Слово (Санкт-Петербург). Помазанник Божий

5 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым). 

Словосочетание «помазанник Божий» впервые упоминается в Ветхом Завете. Так сначала называли пророков, первосвященников и царей, а впоследствии стали называть византийских императоров, европейских христианских монархов и русских царей. Что же такое «помазанник Божий»? Об этом мы сегодня поговорим с настоятелем храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) в Санкт-Петербурге архимандритом Исидором Минаевым.

– Что означает «помазанник Божий»?

– Это как современная инаугурация, только со священным оттенком, когда во время коронации царя помазывали (я говорю уже о последних российских императорах) святым миром. Первый раз каждый человек помазывается миром во время крещения (в Православной Церкви прежде всего). А когда человек принимает власть над целой страной, то Церковь молится о даровании ему особых сил. Чтобы управлять большой страной (да и любой страной), нужны сверхусилия, помощь Божия, особая благодать. Для этого совершается таинство Миропомазания.

Как говорится в русской пословице, все мы одним миром мазаны. Имеется в виду, что перед Богом все равны; в том смысле, что когда ребенка крестят, то и царского сына помазывают, и крестьянского, и ребенка, может, брошенного родителями. Миро – это священное вещество, освященное особым образом патриархом или предстоятелем Церкви. Эта благодать на всех проливается в равной степени. В этом смысле «все одним миром мазаны» можно перевести по-другому: перед Богом все равны.

Но когда царская власть реализовывается, тогда это миропомазание дает особую благодать помазаннику. Интересно даже, как это происходило. Для коронации царям (по крайней мере, последним императорам) шились особые мундиры, на которых в области груди вырезался квадратик, обшивался… Потому что кроме органов  слуха, зрения, рук надо было мазать грудь; и чтобы не расстегивать мундир во время коронации (это не очень благовидно), открывалась эта ячейка – и помазывали царя священным миром.

В таинстве Миропомазания совершалось сугубое, особое помазание на царство. Взято это, конечно, из древности, когда пророки при посвящении царей на царство возливали им священное миро на голову. Тогда не было такого квадратика, просто брали кувшин и миро лили на голову. Но это было красиво, благодатно, по-старинному романтично (можно сказать – в духовном смысле). Это таинство пришло еще из Ветхого Завета.

– Как Вы считаете, помазание человека во время крещения не есть ли знак особого благословения человека для христианского служения в миру?

– Крещение, как и первое миропомазание, можно сравнить с посевом. В святоотеческой литературе часто встречается выражение, что крещение – это посев. Неправильно поступают люди, которые мало разбираются в вере и в качестве результата жизни говорят: «Я вчера покрестился». Мол, всё, финиш. «Даже крестик ношу». – Достают, показывают. На самом деле крещение – это первая ступенька лестницы, ведущей на небо. Там еще далеко идти, столько будет падений, вставаний (если они будут)...

Так и миропомазание, которое бывает у нас соединено с таинством Крещения. Это тоже как бы намерение – освящаются все органы чувств: помазываются уши, ноздри, рот (то есть чем мы слышим, дышим, говорим). Также грудь, руки, ноги. Это как бы призывание помощи Духа Святого, чтобы Он человека правильно направлял, некая живительная энергия, Божественная благодать, которая должна человеку дать силы, если он готов это воспринять. Очень часто мы не готовы воспринять ни любовь Божию, ни помощь Божию, ни правильные мысли, которые нам Господь влагает. Мы их или не замечаем, или отторгаем умышленно или по неопытности. Чтобы этого не происходило, а все было разумно и правильно, совершается это таинство, в котором священник молится о даровании Духа Святого крещаемому и освящении всей его жизни и всех его действий.

– По мнению многих политологов, историков, царская власть считается самой универсальной формой правления для России. Как Вы считаете, есть ли в ней преимущества перед другими формами правления?

– Отчасти есть. Евангелие чуть по-другому освящает этот вопрос. Почему есть преимущества? Потому, что ребенок-наследник сразу, с младых ногтей, готовится править народом, изучает специальные науки. Практически все царевичи были на военной службе в России (да и не только в России). Всегда наследник престола обязательно получал какой-то небольшой офицерский чин (это какой-нибудь командир роты или небольшого полка), получал военное воспитание и проходил военные учения. Он понимал, что это такое (не теоретически, как современные люди, которые даже в армии не служили, а рвутся управлять страной, не понимая, что они будут делать; такие «бостонские мальчики», что называется).  И потом он изучал науки, языки, политику. Даже сейчас во всех королевских домах Европы есть список наследников (не меньше десяти), то есть первый претендент – цесаревич (в Европе он называется кронпринцем), а за ним какие-то двоюродные дяди, младшие братья. Понятно, что когда воспитывали этих мальчиков, то их готовили практически всех и объясняли им, что они перед Богом ответят, правильно  управляли народом или погубили его, использовали, не замечали.

Я бы сказал, что в России во всех этих фальшивых выборах, на которые тратится огромное количество денег, утешает только то, что люди хоть какую-то работу получают в это время: появляются рабочие места, в этих штабах люди зарабатывают для своей семьи и так далее. Но все же это некий кукольный театр, я бы сказал. Что там доказывать? Все знают, кто будет следующий. Но, с другой стороны, никто никогда в православной или инославной среде не застрахован и от негодного наследника: какого-то человека с комплексами или жестокого, неуравновешенного, с психическими отклонениями (мы знаем такие примеры и в русской, и в зарубежной истории).

Я бы акцентировал внимание на том, почему Христос не воплотился в теле наследника, сына римского императора. Почему Ему надо было родиться в провинциальном Израиле у какого-то плотника, при  неприглядных обстоятельствах… Никто же не знал, что Мария родила от Духа Святого (сейчас-то многие не могут это вместить), а муж у Нее был старый. Родился бы Христос наследником римского императора, пришел бы к власти и всю вселенную (а тогда все владения Римской империи считались вселенной), как когда-то князь Владимир или византийский царь Константин, окрестил бы: и иудеев, и Рим, и Грецию, и все, что им принадлежало. То есть через Свою власть привел бы всех к христианской вере.

Но смысл в том, что Христос не насилует. Понятно, если разверзнутся небеса, спустится лестница из ангелов и сойдет Господь, то – хочешь не хочешь – любой атеист уверует. Но это будет насилие над личностью. И Христос предложил такой образ: «Я стою у двери и стучу, хочешь – отвори Мне, Я войду, и мы с тобой будем вместе вечерять (то есть ужинать, общаться)». И это должно быть свободно.

Так вот, почему Христос, родившись в рабовладельческом строе, не призывал к свержению этого строя? Он, наоборот, говорит: «Родился рабом – будь рабом, служи не за страх, а за совесть; родился господином – будь господином, люби и рабов своих». То есть Он дает другой ключик к счастью и процветанию – любовь. Любой строй, как бы говорит Христос исподволь, несовершенный: рабовладельческий, республика, монархия, анархия, социализм, коммунизм, капитализм… Потому что люди – это такие существа, которые что хочешь испортят. Поэтому Он и говорит, что любая политическая структура несовершенна.

Единственное, что может нас спасти, – это любовь. И были же такие истории, зафиксированные документально в рабовладельческом строе, когда раб очень хорошо служил, именно как Христос сказал: не за страх, а за совесть. И господин не мог остаться к этому равнодушным, ценил его, улучшал его жилищные условия, давал ему дом, позволял ему жениться, обучал его детей. Если есть реальная любовь к людям, к подданным, к сотрудникам, соратникам, тогда все встает на места и все налаживается. Если любви нет, то никакой самый красивый, придуманный и изложенный на бумаге строй никогда не даст хороших плодов, так и останутся декларации.

Сколько мы их знаем? И империи, и Гитлер, и Кромвель, и Французская революция, наша русская революция – лозунги всегда прекрасные у всех, даже у Гитлера. А в итоге что получается? Потому что падшее естество человеческое все разрушает. И только любовь может оживотворить и спасти ситуацию. Вот об этом говорит Христос.

– Дорогие телезрители, спасибо, что были с нами. До новых встреч.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать