Свет невечерний. С чего начинается вера

10 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Мы, люди верующие, находясь внутри церковной ограды, часто совсем не подозреваем, что о нас думают люди извне, люди, непричастные к радости стоять перед Богом, слышать святые молитвы, читать Священное Писание, молиться Богу, просто знать, чувствовать, верить в то, что Он есть, что Он заботится о нас, что мы Ему небезразличны.

И очень полезно нам, людям, для которых вера Христова является чем-то очевидным, менять угол зрения и смотреть на свой опыт глазами людей с обратной стороны церковных стен.

Они часто задают вопросы: «Что этих, казалось бы, нормальных людей довело до жизни такой? Почему они встают в пять утра, бегут на раннюю литургию каждое воскресенье, когда целую неделю работали и нужно бы отдохнуть? Почему встают так рано и почему ложатся так поздно, прочитав святые молитвы? Почему священнику, какому-то чужому человеку, открывают свои тайны? Почему исповедуются, каются перед Богом? Почему молятся, стоят в церкви полтора-два часа, крестятся, не хотят садиться, не хотят развлечься? Что это за люди такие?С чего начинается вера?»

И многие из них, наиболее честные люди, даже спрашивают: «А как мне поверить? Как мне стать верующим человеком?» Действительно, бывает такое состояние, когда человек находится в ситуации религиозной бесчувственности, религиозной невменяемости: он хотел бы это почувствовать, пережить, но никак не может понять, с чего ему начать, как обнаружить, что Бог есть. Ведь не идти же ему вульгарным путем, не требовать от верующих,чтобы они просто показали ему Бога: «Вы мне покажите, я тогда в Него поверю!» Это совершенно смешной аргумент, и разумный человек, конечно, не будет к нему серьезно относиться.

Но, друзья мои, как ответить на этот вопрос: с чего начинается вера?Как обнаружить, что Бог есть? И ответ здесь очень простой, мы найдем его в Евангелии, в творениях святых отцов, даже в нашем личном опыте. Я обращу ваше внимание на один обычай, который вы найдете в каждой религии, в каждой религиозной традиции. С чем он связан, на что он опирается, мы укажем чуть-чуть позже.

Этот обычай упоминается, например, в связи с событием Сретения Господня. Вспомните вторую главу Евангелия от Луки, где сообщается о том, как родители принесли в Иерусалимский храм Иисуса Христа, младенца, сына своего, чтобы представить перед Очами Божиими. Причем в этом маленьком отрывке четыре раза упоминается, что они выполняют это по Закону Божиему, по священному установлению, которое повелевает всякого «младенца мужеского пола, разверзающего ложесна», принести Богу.

Я сейчас не буду говорить о смысле события, вы сами читали этот текст, бывали в церкви на богослужении и слышали песнопения. Мне бы хотелось порассуждать на тему, почему Господь дает такую заповедь: у тебя родился ребенок, и его нужно представить перед Очами Божиими. Что это значит? Мы видим и другие обычаи, которые существуют в Православной Церкви по традиции Священного Писания, Закона Божиего.

После крещения детей мы вносим мальчиков в алтарь, а девочек благословляем перед царскими вратами. Это называется «воцерковление детей».Зачем мы это делаем, ведь ребенок уже крещен? Нам необходимо представить младенца перед Очами Божиими, «показать» его Богу.

Есть и другие моменты. Например, вы знаете, что в праздник Преображения мы приносим на освящение начатки плодов: яблоки, виноград… Зачем мы это делаем?Разве Бог не знает, что у нас родился ребенок или что мы собрали урожай? В древности существовал обычай приносить первый сноп перед Очами Божими, даже потрясать им, показывать небу: «Вот, Господи, что уродилось!» Это стремление показать Богу плоды нашей жизни очень важно. Друзья мои, именно с этого начинается религия. Почему нужно показать ребенка Богу? Что это за жест? Что за действие?Что это за акт, на чем он основан?

Основан он, конечно, на чувстве благодарности. С чего начинается вера? С опыта благодарности и благодарения.

Просто говорите Богу «спасибо», не словами говорите, а как это делала Пречистая Дева Мария,показывая Богу младенца, благодаря Его за то, что Он дал Ей этого ребенка. Так делает каждая еврейская женщина и каждая православная женщина, когда у нее рождается ребенок. Это жест благодарности,жест евхаристический.

Наверняка каждый из вас знает, что центральным моментом Евхаристии является евхаристический канон, когда священник, прочитав определенные молитвы, поднимает над престолом Божиим Чашу с вином и дискос с хлебом со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Это тоже очень древний жест – священнослужитель поднимает Дары, Бескровные Жертвы перед Очами Божиими, показывая: «Господи, это Твое от Твоих! Я знаю, что это Ты мне дал, но я свое знание и свою благодарность показываю тем, что Тебе их отдаю и посвящаю».

Вот в чем состоит начало религии, вот почему верующий человек – это человек по определению благодарный. Как любовь к Богу и ближнему есть центральная заповедь в христианской нравственности,так и благодарность вырастает из этого двойного корня: из благодарности к Богу и благодарности к ближнему.

Если вы хотите быть по-настоящему верующим человеком, приобщиться к опыту религии, нужно начинать не с того, чтобы ставить свечи или выполнять обряды, хотя это тоже очень важно, а с того, чтобы говорить «спасибо» супруге за приготовленный ужин, ребенку за то, что он, например, почистил ваши ботинки (бывают такие дети!), маме за то, что она была внимательна, сотруднику на работе за то, что он приоткрыл дверь…

Ребятам, которые занимаются у меня в воскресной школе, в библейской студии, я даю задание говорить «спасибо» не менее двенадцати раз в день. У монахов есть четки, и они их перебирают с Иисусовой молитвой. На четках бывает по сто,по тридцать зерен, а мирянам я бы давал четки по двенадцать зерен, чтобы каждый человек следил за собой, насколько он благодарен.

И если вы благодарны ближнему, то благодарны и Богу. Потому что сказать «спасибо» –это значит заметить труд человека, сделанный ради вас, и сказать «спасибо» Богу – это значит заметить Бога. Вы Его не заметите до тех пор, пока не скажите «спасибо».

Поупражняйтесь, друзья мои, в этом очень простом правиле: почаще говорить «спасибо». И вы обнаружите гораздо больше внимательных, интересных и красивых людей, чем вам казалось до этого времени. А некоторые из вас найдути Бога, если научатся говорить Ему «спасибо».

 

Расшифровка Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать