Свет невечерний. «Блаженны невидевшие и уверовавшие»

24 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Мы с вами хорошо помним слова, которые Господь сказал Своему верному ученику Фоме (верному, но уж очень скептически настроенному по отношению к любому чуду): «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Нам радостно читать эти слова; они часто повторяются на пасхальной службе, во время пасхального крестного хода, когда читаются воскресные Евангелия, – мы относим их к себе. Христа мы не видели, не жили в той стране, в то время, не говорили на том языке, не ходили теми путями, на которых Господь оставил следы Своих ног, но мы веруем, мы верны Ему, нам радостно слышать это ободряющее, окрыляющее слово Господне: «Блаженны невидевшие и уверовавшие».

Все Евангелие от Иоанна пронизано этим уникальным, совершенно особым богословием света и зрения. Видеть и верить, видеть и любить, быть нечестивым и быть слепым – у Иоанна Богослова это тождественные понятия. Один из ключевых эпизодов его евангельского благовестия – это исцеление слепого от рождения, которое описано в 9-й главе. История чудесная, загадочная, мы читаем ее в пасхальный период, много над ней размышляем, и, наверное, до самого Второго Пришествия христиане будут изумляться, восторгаться этими чудесными страницами, скупыми, но очень вескими словами, которыми евангелист Иоанн Богослов описывает чудо исцеления.

Вот сидит слепой человек, который никогда в жизни ничего не видел. Мы с вами понимаем, что гораздо хуже потерять зрение, если ты был этому причастен. Ты знал, что такое видеть: какой цвет у фиалок, какое лицо у мамы, какие красивые кошки, не только мягкие и мяукающие, но просто изящные животные. Если ты этого никогда не видел, то ты, в общем, живешь в достаточно комфортном мире. Слепец, которого исцелил Господь, среди многих слепцов, которых Он исцелял, отличался тем, что не видел никогда ничего, он жил в уютном мире: мире звуков, ощущений и запахов. Он совершенно не нуждался ни в чем другом. Понятный, предсказуемый мир. И вот Господь подходит к нему и дает ему зрение.

Обратите внимание: слепой не просит, чтобы кто-то дал ему зрение, он совершенно не нуждается в этом. Он не хочет, чтобы кто-то вторгнулся в его уютный мир. Господь исцеляет его без его просьбы. Подобное мы часто встречаем в Евангелии от Иоанна: превращение воды в вино в Кане Галилейской, исцеление расслабленного или воскрешение Лазаря – все эти чудеса характеризуются одной общей особенностью: о них никто не просит. Господь творит эти чудеса как знамения, показывает не просто некоторые очень эффектные поступки, которые могли бы произвести впечатление, а именно знамения.

И вот слепец, который ни о чем не просит, получает зрение. Происходит это так: Господь подходит к нему и вымазывает ему лицо глиной. Перед этим Он плюет на землю, делает брение из плюновения, как это очень изящно описано в славянском тексте (русский язык передать этого не может), и помазывает брением глаза слепому. Один из святых отцов говорит, что таким образом Господь, Творец этого мира, из земли, как во время сотворения человека, сотворил глаза для этого слепца и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам». Название источника Силоам значит посланный, то есть само это имя было одним из имен Христа – Посланник Божий, Мессия. Слепец идет в купель Силоамскую, умывается и обретает зрение.

Здесь начинается нечто совершенно необъяснимое: иудеи вдруг устраивают настоящее следствие, начинается целая детективная история. Вызывают этого слепца, его соседей и родителей, и начинается допрос с пристрастием: «Ты ли тот человек, который был слепым от рождения? Ты ли просил милостыню? Кто тебя исцелил? Почему исцелил в субботу?» Несколько раз вызывали. Самое интересное, что все – и родители, и соседи – отрекаются от слепца. Казалось бы, радость: человек обрел зрение! Это же замечательно, теперь он может сам себя обслуживать, жизни радоваться, да и вообще это здорово – видеть мир! Это головокружительное чувство, которое мы совершенно не ценим. Но все отрекаются от слепца. Иудеи ему говорят: «Ты должен отречься от Христа, потому что это грешник, не может святой человек, верный закону, исцелять в субботу». Обратите внимание на то, как ведет себя слепец. Он говорит: «Я не знаю, что вам сказать, но грешников Бог не слушает». Ему угрожают отлучением от синагоги. Сейчас нам непонятно, что это за угроза такая: ну отлучили от синагоги, и что такого! Но для того времени это был настоящий социальный и политический остракизм, изгнание из всех сфер общественной жизни, лишение возможности покупать какие-то вещи, устроиться на работу, просто общаться с людьми. Если общество считает тебя социально прокаженным, ты можешь просто умереть с голоду, заболеть, и к тебе никто не прикоснется, не подойдет, не окажет милости. То есть отлучение от синагоги было равносильно социально-политической, правовой, а иногда и физической смерти. Но слепец, который никогда (это хочется подчеркнуть) не видел Христа, остается Ему верным, и в конце концов его изгоняют из синагоги.

Интересно, что происходит дальше. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что как только Христос услышал, что слепца выгнали из синагоги, Он тут же находит его, этого отверженного человека, и спрашивает: «Веруешь ли в Сына Божия?» «А Кто Он такой?» – вопрошает слепой. «Вот Я, Который стоит перед тобою!» Слепец тут же поклонился Ему, то есть оказал религиозное почтение, которое полагается Богу. И Господь говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Слепец, никогда не видевший Христа, слышавший только Его голос, был верен Христу, даже перед угрозой смерти. Эта вера – настоящая, она от слышания, когда ты не видел лица Своего Поводыря, а слышал только Его голос. Такая вера превозносится Христом, она ставится в пример. Евангелист Иоанн Богослов историей с исцелением слепого ободряет нас с вами, не видевших, но уверовавших.

И еще один очень важный момент. Господь нашел исцеленного слепца на грани страданий. Человек обрел зрение, обрел веру, но с огромным риском для своей жизни – рискуя потерять все остальное. Те скорби, которые мы переносим в жизни, на самом деле ставят нас ближе ко Христу. За всякое добро, за право видеть нужно платить страданием. Мы не должны этого бояться. Это не страшно, потому что Господь страдал, и если мы с Ним страждем, то, как говорит апостол Павел, с Ним и утешимся, и прославимся.

 

Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать