Точка опоры. Встреча с Богом как точка опоры

15 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

– Сегодня 15 февраля 2019 года, Сретение Господне. Тема сегодняшней передачи – «Встреча с Богом как точка опоры».

Я прочитаю вам Евангелие сегодняшнего дня. От Луки Святого Евангелия чтение.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Тогда был в Иерусалиме человек именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Сретение Господне. Во-первых, мы видим, что первая встреча была с Симеоном. Кто такой праведный Симеон? Он был выдающимся человеком энциклопедических знаний. Он был привлечен в составе ветхозаветных мудрецов для работы в Александрийской библиотеке для перевода древних текстов. И когда он разбирал древние пророчества, ему попалась такая надпись: «Се, Дева родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: “С нами Бог”». Он засомневался в правильности сказанного и исправил слово «дева» на слово «жена», так как, по его пониманию и представлению, дева не могла родить сына – Богомладенца Иисуса. Тогда перед ним явился Архангел Гавриил и сказал: «Ты будешь жить до тех пор, пока не увидишь этого наяву».

С тех пор Симеон не мог умереть. Он жил более трехсот лет. Разные источники показывают разные цифры (например, в одной книге я встречал возраст 384 года). И Симеон ожидал появления Христа, чтобы еще раз убедиться, что у Бога живо каждое слово, что ни одно Божье слово не может быть исправлено человеком.

И вот сретение, встреча с Богом… Это, во-первых, сретение Симеона Богоприимца, который, взяв Спасителя на руки, говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Это встреча с Богом также и пастухов, которые пасли овец на поле пастушков под Вифлеемом, когда родился Богомладенец Иисус. Это также встреча тех святых подвижников, которые были готовы к этой встрече, молились Богу. Ведь Господь идет только к чистым сердцем. Для того чтобы встретиться с Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом, надо быть чистым сердцем.

Помните, в Евангелии от Луки, когда Господь идет в окружении учеников по дороге в Иерихон, при дороге сидит слепой. И, услышав шум народной толпы, сей слепой восклицает: «Кто это идет?» Ему говорят: «Иисус Назорей идет». И он начинает восклицать: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» Сын Давидов – значит Сын Божий. «Господи, помилуй меня!» Он, будучи слепым, узнает Бога. Удивительно, что это восклицание происходит от слепого. Ученики идут в окружении Спасителя, но восклицает слепой, сидящий при дороге, – человек, чистый сердцем, который опознал, узнал Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Помилуй меня!» – такое обращение возможно только к Богу. Не конкретная просьба, а обращение в форме: «Господи, помилуй меня так, как Ты Сам знаешь!» Господь подходит к нему и задает необычный вопрос: «О чем ты просишь Меня? Что ты хочешь от Меня?» Ведь Господь знает, что человек хочет прозреть, но спрашивает, чтобы это было очевидно для всех окружающих, чтобы это чудо было очевидным. И слепой говорит: «Хочу прозреть». Господь говорит: «Прозри! Вера твоя спасла тебя».

Сретение с Богом – это встреча с Богом, но для этого надо быть чистым сердцем. Вы, конечно, можете спросить: а что значит быть чистым сердцем? Это значит любить Бога всем сердцем своим, всей крепостию своею, всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя. Быть чистым сердцем – значит иметь чистую душу. Ведь именно грех создает некое давление духовной грязи в душе человека. Грешный человек имеет высокое давление греха. А Господь – это ветер радости, и не может ветер устремиться в сторону высокого давления. Но если мы снизим давление греха в своей душе на таинстве Исповеди, то в эту душу устремится ветер радости Господь.

Чистый сердцем – это человек, исповедавший свои грехи на таинстве Исповеди. Вот почему перед встречей с Богом по нашей традиции человек всегда приходит на исповедь – для того, чтобы снизить давление греха, очистить свое сердце, открыть душу Богу, чтобы ветер радости Господь наполнил душу такого человека.

Встреча – это в первую очередь небывалый Завет. Господь как бы говорит нам: «Вы часто проходите мимо Меня, не замечаете Меня, но Я дам вам небывалый Завет, вы не сможете пройти мимо. Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. И дам вам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас».

Но как говорил преподобный Серафим Саровский, можно причаститься на земле, но не причаститься на небе; это когда человек подходит к Богу, к сретению, к таинству Святого Причастия в духе осуждения других людей, в духе невыполнения заповедей. Осуждение людей – это осуждение Бога и осуждение себя. А священник, когда причащает, говорит человеку, давая Тело и Кровь Христа: во оставление грехов и в жизнь вечную.

Наши грехи могут уйти только в той степени, в которой мы милостью Божией простим других людей. Причащающийся в осуждении осужден будет. Вот поэтому так важно таинство Святой Исповеди перед Причастием.

Сретение для нас – это духовное трезвение, когда мы чувствуем Бога, когда не проходим мимо, когда наполняем душу ветром радости, любовью Божественной благодати. Когда мы приходим в такое состояние радости, которой никто не отнимет от нас, и когда про нас можно сказать: по тому узнают, что мы ученики Христа, что имеем любовь между собою. Аминь.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X