Свет невечерний. О нашем призвании служения Богу в Церкви

10 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, дорогие друзья! В свое время меня, как, может быть, и многих из вас, волновал вопрос: как так получилось, что небольшая группа апостолов, учеников Христовых, которые не отличались ни храбростью, ни образованностью, ни знатностью, вдруг покорила весь мир верой Христовой? В книге «Деяния святых апостолов» мы читаем о том, что уже к середине I века христианство настолько распространилось, что иудеи стали называть апостолов «вселенскими возмутителями». Что же произошло? Анализируя этот факт, мы постепенно приходим к выводу о том, что в биографии каждого из апостолов присутствует эпизод, который можно охарактеризовать словом призвание. Для нас это очень важно, потому что все мы  призваны. Апостол Павел писал в Послании к Коринфянам: «Не мы Христа избрали, а Господь нас выбрал». Или как говорил Сам Господь: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Наше избрание и призвание к служению Богу - очень важная тема для разговора, для осмысления того, что с нами происходит и Кому мы служим. 

В Евангелии от Иоанна, в 20-й главе, есть один эпизод, который меня всегда волновал и вдохновлял. Там рассказывается о таинственном и необыкновенно утешительном событии – Воскресении Христовом. Помните, как повествует о Воскресении Христа евангелист Матфей? Он говорит о землетрясении, о камне, отворенном Ангелом, о лежащих на земле, онемевших от ужаса стражниках, о женах-мироносицах, упавших на колени и преклонивших свои лица к земле. Так описывается это величественное и торжественное событие! А у евангелиста Иоанна Богослова об этом говорится очень просто. Он рассказывает о том, что Мария Магдалина, купив ароматы,  или благовония для помазания тела Христа, первая пришла ко гробу, когда было еще совсем темно. Подойдя к пещере, Мария увидела, что камень отвален от гроба, и побоялась туда войти. Она подумала, что тело Спасителя похитили, и в страхе и недоумении побежала к Петру и Иоанну сообщить им об этом. Ученики прибежали к пещере и заглянули во гроб. Петр даже вошел туда, но ничего не увидел - только пелены и плат, лежащий на одре. Они ушли, потому что видели достаточно для того, чтобы поверить - Христос воскрес. Мария Магдалина осталась у входа в пещеру и плакала, и вдруг она увидела двух ангелов. У евангелиста Иоанна нет никакой торжественности в их описании: «Они просто сидели на погребальном одре». Мария не сразу даже поняла, что это ангелы. Они спрашивают у нее: «Чего ты плачешь?» Она отвечает им: «Вот украли тело Господа моего и не знаю, куда положили». Все описывается спокойно, просто, так, как будто ангелы являются нам каждую минуту, снуют туда-сюда, летают, и мы привыкли к ним, как к скворцам например. Тут Мария обернулась и увидела перед собой Христа, но не узнала Его. Она подумала, что это садовник, вертоградарь (как говорится в славянском тексте). «Чего ты плачешь?» - спрашивает ее мнимый Садовник. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», - отвечает Мария. Тут Господь обращается к ней по имени и говорит: «Мария!» Она Его тут же узнала и, обратившись, говорит: «Раввуни!» - что значит: «Учитель!»

Удивительная сцена! Этот диалог, состоящий из простого обмена именами, всегда поражал меня. Это было личное обращение Бога к своему творению! Когда мы говорим, что Бог – это Творец мира, Творец каждого из нас, Творец наших родителей и наших детей, Творец кошек, деревьев и птиц, мы настолько привыкаем к этим фразам, что совсем перестаем чувствовать удивительную, волнующую тайну, которая скрывается за этим феноменом Творчества! Можно представить себе и такое, что каждый из нас – это небольшое стихотворение, или песня, или роман, которые написаны конкретным автором. И Автор этот - Господь! И вот Автор «песни» – Марии, обращается к ней по имени, и это  настолько личное, глубокое обращение, что она сразу понимает, Кто с ней говорит. Волнующая таинственность этого диалога в том, что это именно диалог. Он называет ее по имени, и она называет Его именем. Мария нарицает Его очень важным именем, важным именно для нее. Когда мы говорим о тайне имени Божьего, богословии имяславия, мы понимаем, что это очень сложная тема, но мне кажется, что разгадка этой богословской темы – в сердце каждого из нас! Там присутствует свое, и только свое имя Божие, имя, которым мы отзываемся на Его призыв! Мария выбрала имя «Раввуни», что значит «Учитель», выбрала бессознательно и сразу. В русском языке нет слова, которое бы служило эквивалентом этому наименованию. Это уменьшительно-ласкательное слово, как в русском языке, например, папочка, батюшка, папуля – уменьшительно-ласкательные слова от торжественного  отец.

Мы видим, что Господь к каждому из апостолов обращается лично. В Евангелии от Иоанна повествуется о Фоме, которому Господь дал коснуться Своих ран. Когда Христос лично обратился к Фоме, снова возник диалог, и Фома ответил Ему: «Господь мой и Бог мой!» Это было для него, Фомы, самое дорогое имя. Господь лично беседовал с Петром (на море Тивериадском), лично - с Иоанном. Апостол Павел в Посланиях к Коринфянам говорит, что Христос по Воскресении явился более чем пятистам братьям одновременно. Он не уточняет, личные это были встречи или нет, но мы знаем, что после Воскресения  призыв к свидетельству был такой силы, что эти люди смогли «перевернуть» всю вселенную! Апостол Павел говорит, что после всех Господь призвал и его. На дороге в Дамаск Он явился Павлу и назвал его по имени: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» И Савл ответил: «Кто Ты?» Это было его, Савла, имя Божие; его отношение к Богу. Оно было вот таким вопросительным, пытливым. 

Мы все однажды умрем и потом воскреснем – воскреснем от любящего призыва Господа, когда Он обратится к каждому из нас и произнесет личное имя. Каким именем отзовусь я? В моем нарицании Бога  будет заключен итог всей моей жизни. Может, я отзовусь ненавистью, обидой, завистью? Может, безразличием и злостью? Или я выберу то имя Божие, которое для меня дороже всего, под которым я жил, как под флагом? Это большой вопрос! Мы понимаем, что те люди, с которыми Господь беседовал лично, глаза в глаза, называл их по имени, были настолько окрылены этим благословением, этим призывом, что люди, слушавшие их, видевшие их горящие глаза, не могли устоять перед Истиной, верой Христовой. Значит, и мы с вами должны нести этот свет людям, призывать их к нашему Учителю! 

 

Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать