Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие мои друзья, собратья и сестры во Христе и те, кто просто сочувствует христианской вере, но, может быть, боится переступить церковный порог. Но сердце ваше стремится и учащенно бьется, когда вы слышите упоминание о слове Божием, о Христе, о наших святынях. Так устроено сердце человека: оно жаждет святости, потому что человеку естественно быть святым, святость – это наше естественное состояние. Святость – значит доброта, любовь и чистая совесть. О чистой совести я и хочу поговорить сегодня, поразмышляв вслух над строками Священного Писания.
К этому разговору меня подтолкнуло очень печальное событие в жизни моего приятеля, событие, которое, к сожалению, периодически в тех или иных вариантах повторяется в наших биографиях. Мой друг устроился на работу, он человек верующий, и взял его на работу тоже верующий, церковный человек. И после того, как мой приятель честно и качественно выполнил свою работу, ему просто не заплатили. Вы скажете: «Мы знаем столько историй на эту тему, что можете даже не продолжать...» В памяти сразу завертелись лица, даты, подобные истории... Но ведь это жутко трагичная история, потому что брат брата обидел. Это ужасно, неприлично и нехорошо, когда происходит между светскими людьми, неверующими или атеистами. Но в некоторой степени им это извинительно, потому что это люди, которые в некотором отношении, как говорит Писание, не могут отличить правой руки от левой. Они просто не знают, как надо поступать, может быть, их не воспитывали и они выросли такими нравственными дикарями. Такое случается, и таких людей следует жалеть, может быть, по возможности наставлять, но уж точно за них требуется сильно молиться.
Но когда брат обижает собрата, который вместе с ним подходит к Чаше Христовой, с которым причащается Жизни с одной ложечки... – это, по-моему, ужасно! Но эта болезнь очень заразна и распространена, ее можно назвать болезнью христианского лицемерия. Человек, выставляя себя верующим, участвуя в церковных таинствах, совершая все обряды, посещая святыни, даже молясь дома и исповедуясь у самых лучших, прозорливых духовников, тем не менее в своей обычной, мирской жизни остается язычником и даже, может быть, хуже, чем язычником, живет по законам мира хищников, идя по головам, удушая слабых, отбирая у немощных. Священное Писание вполне определенно говорит о таких людях.
В Послании к Тимофею апостол Павел пишет, что «если ты не хранишь добрую совесть, ты потерпишь кораблекрушение в вере». Видимо, для апостольской общины первохристиан эта проблема стала наиболее острой и, может быть, даже удивила апостолов. Мы видим, что люди жили под сильнейшим воздействием пасхальной радости, благовестия о том, что Бог стал человеком, что Христос воскрес, преодолел смерть и послал Духа Своего Святаго Своим ученикам. Мы читаем первые страницы книги Деяний и поражаемся этому восторгу, который сквозь века волнует и восхищаети нас. Мы видим эту церковную весну, когда после проповеди апостола Павла три тысячи человек сразу же обратились к вере, потому что они видели эти чудеса, это говорение языками. Апостол Петр идет по улице, и тут же на перекрестки дорог выносят больных, и сама тень Петра исцеляет их. Не повеление, не прикосновение, не какие-то молитвы или действия, как это практикуют некие целители. Нет, просто идет человек, святой ученик Христов апостол Петр идет по улице, его тень падает на больного человека – и тот исцеляется. И таких случаев было очень и очень много. Книга Деяний приводит только те эпизоды, которые были связаны с обращением большого количества людей или же с пленением человека, того же апостола Павла. Сколько раз его сажали в тюрьму, но он уходил оттуда с помощью Божией, ангелы спасали его.
И тут же, в эту церковную весну даров Святого Духа в апостольскую общину вкрадывается и корыстолюбие, вкрадываются распри. Мы видим, что среди Христовых учеников происходят какие-то нестроения, известно, что произошли огорчения между апостолами Павлом и Варнавой, между Павлом и Петром, и много-много других моментов, когда люди поступали корыстолюбиво. Апостол Павел практически в каждом своем послании пишет о таких людях, говорит: «Остерегайтесь таких: хуже нет, когда человек поступает с братом своим корыстолюбиво». В Послании к Солунянам (это самый первый текст Нового Завета, написанный в середине I века) Павел заповедует своим ученикам: «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво, потому что Господь – мститель за все это». Это говорит не только о том, что мы не должны корыстолюбиво поступать с братом во Христе, но и с любым другим человеком не должны поступать с помощью обмана, используя его, всячески насилуя какие-то его способности, насмехаясь над ним втайне, зарабатывая на нем –все это никуда не годится.
Каждый раз, готовясь к Причастию, мы читаем Покаянный канон, где есть строки, в которых перечисляются грехи человека, которые он хочет исправить и слезно покаяться в них. И в них говорится «безумный человече, мзду наемничу удержуеши» – это когда не даешь положенное человеку, даже если он заработал это, не благодаришь за его труд, не ценишь, зарабатываешь на нем – это очень большой грех, страшный грех. Если ты при этом еще называешься христианином, то должен знать, что очень опасно ходишь. Премудрый Иисус Сирахов в своей замечательной книге, которую нужно постоянно перечитывать, говорит: «Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника работы». Какие страшные слова. И продолжает: «Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка?» Это, на самом деле, страшные слова. Вот вы обидели человека, а потом пошли в церковь помолиться, поставить свечу, подойти к причастию, приложиться к иконе, или, может быть, посетили какого-то старца и просите успеха, благополучия в жизни, здоровья детям, а другой человек, которого вы бессовестно обидели, с этой обидой вопиет к Богу: «Господи, куда Ты смотришь? Почему так несправедливо устроен мир?» И как вы думаете, чья молитва по-настоящему горяча? Чью молитву услышит Господь? Я думаю, что человек, который с братом своим поступает корыстолюбиво, собирает себе на голову угли. И ни в коем случае, если вы христиане, нельзя жить такой двойной жизнью. Храните добрую совесть. Избегайте окаменения сердечного, ведь хуже нет, чем каменное сердце, которое потеряло всякую чувствительность к боли ближнего.
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!