Свет невечерний. Стили благочестия

22 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Мы часто слышим, как говорят о быте Святой Руси, о церковных традициях, что на Руси не было принято поститься таким образом, на Руси существовал вот такой обычай, на Руси люди верили вот так. Когда я слышу эти фразы, которые мы очень часто употребляем в нашем церковном пространстве, мне хочется спросить: «На какой Руси не было принято совершать такой-то обычай или, наоборот, принято совершать?» Например, выпускать голубей или поститься до первой звезды.

Потому что на протяжении столетий была разная Русь. Была Русь дворян, была Русь купцов, Россия крестьян, мещан, духовенства. Между прочим, была Россия инородцев и иноверцев. Множество народов разных этнических групп входили в состав Российской империи, были подданными императора, и в каждой из этих групп существовал свой стиль благочестия. Это некоторый частный случай субкультуры того или иного сословия, так как наше общество на протяжении столетий и даже тысячелетий было всегда сословным.

Когда мы говорим о том, что дореволюционная гимназия была лучше советской школы, мне иногда хочется поддержать позицию защитников гимназии, потому что я имею слабость к античной литературе и классическим языкам. Но мы должны помнить, что эта школа существовала не для всех. Не всякий человек мог поступить в гимназию. Например, Самуил Маршак поступил мальчиком в гимназию только потому, что для еврейских детей была квота: два еврейских мальчика на весь курс. Один из детей заболел, и вместо этого больного ребенка в гимназию взяли Самуила Маршака. А Корней Чуковский, учась в гимназии, в 5-м классе был исключен, потому что попал под действие закона о детях низкого происхождения.

Таким образом, внутри сословия существовали свои правила. Кому-то образование было доступно, кому-то – нет. Но сейчас речь совсем не об этом. Я просто хочу сказать, что сословная замкнутость, сословные стереотипы порождали и свой стиль благочестия. Благочестие – это система стереотипных моделей поведения, цель которых состоит в том, чтобы приблизить человека к Богу. Может быть, это не очень удачное определение, но это система определенных моделей поведения, и внутри каждого сословия люди спасались каждый по-своему.

Так, то, что было принято у крестьян (тот стиль поста, молитвы), отличалось от стиля благочестия, например, помещиков или купцов. Даже так! В Третьяковской галерее вы можете найти картину «Проповедь в сельской церкви»: священник очень ярко говорит проповедь, это художник передал живыми красками. Его внимательно слушают крестьяне, а впереди на креслах сидят помещики. Оказывается, в православной церкви можно было сидеть! Мы говорим, что в православной церкви – этим она и отличается от католической – не положено ставить стулья: народ всегда стоит. А вот, оказывается, не было так! Для крестьянского сословия существовал такой тип благочестия, что нужно было молиться стоя, а дворяне молились сидя. Не только проповедь слушали, но и молились сидя!

В домовой церкви графа Шереметьева хор во время литургии сопровождался игрой на органе. Оказывается, то, что не было принято в церкви для крестьян, было вполне нормально для церкви, которую содержал граф Шереметьев. А вот более известный пример. Великая княгиня Елизавета Федоровна, наша почитаемая преподобномученица, великая угодница Божия, которую я очень люблю, после смерти своего супруга создала монашеский орден со своим уставом и с новым типом облачения. О чем это говорит? Ведь монашество на Руси совсем другое, оно не знает таких новшеств. Но именно ей было позволено написать свой устав, создать свой тип облачения, свой ритм духовной жизни. Это было возможно для дворян, для людей из другой социальной группы, из другого сословия.

Если вы будете внимательно читать произведения наших русских классиков, вы неоднократно на страницах увидите священников, которые играют в карты, священников, которые курят. Это говорит о том, что в их сословии это было тогда принято, это никого не шокировало. А шокировало совсем другое. Даже в начале XX века священник, который проводил Рождественскую елку, мог получить прещение от своего епископа, потому что Рождественские елки считались обновленчеством.

Зачем я это все перечисляю? Я хочу сказать, что барыня, которая постилась в более упрощенном виде, не соблюдала так строго посты, молилась всенощную не три часа, а час по своему помещичьему уставу, или же интеллигенты, которые в церковь ходили не так часто либо использовали другой тип благочестия, молились не хуже и постились не хуже, чем крестьяне, которые выстаивали на своих ногах всю службу, или монахи, которые вычитывали всю Псалтирь целиком и полностью за несколько дней.

Просто это разные стили благочестия. Они в Церкви возможны. Это нам очень важно понимать. Потому что когда священнику задают вопрос о том, можно ли бить ребенка или как воспитывать жену, мне на все эти вопросы хочется спросить: «А как принято в вашем сословии?» В крестьянской семье глава семейства мог даже избить своего сына, и это было весело и для одного, и для другого. Но пощечина, которую могли дать мальчику из дворянской семьи, могла закончиться трагически: самоубийством, убийством на дуэли или другими более драматическими вещами. Это не было принято в другом сословии.

Сейчас сословий нет. Хорошо это или плохо? Я думаю, что это хорошо. Для меня это еще один повод благословлять время, в которое мы живем. Но это говорит о том, что стили благочестия могут быть совершенно разными у разных людей. Не нужно торопиться обвинять человека, который постится не так, как вы, не так молится, носит юбку не такой длины, в обновленчестве или в предании принципов православной веры.

Мы видим, что в дореволюционной традиции эти стили уживались, когда они не покидали границ своего сословия. Но это говорит нам о том, что существует принципиальная возможность разных стилей благочестия. С другой стороны, есть люди, которые придерживаются более светского стиля спасения, не так монашески ориентированы. Когда мы говорим про светский тип спасения, я имею в виду, что в своей массе наша Церковь ориентируется на монашеские идеалы, даже миряне, и мы считаем, что это единственный путь спасения. Но могут быть и другие!

… И каждый из стилей преследует одну-единственную цель: чтобы вы стали ближе к Богу. А что значит стать ближе к Богу? Как минимум это значит, чтобы вы стали добрее, в том числе и к тому человеку, стиль благочестия которого вы не разделяете.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать