Свет невечерний. Жизнь с достоинством

21 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Когда-то давным-давно, я учился в духовной семинарии, и мы с друзьями часто ходили в город, посещали библиотеки, просто ходили в гости; было просто приятно побродить по этому древнему русскому городу – Сергиеву Посаду. И моих друзей всегда расстраивало то, как легко узнавали семинариста среди молодых людей, бродивших по городу. Никак нельзя было скрыться: абсолютно любой местный житель в юноше, который одевался точно также, как и его светские ровесники, безошибочно узнавал семинариста.Никак нельзя было спрятаться! Есть древняя русская поговорка: «Попа в рогоже узнаешь».

Христианская вера, церковная жизнь налагает на облик человека, какой-то неистребимый отпечаток. К этому можно относиться по-разному: есть люди, которые уж слишком усердствуют в своем облике, но апостол Павел,например, говорил, что каждый христианин является украшением веры Христовой, по крайней мере, должен быть таковым украшением. Какой интересный взгляд, не правда ли?Украшением веры Христовой…А что же это за украшение? Почему он так говорит? Потому что человек, который живет достойно, с уважением относится к святыне, выглядит как-то иначе, и не только он смотрится иначе, но и он сам смотрит по-другому.И эти моменты его внутренней биографии как-то видны не только в лице, взгляде, но и в жестах, походке, в том, как он себя несет, сажает, как он кушает и так далее.

Вот у апостола Павла в Послании к Титу есть довольно странные строчки, которые некоторых людей даже смущают.Например, в наставлении о том, как себя вести христианам, он подчеркивает моменты, казалось бы, совершенно лишние, посторонние… Зачем об этом писать? Зачем об этом говорить? Ведь вера Христова внутри, для чего описывать какие-то внешние ее проявления? Тем не менее он говорит о том, что епископу Титу нужно вразумлять старцев (в греческом тексте –пресвитеров), чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении (Тит. 2, 2).

Бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, любви и терпении – какие интересные слова! И самое удивительное слово – степенны. Устаревшее слово, которое в Священном Писании встречается только два раза; по-гречески «симнус», что означает«человек, который ведет себя достойно» – серьезный человек, человек, который с достоинством себя повсюду несет, к которому невольно чувствуешь уважение.

Степенность, серьезность… Внимательно читая Послание апостола Павла (может быть, самого богатого из писателей Нового Завета), удивляемся:Ну как же? Апостол Павел! Проповедник свободы. Почти юродивый. Тот, который писал такие пламенные поэтические строки, пророк, визионер, и говорит о степенности! Ну как же?! Тем более в тот самый век апостольской древности, когда говорили языками! Но как же наступать на горло собственной песне? Как душить проявление Духа Святого? А тут степенность… Какая такая степенность, почти чопорность? Нам это как-то не нравится, нам это непонятно, тем более в наш век, когда быть пожилым, степенным даже стыдно! Нам как-то надо двигаться, проявлять даже свою оригинальность…

И вот, друзья мои, в этом апостол Павел дважды говорит о степенности, он позволяет себе целыми списками перечислять свойства и черты христианской жизни. «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. (Тит. 2, 7–8). То есть Павел говорит о внешних вещах, а не о внутренних,вот что странно. Даже наши аскетические писатели всегда говорили о внутреннем содержании, а не о внешнем, а здесь явно говорится о том, чтобы даже человек светский, вне Церкви, увидел в нас украшение Церкви Христовой.

Апостол Павел почему-то считал, что внешнее поведение очень важно в жизни человека. И если мы будем очень внимательно вслушиваться в наставления подвижников XIX -XX веков, то увидим, что они тоже уделяли этому огромное внимание.Один из старых монахов, уже покойный, с которым мне посчастливилось общаться, рассказывал, что, будучи принятым в Троице-Сергиеву лавру в середине ХХ века, проходил обучение у монахов, принявших пострижение еще до революции, видевших еще старую Лавру, получивших монашеское воспитание в скитах. Они начинали обучение будущих подвижников, тогда еще молодых юношей советской школы, бывших комсомольцев, с обучения походке. Вот странно! Совершенно неожиданный ход. Я надеялся услышать от этого человека об обучении какому-то внутреннему деланию, Иисусовой молитве – об этом тоже шла речь и много говорили на исповеди, в общении со старцами, но в первую очередь обращали внимание на походку.

Другой батюшка рассказывал мне о том, что сначала его учили ходить, потом сидеть, кушать, заходить в дверь, кланяться, брать благословение и много-много таких вещей, которые для нас сейчас являются очевидными и даже, может быть, ненужными: они же не передают твоего внутреннего состояния. А вот оказывается, как мне рассказывал этот старый батюшка, его внутреннее состояние и настроение начали меняться после того, как он приобрел вот эту монашескую степенность, монашеское достоинство.Уважительность в жестах переросла в уважение к святыне, а благоговейное настроение – в более кроткое, учтивое отношение к братьям. И внутри человека произошел некоторый переворот, который подготовил его, в том числе для того, чтобы усвоить постоянную, напряженную внутреннюю молитву, а потоми научиться читать книги, приобретя определенную усидчивость, степенность, какой-то особенный стиль поведения – монашеский.

И вот старые монахи, говорил он, безошибочно определяли духовное настроение человека по походке. Например, наш покойный владыка Аристарх говорил (однажды в одной беседе была сказана такая реплика), что человек, который так – быстро, суетливо ходит –не может молиться, он не может находиться в молитвенном настроении. То есть наши внешние поступки выказывают внутренние состояния; внешние жесты: взгляды, шаг, положение головы, даже манера сидеть, принимать пищу – выдают наше внутренние состояние. И наоборот, упорядоченность внешнего состояния, оказывается, очень хорошо организует нас изнутри.

Вот поэтому, друзья мои, так важно обращать внимание и на внешнее, какие-то внешние правила, которые предписываются Церковью.Вот надо посещать храм каждое воскресение-посещай, не отлынивай; следует молиться утром и вечером – молись как положено: встань, открой молитвослов, перекрестись, поклонись. И оказывается, эти внешние жесты очень хорошо способствуют внутреннему перерождению. Поэтому, друзья мои, будем украшением христианству и будем следовать наставлениям блаженного апостола Павла.

 

Расшифровка: Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать