Свет невечерний. Неизбежность Пасхи

19 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Наш великий светоносный пасхальный старец Серафим Саровский каждому приходящему к нему человеку говорил одни и те же слова: «Радость моя, Христос воскресе!» Сколько правды в этом приветствии! Сколько истинного чутья любящего человеческого сердца старца! Ведь он приветствовал этим пасхальным призывом людей круглый год! Для старца Серафима Пасха была каждый день. Каждый день – Пасха! Ведь на самом деле каждая литургия – это событие Пасхи. И можно так сказать, что Пасха есть стержень нашей христианской жизни, нашего церковного опыта. Даже, перефразируя слова евангелиста, я бы посмел сказать: «В начале была Пасха». Вот так – в начале была Пасха, все началось с Пасхи, все живет Пасхой и все стремится к Пасхе. Это формула церковной истории, формула нашего церковного бытия.

Но как мы мыслим Пасху? Что это такое для нас? Я знаю много людей, моих близких приятелей, друзей, которые пришли к Церкви, пережив самый настоящий пасхальный опыт: когда, например, они побывали на пасхальном богослужении или просто однажды вошли в Церковь, застали литургию и уже больше никогда не смогли жить иначе, другой жизнью.

Обращение к Богу, обретение веры – это всегда опыт Пасхи. Именно поэтому я всегда говорю, что Пасха есть альфа и омега церковного опыта. Если человек обрел Бога, значит он пережил Пасху, таинство Воскресения, таинство встречи со Христом. Вспомните апостола Павла на дамасской дороге и книгу Деяний апостольских: ведь апостол Павел, пересказывая историю своего обращения о том, как он, человек, который из ревности не по разуму взял у первосвященников грамоты, чтобы арестовывать, мучить и допрашивать христиан, шел в Дамаск, кипя планами мести и преследования. И вот ему на дороге является Свет Христов, ослепляет его и говорит: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 4–5). И вот апостол Павел, тогда еще просто Савл, ослеп и приобрел веру, и ослеп – и прозрел. И слепым увидел Господа, и своим ученикам всегда говорил, что видел воскресшего Христа. Вот и каждый из нас, обретя веру, обязательно встретил воскресшего Христа. Пусть это было богослужение, рассказ о жизни святого, может быть даже, роман.

Я знал одного монаха Оптиной Пустыни, который пришел к вере, читая роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роман так подействовал на него, что человек просто не смог уже жить другой жизнью – он стал искать Бога, потому что уже обрел и встретил Его, и дальше не представлял своей жизни без Бога: она потеряла всякий смысл. И потом он пришел в Церковь, стал монахом, священником и сейчас служит в Оптиной пустыни.

И вот, друзья мои, вспомните даже житие Амвросия Оптинского, который принял решение пойти в монастырь, созерцая природу, услышав журчание ручейка. Были люди, которые обращались к Богу, встречая воскресшего Христа в звуках музыки, среди страданий, среди большой радости, в самой сердцевине любви или дружбы, высокой взволнованности, обретали Бога и находили воскресшего Христа.

Но слово «Пасха» – название нашего праздника – происходит от греческого глагола, который означает «страдаю», «страдание». Почему так назвали наш светоносный радостный праздник, который утешает, наполняет смыслом нашу жизнь? Потому что древние христиане не мыслили Пасху так однобоко, как иногда представляем мы: это восторг, торжество, беготня по церкви, крики, освящение куличей, праздничная трапеза… Нет, это только часть Пасхи. Древние христиане говорили, что Пасха – это Пасха Крестная и Пасха Воскресения в их двуединстве, для древних христиан Пасха начиналась в первый день Страстной седмицы. Подумайте только! Ведь для нас Пасха – это последний день Страстной седмицы, посмотрите, как исказилось церковное сознание… А для первых христиан первый день Пасхи – понедельник Страстной седмицы, потому что Пасха в единстве страдания и одоления смерти, Пасха в единстве Креста и Воскресения. Это важный момент, который забыт сейчас, потому что мы не помним этот пасхальный крестный путь Христа и поэтому наше христианство розовое, конфетное, слащавое, приторное, не настоящее. Именно поэтому в нем нет подлинности, потому что мы забыли что Пасха в двуединстве Креста и Воскресения.

Христос, преломлявший хлеб Своим ученикам и дававший один из этих благословенных кусков хлеба Иуде, совершал Пасху. Христос, молившийся в Гефсиманском саду, – это Пасха. Христос, преданный Своим учеником, – это Пасха. Христос, приведенный на несправедливое судилище к Каиафе, – это Пасха; Христос, поругаемый и избиваемый римскими воинами, – это Пасха. Христос, прибиваемый ко кресту, – это Пасха, умирающий от жажды, задыхавшийся Христос – это тоже Пасха. Снятый с креста, убитый, оплеванный, забытый – это тоже Пасха. Погребенный в пещере Иосифа Аримафейского – это тоже Пасха. И воскресший Христос – это Пасха. Христос, которого увидели ученики, которого искали апостолы, который явился Фоме и позволил вложить ему свои персты в раны – это тоже Пасха. Христос, который воскресшим явился в новом виде к Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, – это Пасха. Христос, который с тех пор, с тех далеких евангельских пор ходит по нашей земельке, благословляет ее, страдает вместе с нами и радуется жизни, и поддерживает падающего, Христос, исцеляющий больного, плачущий со страдающим, – это Пасха.

Сказать «Христос воскресе» – это тоже самое, что сказать «все будет хорошо». И мы, друзья мои, очень хорошо знаем внутри своего сердца, что все обязательно будет хорошо. Все закончится хорошо, потому что душа по природе христианка, а значит, она по природе чутка к Евангельскому Благовестию, к тому, что «Христос воскресе» и все закончится хорошо, все будет непременно хорошо, какие бы горести над нами не веяли, что бы с нами не случились. Какую бы чашу страданий нам, нашим близким, потомкам, нашим друзьям и любимым не довелось выпить, эта чаша страданий все равно имеет дно, все равно Пасха Крестная всегда заканчивается Пасхой Воскресения, только нужно пережить этот крест, ибо без креста нет Воскресения. И мы внутри своего сердца очень четко это осознаем, в нас эхом отдается «Христос воскресе!» – «Все будет хорошо!», потому что Пасха неизбежна.

 

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать