Слово (Санкт-Петербург). Церковная десятина (повтор от 27 ноября 2019 г.)

8 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Максимом Устименко.

О церковной десятине, наверное, слышали все, но обычно считается, что это пережиток прошлого – некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в наши дни уже необязательно. Но, как оказалось, есть такие христиане, которые десятину отдают и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен?

Об этом мы поговорим с настоятелем храма святых мучеников младенцев Вифлеемских в Санкт-Петербурге священником Максимом Устименко.

– Давайте вспомним немного историю. Каково было предназначение десятины, куда она сдавалась и на какие нужды?

– История такова: десятина тратилась прежде всего на содержание религиозного культа. Обычай тратить или жертвовать десятину на храм, богослужения был еще в доавраамические времена, то есть это был широкий, распространенный среди разных народов на Ближнем Востоке обычай. Мысль была такая: все, что мы имеем в этой жизни, все, что у нас есть, – на самом деле нам не принадлежит, все принадлежит Богу, Творцу. Поэтому и десятину от урожая, от всего, что производит земля, необходимо в благодарность Ему вернуть, чтобы и в дальнейшем получить благословение. Этот обычай был усвоен Авраамом и затем широко распространился уже в качестве заповеди Ветхого Завета.

Впервые с понятием десятины мы сталкиваемся в Книге Бытия, когда праотец Авраам, победив четырех царей, встречается у города Салима со священником по имени Мелхиседек. Ему он отдает десятую часть всей добычи. Внук Авраама, Иаков, который был прозван Израилем, воздвигнув жертвенник в Вефиле, дает обет Богу, что будет отдавать десятую часть от всего, что производит земля и скот, чтобы получить благоволение в очах Божиих.

В Книге Второзаконие, уже во времена Моисея, этот обычай был закреплен законодательно. Изначально десятина отдавалась для левитов, которые не имели земли. Левиты – это служители скинии, затем служители Иерусалимского храма. Получив десятину, левиты сами уделяли десятую часть от нее уже коэнам – священникам, жрецам, приносившим жертву. Части от этой десятины шли и для бедных, вдов, сирот, престарелых людей. В соответствии с законом Моисея десятины делились на несколько. Была так называемая первая десятина – от всего урожая отдавалось десять процентов для левитов и храмовых богослужений, чтобы храм функционировал, чтобы левитам и священникам было на что жить, питаться и так далее.

Вторая десятина отделялась от оставшейся части урожая, от которого уже была отделена первая десятина. То есть это десять процентов от 90 – еще девять процентов. Эту десятину необходимо было потратить на паломническое путешествие в Иерусалимский храм; и от этой десятины питаться самому, спутникам, накормить вдов, сирот, нищих и тех паломников, которые не имели ничего с собой поесть. Таким образом, иудею ежегодно предписывалось Законом – Торой – жертвовать девятнадцать процентов от всего урожая, который производила земля. Сюда входили овощи, фрукты, злаковые растения, которые произрастали на полях.

Третья десятина предназначалась конкретно для бедных людей, нищих – шла на благотворительность. Третья десятина отделялась каждый третий год из семилетнего цикла. Поскольку у иудеев периоды времени делились на пятьдесят лет – пятидесятый год был юбилейный, соответственно, сорок девять лет делились на семь седмин: семь раз по семь лет. Каждый седьмой год был годом субботним, годом покоя, когда земля и скот должны были отдыхать. В третий и шестой год из семилетнего цикла дополнительно взималась часть на благотворительность. Таким образом, раз в три года иудей жертвовал даже более чем девятнадцать процентов, но все это считались десятины. Была еще десятина от крупного и мелкого скота, всех кошерных животных, которые употреблялись в пищу, что также нужно было уделить для Господа, для Иерусалимского храма.

Эта заповедь распространялась на всех, кто проживал в Эрец-Исраэль, то есть в земле Израильской: жертвовать десятину от плодов и от того, что порождал скот. Но были в те древние времена иудеи, особенно после Вавилонского плена, которые жили и за пределами – они были в рассеянии, поэтому им позволялось перечислять деньги либо самим периодически приезжать в Святую Землю, Иерусалим, и приносить денежный эквивалент. При этом деньги можно было обменять на скот, приобрести его на произведенное землей и уже пожертвовать в храме…

Мы затронули еще один вид пожертвования – денежное пожертвование, это десятая часть, которая жертвовалась от доходов. Изначально она распространялась на людей богатых, с высоким положением в обществе, но постепенно распространилась и на все остальные слои населения. В Евангелии мы встречаем историю, как к Господу пришли сборщики налогов на Иерусалимский храм.

– А что о десятине говорит Новый Завет?

– Новый Завет ничего не говорит о десятине как таковой. Мы знаем, что Христос Спаситель следовал всем заповедям. В Евангелии от Матфея встречается история, когда Христос был с учениками – и к Петру пришел сборщик налогов в пользу храма. Он спросил: «Не отдаст ли Учитель твой дидрахмы на храм?» Дидрахма была достаточно большой денежной единицей, которую должен был ежегодно жертвовать иудей на храм. Спаситель спрашивает Петра: «Как ты думаешь, Петр, с кого собирают подати цари: со своих или с чужих?» Петр говорит: «Конечно, с чужих, с сынов не собирают». –  «Так вот – сыны свободны». Но чтобы не нарушить Закон, Господь ему дает повеление: «Сходи поймай рыбу, найдешь у нее статир. Отдай за себя и за Меня». (Золотой статир равнялся двум дидрахмам, то есть четырем драхмам.) Таким образом, Господь не избегает необходимого ежегодного пожертвования на храм.

Что касается Самого Христа, Он был странствующим раввином, проповедником. И согласно бытовавшему обычаю  раввины, проповедники существовали за счет добровольных пожертвований, за счет того, что давали им люди из еды, одежды, денежных средств. Поэтому мы знаем, что один из учеников Иисуса Христа отвечал за добровольный сбор. У него находилась сума, или ящик, куда бросались денежные средства. Господь и ученики питались тем, что давали им люди, когда принимали их в своих городах, селениях, домах. Кстати, учеником, который отвечал за сбор средств и их сохранность, был Иуда Искариот. Мы знаем, что с ним потом произошло, что он был отягчен недугом сребролюбия и в момент, когда разочаровался в своем Учителе, решился предать Христа, получив тридцать сребреников.

В первых общинах христиан (во времена апостолов, учеников Христа), поскольку они жили очень близким ожиданием Второго Пришествия, люди отказывались вообще от какого-то имущества и делали свое имущество общим для всей христианской общины. Например, в Книге Деяний упоминается история Анании и Сапфиры, которые, продав свое имущество (возможно,  дом или какие-то материальные блага, которыми они обладали), часть из вырученных средств утаили, за что их постигло наказание Божие.

– Сейчас мало людей, которые готовы отдать свою десятую часть Церкви. На что существует Церковь сегодня?

– Мы принадлежим к восточной ветви христианства. На Востоке исторически не было каких-либо обязательств, законодательных актов, которые бы закрепили десятину. На Руси, мы знаем, князь Владимир принял христианство, и он на десятую часть своих доходов построил в Киеве так называемую Десятинную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Но десятина была необязательна для населения. Все пожертвования были добровольными.

Десятина с населения на Руси была закреплена, как это ни странно звучит, во время монголо-татарского периода и оставалась обязательной в виде сборов с урожая до XVIII столетия, когда была отменена. Поэтому можно сказать, что с XVIII века Русская Церковь жила на добровольные пожертвования. Зачастую священники в селах, деревнях тоже пахали, сеяли землю… И до сих пор Церковь живет не за счет государства, не за счет налогов, хотя во многих европейских государствах есть церковный налог, обязательный для всех работающих людей. Он отчисляется через государство. Это налог, обязательное пожертвование, которое делает человек независимо от того, как часто он ходит в свою церковь (редко или вообще несколько раз в своей жизни). Такой церковный налог существует и в Православной Церкви Греции, где Церковь не отделена от государства и является его частью. В Конституции прописано: официальная религия – православие.

В нашей стране Церковь отделена от государства, поэтому она существует на свои собственные средства, которые берутся из добровольных пожертвований. Эти пожертвования идут на существование самого храма: оплату зарплат клиру, певчим, работникам храма. Причем пожертвования добровольные, но все оплаты в храме фиксированные, в том числе и налоги за работающих в храме. Все пожертвования на духовные академии, церковные больницы, благотворительные проекты также делаются из церковной казны, которая формируется из приходских добровольных пожертвований православных верующих. В конце концов, литургия служится бесплатно, исповедь, причастие – самые главные таинства – уделяются без требований каких-либо пожертвований.

– Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю беседу.

На Руси, еще с первых времен христианства, украшение храмов считалось великой добродетелью. Святой Иоанн Златоуст говорил, что жертва на храм есть самое верное средство превращать свое земное достояние в сокровищницы небесные.

Ведущая Екатерина Соловьева

                                                                                                         Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать