Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Считается ли грехом поцелуй в губы до свадьбы?
Самым важным советчиком в таком личном вопросе для человека остается его сердце. Климент Александрийский, один из учителей III века, говорил, что любовь освещает все отношения. Любовь сама по себе - таинство и бесценный дар Божий. Поцелуй бывает разный. Если он в духе любви, то не будет грехом, а по плоти, возможно, будет. Думаю, никто не ответит на этот вопрос, кроме Вашего сердца и Вашей совести.
- Первые христиане причащались каждый день. Как они постились при ежедневном причащении? Как правильно готовиться к причастию и причащаться? В каких случаях причащаться нельзя или нежелательно?
Центральный вопрос духовной жизни православного человека – это Таинство Причастия. Господь на Тайной Вечере разломил хлеб и сказал: «Сие есть тело Мое», разлил вино и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Именно когда мы принимаем Тело и Кровь Христа, происходит оставление многих наших грехов в меру нашего желания измениться, в меру нашего покаянного чувства, в меру прощения нами своих должников: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И когда священник во время Божественной литургии в чашу с Кровью погружает частицы, вынутые на проскомидии, он говорит: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Неслучайно Господь дал нам это Таинство, сказав: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Для православного человека невозможно спастись, не принимая регулярно Тела и Крови Христа.
Несколько первых веков в Православии была практика причащаться практически каждый день. Первые 300 лет Православие было под запретом, пока 1700 лет назад царь Константин не подписал Миланский эдикт, и Православие не стало государственной религией Римской империи. Первые христиане за исповедание веры могли быть подвергнуты пыткам и лишиться жизни. Они собирались на богослужения по ночам в воскресные и праздничные дни, получая Святые Дары на всю неделю. Причащали себя самостоятельно дома, утром натощак, после молитвы. У православного христианина тех времен всегда при себе был крест, Евангелие и запасные Дары. Прошло много веков и гонения на христиан прекратились, практики начали видоизменяться.
Появились две дороги в деле спасения человека: путь икономии (мягкий путь) и путь акривии (жесткий путь). На VI Вселенском соборе этот вопрос обсуждался, и 121-е правило VI Вселенского собора говорило, что к человеку следует применять икономию, дабы не ввергать душу страждущего в стремнины отчаяния. Мягкий подход, как правило, применялся к духовным младенцам. Как говорил апостол Павел, духовного младенца надо кормить жидкой пищей, а подросшему давать твердую. Поэтому для людей духовных, глубоко воцерковленных применялись более жесткие правила.
У первых христиан были среда и пятница как постные дни, литургический пост – 6 часов до причастия и Великий пост. По мере отхождения людей от Христа, по мере более редкого причастия люди переходили на дорогу акривии. Путь любви менялся на путь правил и духовного подвижничества. В XVII веке царь Петр издал указ о недопустимости отношения к причастию, как к аптекарскому снадобью. Тогда причастие стало редким, например, раз в году. В связи с чем появилось Причастное правило, которое и сейчас принято в нашей Православной Церкви.
Современная концепция Русской Православной Церкви сочетает оба эти подхода – икономии и акривии. Все, что касается подготовительных правил, постов – многое зависит от духовного отца, от священника, который исповедует и причащает. Правила подготовки к причастию, которые существуют сегодня, крайне важны и полезны, и в первую очередь необходимы для людей, причащающихся редко. А для тех, кто причащается часто, могут быть сделаны послабления, по благословению исповедающего и причащающего священника.
Практика обязательной исповеди перед причастием существует на сегодня в Русской Православной Церкви и в Болгарии. В Болгарии, например, пост перед причастием должен длиться не менее месяца. Хотя, как показал опыт, такая подготовка оказывается достаточно тяжелой для человека. В Греции другая практика: исповедь отделена от причастия. Человек исповедуется по мере необходимости и вне богослужения. Таинства совершают все священники, а духовной работой занимаются только те, кто имеет особое благословение от правящего архиерея. Об исповеди человек заранее договаривается с духовником и в неформальной обстановке, и на ней подробно обсуждают его духовные проблемы.
Я был очень удивлен тем, что в одном из Греческих монастырей мне встретились радостные, светлые, улыбающиеся монахини. Архимандрит Афонского монастыря Симонпетра пояснил, что причина их радости в ежедневном причащении, а подготовка к причастию заключается в состоянии радости. Если этой радости нет, то это тема беседы с духовным отцом.
Все эти правила, существующие сегодня, крайне полезны. Но очень важно, чтобы они не формализовались, так как нельзя подготовиться к встрече с Богом. Мы всегда недостойны - любая молитва подготовительного правила говорит об этом. Прочитайте пятую молитву Василия Великого Причастного правила: «Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе». Молитвы Причастного правила взывают к Богу: «Господь, Всевидящий и Вселюбящий, попали терние многих моих прегрешений, прости меня, грешного и немощного». Поэтому мы приступаем к Таинству с сокрушенным сердцем и с великой радостью. И радость всегда намного больше, чем сокрушение, ведь мы встречаемся с Богом, со Вселюбящим Отцом.
Но для того, чтобы причаститься достойно, надо простить всех, кто вас обидел, по примеру Христа: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А иначе Господь пройдет сквозь вас, не сможет попалить терние ваших прегрешений, если вы не простили своих должников. И это очень важно понять.
Расшифровка Татьяна Пономарева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!