешение и современным православным христианам.

«...У тебя есть немощь: простой путь Господень разветвлять на многие стези, тогда как и Священное Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать Евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели совокупляя во едины большие. Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: Вси путие Господни милость и истина (Пс. 24: 10), то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии совокупляя как бы только в две стези... И в Евангелии сказано: яко же хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им (прежде): се бо есть закон и пророцы (Мф. 7: 12). Се, ныне время благоприятно, - говорит апостол. Вот отныне и начнем многие стези и разветвления собирать в единообразный путь Господень, как сказано выше. Это средство тем хорошо, что человеку-христианину дает возможность успокоиться, чего человек не достигает, если решится на многие стези, раздробляя и разветвляя простой путь Божий. Когда же человек успокоится, тогда он способен бывает направляться к исполнению всех заповедей Божиих, глаголя со Псаломником: От заповедей Твоих разумех, сего ради возненавидех всяк путь неправды (Пс. 118: 104)».

А вот опять общее письмо насельницам монастыря, находящимся под окормлением старца Амвросия. Он напоминает духовным чадам о том, что, когда мы переносим, казалось бы, несправедливые обиды со стороны других, нужно вспомнить и свои неправедные дела. «Сестры о Господе! – пишет старец. - Получая от вас скорбные письма, я все ожидал: вот-вот кончится неприятная история неладной постройки. Но она доселе продолжается... Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа (Мф. 5: 39): аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую, то есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом, или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша паки Господа глаголющаго (Мф. 6: 14-15): Аще... отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам...»

Как известно, старец Амвросий на протяжении многих лет пребывал в болезненном состоянии, и не всегда мог дать достаточно полный ответ своим корреспондентам. Об этом он печалился и в частности писал: «Мир вам и благопоспешение о Господе, хотящем всем спастися и в разум истины прийти! Не скорбите на меня, что не имею возможности подробно переписываться с вами, обременяемый всегда и немощью телесной, и безпрестанной молвою от множества разнообразных посетителей. Уверяю вас, что скорблю о сем немало, но превозмочь и изменить положения своего никак не могу. Поэтому советую вам ради настоящей нужды крепко держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содействует христианину удерживаться на настоящем пути. В случае же уклонения от заповедей Божиих врачевать себя искренним покаянием и твердой решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного».

Читая эти письма и другие, можно отметить, что каждое слово поздравления или утешения подкреплено поучением, а в конце дается наставление о том, как подобает вести себя в различных частных случаях. Впрочем, все письма старца, по сути содержат конкретные советы о приобретении христианских добродетелей, о борьбе со страстями, о молитве и многое другое. В этих письмах содержатся ответы родителям, как воспитывать детей, ответы детям, как себя вести по отношению к родителям, советы семейным людям. Старец пишет и к лицам неправославного вероисповедания, и к лицам высокого общественного положения, отвечает на вопросы текущей общественной жизни. В основе всех писем преподобного Амвросия лежит евангельское и святоотеческое учение и незыблемость церковных догматов. О них архимандрит Иоанн (Маслов), являющийся исследователем эпистолярного наследия Преподобного, сказал: «Письма старца Амвросия раскрывают полную и ясную картину внутренней духовной жизни человека, указывают высшую цель его стремлений и способы, как достигнуть этой цели, состоящей в утверждении в своей душе Царствия Божия».

 

*** Как говорится в житии прп. старца: «Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших», в каждом человеке видел он образ Божий. Любовь старца не была «отношением» к кому-то, это было состояние, в котором он жил. Ему было свойственно постоянное сердечное сокрушение как о своих собственных грехах, так и о грехах своих ближних. Смирение и постоянное очищение сердца искренним покаянием, самоосуждением и молитвой создавали в душе старца светлое, мирное, радостное настроение, которое не оставляло его даже в минуты тяжелых физических страданий, он всегда был весел и спокоен. Это настроение отражается и в письмах старца Амвросия, которые собраны на страницах этой книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать