«Слово» (Санкт-Петербург). Таинство Брака

10 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 В прошлых передачах мы говорили о таинстве Брака, о том, на какие качества необходимо обращать внимание при выборе своей второй половинки, как уберечь брак и какие ключевые моменты должны учитывать супруги, чтобы долгие годы быть вместе. Сегодня попытаемся разобрать некоторые места Священного Писания, которые вроде уже стали фразеологизмами, но до конца все равно нам непонятны.

У нас в гостях доцент Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель нравственного богословия протоиерей Александр Ранне.

В Евангелии от Матфея сказано: Оставит человек отца и мать своих и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Почему именно муж прилепится к жене? И второй вопрос: что означает «будут двое одной плотью»?

– Это интересный вопрос. Я его очень люблю потому, что мне нравится размышлять над первыми тремя главами Книги Бытия. Это первая книга Библии, написана очень давно, еще в Ветхом Завете, до времен Иисуса Христа, в рамках иудейской культуры.

Первый рассказ о творении мира заканчивается творением человека. Там сказано, что Бог сотворил человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил их. Говорится о том, что и мужчина, и женщина сотворены по образу Божию, это означает их равенство. Нам кажется, что это естественно, но в те далекие времена это было откровением, потому что женщина занимала совсем другое положение в обществе, которое было  подчиненным, иногда совсем бесправным. Кроме того, существует и второй рассказ о творении человека, в котором говорится, что человек из пыли земной был создан Богом, а потом Бог вдунул в него дыхание жизни – и стал человек душею живою.

Человек поставлен в прекрасном саду (рай – это ведь сад), в котором он живет, дает всему, что встречает, имена. Мы должны помнить, что имя имеет чрезвычайно важное значение в древней культуре. Дать имя – значит познать, а познать – значит поставить под свою власть. Потом следует рассказ о том, как сотворена женщина (чрезвычайно интересный). В Писании говорится, что женщина создана из ребра мужчины. В таинстве Венчания это часто повторяется, но никто не понимает, что это означает. Суть этого рассказа в том, что навел Господь Бог на человека крепкий сон; или, может быть, в греческом языке – это сон, который как бы выводит человека из самого себя: сон экстаза – такое слово здесь употреблено.

Почему Бог это делает? Потому, что не нашлось для человека в мире существа, подобного ему. Ему нужен помощник. Почему, собственно, из ребра? Потому, что на древних языках слово «цела» близко слову «жизнь»: из жизни Адама (человека) творится жизнь женщины. Когда мужчина (муж, Адам) видит свою жену (своего помощника), он говорит: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это есть не что иное, как объяснение в любви. Он говорит: «Господи, она прекрасна, спасибо Тебе! Она мне очень нужна!» После этого и следует выражение: Оставит человек отца и мать... Это как бы пророчество о будущем: «И прилепится к жене своей – и будут двое одна плоть». Плоть – одна жизнь, одно существо.

Когда люди долго живут вместе, если приглядеться к ним, они становятся похожи друг на друга, потому что одинаково мыслят, у них одинаковые традиции в семье, они примерно одинаково реагируют на все – они одно, одна жизнь. Об этом здесь речь. Конечно, не надо забывать о том, что здесь говорится и о продолжении потомства, и о том механизме, который вложил Господь в это живое существо, хотя об этом говорится уже в другом рассказе. Обратите внимание, как Адам восторженно встречает свою супругу, называет ее не каким-то определенным именем, не ставит ее под свою власть. Здесь употреблено название «иш» и «иша», корень один и тот же – он видит в ней равного себе. Это и есть любовь. А потом, после грехопадения, когда они решают строить свою жизнь вдалеке от Бога, а мы помним, что Бог есть любовь (значит, вдалеке от любви), когда они собираются строить свою жизнь на собственном «я», их отношения и распадаются.

Бог спрашивает человека: «А не вкушал ли ты от древа познания добра и зла, что я запретил?» Он говорит: «Извини, но это жена, которую Ты мне дал, искушала меня в этом». Он даже не жену обвиняет, говоря: «У меня плохая жена, но Ты ведь ее дал, значит, Ты плох». Это и есть распад, разлом в отношениях человека и Бога, в отношениях мужчины и женщины. И только после этого Адам дает имя своей жене: «И назвал Адам жену свою Ева, потому что она стала матерью всех живущих на земле». «Ева» в переводе на русский язык есть «жизнь». Но ведь дать имя, как мы помним, – поставить под свою власть. В этом мы и видим неравенство мужчины и женщины. Поэтому если мы говорим о том, как же эту гармонию восстановить, то другого пути, кроме как научиться друг друга любить, у людей нет. И никакие социальные привилегии тут не помогут.

– Дальше в Евангелии говорится: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Объясните, пожалуйста, это высказывание.

– Когда в Евангелии фарисеи подходят к Иисусу Христу и спрашивают у Него, дозволительно ли давать жене разводное письмо, то Христос отвечает им: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ведь зачем Бог их сочетал? Для того, чтобы человек научился любви и верности в любви. Бог хочет, чтобы человек стал достойным вечности, а для этого человек должен научиться любить. Тут все очень просто. А кого же еще любить, как не того, кого Бог подарил человеку? Ведь женщина – это подарок мужчине, его помощница.

Мы встречаемся с этим выражением, ведь Иисус Христос на самом деле цитирует Священное Писание Ветхого Завета. Он как бы говорит не от Своего Лица. Он прекрасно знает эти тексты, потому что с детства, как и положено, изучал их в синагоге, в Назарете, и имел право их интерпретировать. Поэтому Христа всегда проверяли: «Ты говоришь, что Ты Учитель, но скажи нам, как надо учить». Когда Он отвечает на этот вопрос: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», – ему сразу говорят: «А как же Моисей, наш вождь, который вывел нас из рабства египетского? Он же разрешил давать разводное письмо». Они считали, что в этом уловляют Христа, потому что Моисей – это не просто законодатель, он дает своему народу Богооткровенный закон.

Здесь мы вступаем в чрезвычайно важную историю. Как Христос отвечает? Он говорит: «Моисей по жестокосердию вашему разрешил давать разводное письмо, а раньше не было так». Почему это так важно? Потому, что в данном случае Христос говорит, что даже в этом Богооткровенном законе Моисея не все абсолютно идеально. Моисей приспосабливал Закон к уровню нравственной культуры еврейского народа, а она была чрезвычайно низка. Всякий закон не может требовать от человека моментальной святости. Человек должен к этой святости быть подготовлен – в этом все дело.

– В дореволюционной России обручение совершалось за месяцы, а то и за годы до таинства Брака, сейчас все происходит в один день. Получается, что обручение превратилось в формальность?

– Не совсем. Надо вспомнить, каким образом браки совершались в древности: прежде всего родители договаривались о том, кто будет мужем или женой их ребенка. Подчас семилетний, а то и пятилетний ребенок уже имел предначертанную ему в будущем супругу. Очень часто, по исполнении десяти-двенадцати лет, ребенка отдавали в другую семью, чтобы он там вместе со своей будущей женой рос. Это не значит, что они тут же ложились в кровать. Они вместе росли в быте, традициях этой семьи. И семью подбирали по близости традиций. Русские люди это очень хорошо понимали.

С другой стороны, какое значение имеет обряд обручения? Он имеет глубочайшее значение. Кольцо – это не просто кольцевание какое-то. В древней Книге Песнь Песней есть такие замечательные слова: Положи меня, как печать, на сердце твое. Что они означали? У человека всегда было кольцо на руке с печатью, и эту печать он ставил на все, что ему принадлежало. Люди, которым надевают кольца во время таинства или обряда, как бы отпечатываются на сердце друг друга. Поэтому надо вспомнить другое выражение из той же Книги Песнь Песней: крепка, как смерть, любовь. Это очень важно.

– Из чина Венчания следует, что муж и жена будут друг с другом и в вечности. А если один из супругов умирает, а другой снова вступает в еще один венчанный брак, то с кем он будет в вечности?

– В нашей жизни мы все как бы разбросаны по отдельным квартиркам. И, в принципе, сама по себе семья – это нечто изолированное. Но Царство Божие – это не изолированная структура, там люди не по квартирам живут, а все объединены одной любовью Бога во Христе. Там изоляции никакой нет, потому что все друг друга равным образом любят, а никаких животных отношений там предположить, как мы понимаем, нельзя.

– Спасибо, отец Александр, за сегодняшнюю беседу. Действительно, есть о чем поразмыслить.

У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: «Муж и жена подобны руке и глазам: когда руке больно – глаза плачут, а когда глаза плачут – руки вытирают слезы». Берегите свои семьи. До новых встреч.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 09 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​