Точка опоры. Если Бог в душе, зачем нужна Церковь?

27 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

Петр из Ростова задает следующий вопрос: «Отец Григорий, разве не главное, чтобы Бог был в душе? Зачем нужен посредник между Богом и человеком в виде священника?»

Петр, несомненно, Вы правильно говорите: главное, чтобы Бог был в душе. Бог – это ветер радости, который наполняет душу человека Божественной любовью. Только вот следует разобраться, какой Бог в душе человека. Возможно, это и не Бог вовсе. Первая заповедь Божия говорит: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею и всем разумением своим, и ближнего своего как самого себя».

Возлюбить себя – это значит выбрать правильный вектор движения в духовной жизни, навести навигатор своей души на Царствие Небесное, восстановить в себе образ и подобие Божие, и как проверка этого – любовь к ближнему. Только возлюбив его как себя, мы сможем возлюбить Бога всею душою своею, всею крепостию своею и всем разумением своим. И тогда мы сможем выполнить вторую заповедь: «Не поклоняйся никаким другим богам, кроме Господа Бога твоего».

Как же проверить, какой Бог находится в душе человека? Святые отцы так и говорили: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Значит, если человек имеет в душе Бога, но не любит Церковь, то Бог ему не Отец, а тот бог, который в душе, – это бес. Если человек приходит в храм Божий и на душе у него тяжело, хочется убежать, выйти во время богослужения, если все его раздражает и смущает, значит, в его душе кто-то другой – тот, кому неуютно находиться в доме Божием.

По сути дела, навигатор души является важнейшей точкой опоры человека. Один-два раза в год мне удается побывать на Святой Горе Афон. На восточном краю острова, где когда-то подвизался Афанасий Афонский, вершина Горы Афон круто уходит в морскую бездну, глубина в этом месте достигает километра – настоящая бездна, пучина. В этой пучине есть несколько разных течений, и, когда дуют сильные ветра, образуются воронки и водовороты, которые топят корабли. Там до сего дня запрещено судоходство: в этом месте утонуло очень много кораблей.

И вот в этом суровом месте, которое обдувается всеми ветрами, где огромные перепады температур дня и ночи, святой Афанасий Афонский – основоположник монашеской жизни на Афоне – продержался всего полгода, он не вынес суровых условий и решил уйти с Афона, вернуться на Кипр, откуда он прибыл. И по дороге он повстречал Богородицу, Которая сказала ему: «Здесь Мой дом». Святая Гора Афон – это дом Богородицы. И в память об этом он поставил там лавру.

И вот однажды, когда я был на этом месте, из-под горной пещеры вышел монах-подвижник, который подвизается на Святой Горе Афон, – простой монах по имени Иосиф, грек, порядка шестидесяти лет от роду (трудно определить его возраст). Мне он показался прозрачным и светящимся. Он вынес из своей пещеры сок, воду, угостил нас и, глядя на восток, сказал: «Я в этой пещере подвизаюсь тридцать три года. Время исчезло для меня. Важен вектор движения». Как будто для меня он это говорил, а я сейчас говорю для вас, я хочу, чтобы вы это почувствовали. Вектор движения – это когда навигатор души наведен на Царствие Небесное.

Как же мы сможем направить этот навигатор без Святой Соборной и Апостольской Церкви – нашей Матери? В Церкви в нас происходит восстановление образа и подобия Божия. Когда Адам жил в раю, он был создан по образу и подобию Божию, он любил себя, потому что в себе он видел Бога, он любил Бога как любящего Отца. А он нарушил единственную просьбу Бога, единственную заповедь: не вкушать до времени плодов с древа познания добра и зла…

Бог предложил ему быть садовником в райском саду, ухаживать за деревьями, общаться с Богом, в процессе труда и богообщения достигнуть состояния обожения. И в конце этого курса обучения вкусить плоды с древа познания добра и зла, что есть познание самого себя, и перейти в следующий класс школы вечности, которая сама по себе бесконечна, как бесконечно стремление всего живого к Богу – источнику любви, света и тепла.

Адам не послушался Бога, обвинил Его в несправедливости, сказав: «Женщина, которую Ты мне дал, дала мне яблоко». А Ева сказала: «А меня змей искусил». Это надо перевести как: «Ты не любящий Отец, Ты провокатор, Ты нас спровоцировал!» У людей исчезла любовь к Богу, исчезла любовь к себе, исчезло видение рая. Никто их не перемещал в другую географическую точку, они оказались в обычном саду, очень красивом, но без любви райский сад превратился в обычный сад.

И вот, потеряв образ и подобие Божие, люди полюбили мнение других людей о себе. Вот именно Святая Соборная и Апостольская Церковь восстанавливает образ Божий в таинстве Святого Крещения и святой Исповеди, которая должна быть вторым крещением, а подобие Божие восстанавливается принятием Тела и Крови Христа. И вот тогда лакированный гроб нашей души открывается, и ветер радости – Господь – наполняет нашу душу, наполняет ее паруса, и лодка Божественной любви движется по реке Божиих заповедей, которые есть сплошной водопад, и по этому водопаду мы поднимаемся снизу вверх.

Это невозможно для человеков, но невозможное для человеков возможно для Бога. Вот почему святые отцы говорили: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Вот почему Господь сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем». Вот почему, дорогой Петр, очень важно, чтобы Бог был в душе, – это самое главное. Но – Тот Бог, о Котором говорится в Символе веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Аминь.

Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать