Слово (Санкт-Петербург). О посте

11 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Максимом Устименко.

– В последние годы все больше наших соотечественников соблюдают церковные посты. В кафе и ресторанах появились постные меню, в магазинах продаются специальные постные продукты. Но в одном из своих посланий апостол Павел пишет: пища не приближает нас к Богу. Что же тогда приближает? Об этом мы поговорим с настоятелем храма святых мучеников младенцев Вифлеемских в Санкт-Петербурге священником Максимом Устименко.

В Священном Писании как-то упоминается про пост?

– Конечно, упоминается, причем многократно – в Ветхом Завете и Новом. Но интересно, что своими корнями традиция поститься уходит именно в Ветхий Завет. Пост для иудеев был обязателен, но один раз в год, в праздник, который назывался Йом Кипур (день очищения). Причем традиция поститься у иудеев была следующая: ничего не есть до вечера. Никаких ограничений в мясной и молочной пище уже вечером абсолютно не было.

Во времена Христа Спасителя кроме вот этого обязательного для всех иудеев однодневного поста поститься могли, например, в дни траура. Мы знаем, есть даже такое выражение: кусок в горло не лезет. Примерно по этим соображениям и было принято поститься. Ну, этот пост, в общем-то, естественен. Но благочестивые иудеи – фарисеи, книжники – старались поститься один раз в неделю.

Мы знаем, что Христос Спаситель, перед тем как выйти на общественное служение, 40 дней был в пустыне в одиночестве, но затем во время Своего земного служения Христос делил трапезу с мытарями, грешниками, грешницами, за что и был обличаем фарисеями, а ученики Иоанновы спрашивали Христа Спасителя: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» И Христос ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених?»

Дело в том, что у иудеев была следующая традиция: если был брачный пир и вы, даже несмотря на то, что у вас траур, приглашены на этот пир, который длился по традиции Востока несколько дней, то любой пост на это время отменялся в силу веселья. «Сыны чертога брачного» – это означает просто «гости, приглашенные». И приглашенные не могли поститься, для них пост отменялся.

Но затем в раннехристианской Церкви, когда Христос сказал: «…когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься», – по всей видимости, среди учеников Иисуса Христа уже возникла традиция поститься еженедельно. В пятницу, в воспоминание страданий Христа Спасителя, и в среду, в воспоминание предательства Иуды, поскольку это был их личный опыт переживания тех евангельских событий.

И традиция поститься в Великий пост 40 дней перед праздником Воскресения Христова – это также древнейшая  традиция. Правда, затем она у нас развивалась. И мы знаем, что у нас Великий пост длится несколько дольше – это 40 дней плюс Страстная седмица и предшествующая Великому посту Масленица, тоже своеобразный пост. Таким образом, период достаточно протяженный.

Затем появился Рождественский пост, он также один из древнейших. И в древней Византии появился пост летний. Он был компенсационным для тех, кто не постился по тем или иным причинам весь Великий пост. Затем этот летний пост разделили на два – Апостольский (перед праздником Петра и Павла, который стал уже варьироваться в зависимости от Пятидесятницы – либо дольше он длился, либо меньше) и двухнедельный Успенский пост в воспоминание Успения Божьей Матери.

Причем древние христиане, по всей видимости, постились точно так же, как и иудеи, то есть не вкушая пищу до вечера, что и отражено церковным уставом: мы постимся до вечернего времени, как предписывает устав, и литургия также совершается по уставу после двух часов дня, то есть практически уже вечером. То есть постились до второй половины дня, затем причащались и вкушали пищу. Но какой была эта пища, мы не знаем.

Однозначно, что с развитием монашества, монашеского движения, монашеской аскезы миряне всегда стремились подражать в чем-то монахам, которые жили где-то в отдалении. И традиция не вкушать, как мы теперь называем, скоромную пищу, то есть пищу животного происхождения – мясную, молочную, вошла в среду всех христиан, в том числе и мирян. Стали во время поста, постясь до вечера, не вкушать молочную и мясную пищу до отмены поста с наступлением того или иного праздника.

– А зачем так много постов в году?

– Причем, если мы обратимся к календарю, это больше чем треть года. Когда человек учит себя воздерживаться от каких-то страстей, от привязанностей… Ну, как некая аскетическая практика, в которой мы подражаем жизни древних отшельников, но все это идет из истории, то есть попытки подражать монашеской жизни если не весь год, то хотя бы какую-то его часть.

– Отец Максим, церковный устав о посте составлялся очень давно. Но ведь экология меняется, продукты меняются. Может, стоит уже пересмотреть правила продуктового поста?

– Дело в том, что сам устав, Типикон, о котором мы говорим, где предписаны нормы поста – что вкушать, что не вкушать, составлялся в Средиземноморье, на территории Римской империи, в восточной ее части, где белый хлеб и красное виноградное вино являются повседневным рационом вне зависимости от того, пост или нет. Поэтому мы знаем, что в определенные дни поста благословляется вместе с хлебом выпивать, например, один бокал вина; или больше – уже в праздник. И все эти продукты очень калорийны.

Причем в те древние времена люди еще не знали, что, например, какие-то мидии, кальмары – это животные организмы, считали, что это растения. Поэтому эти продукты, то, что мы называем морепродуктами, благословлялось вкушать каждый день в отварном виде. Поэтому, конечно, люди получали достаточно калорий, не вкушая рыбы, молочных или мясных продуктов.

Но когда традиции поста были перенесены на Русь, конечно, все это воспринималось буквально. Но, не имея морепродуктов, русские люди просто очень строго постились, чему удивлялись западноевропейские люди и греки, когда они посещали Русь. Есть все эти описания о том, как строго русские постятся и молятся в храме, к чему описывающие абсолютно не были привыкшими. То есть русские люди оказались более аскетичны, более выносливы, чем европейцы и греки.

Это все зависело от того, что возникли разные традиции поста на Руси и в Западной Европе, на юге Европы – в Греции, на Балканах. На Руси стремились как бы досконально исполнять все эти традиции. Причем еще буквально поколение наших прабабушек, которые строго постились, действительно всему этому следовало, но никакого голода при этом не испытывали.

Наверное, во многом это воспитание помогало людям переживать и войны, и лишения. Ведь любая война сопровождалась голодом.  И в XIX веке, в XX веке люди еще очень зависели от того, урожайный год или нет. Поэтому традиция поститься вырабатывала не только некие аскетические навыки, но в том числе и выдержку в случае голода терпеть этот самый голод.

В наше время, конечно, люди пытаются искать какие-то поблажки, иногда справедливо – по здоровью. Действительно, пост отменяется или ослабляется для тех людей, кто нездоров, для беременных и кормящих грудью женщин, для людей, которые выполняют тяжелую физическую работу, для учащихся, и все это очень индивидуально. Но все это можно согласовать со своим духовником или с приходским священником.

Конечно, Церковь в этом смысле всегда идет навстречу. Ведь самое главное – не то, что в рационе, не то, что находится в холодильнике, на столе, а то, что в сердце человека.

– Но если во время поста пища – не главное, что же тогда главное?

– А главное – цель. Ведь мы должны воздерживаться не только в своем ежедневном питании, но и воздерживать свой ум от каких-то развлечений, может быть, повседневных радостей – для того, чтобы потом, когда придет праздник, все эти радости с новым чувством ощутить. Как, скажем, супружескую любовь. Или семейный стол, когда мы все собрались вместе. Поэтому воздержание и потом общий праздник помогают зажечь новый огонь любви, милосердия.

О посте, которого ждет от нас Господь, сказано в Книге пророка Исайи – о том, что пост этот должен послужить милосердию, общению с ближними, благотворительности. Когда мы учимся делиться, прощать, любить – в этом и есть цель поста, то есть в покаянии, в изменении внутреннего человека. Все внешнее должно помогать внутреннему человеку, иначе этот пост станет просто фарисейским.

Как фарисей в притче о мытаре и фарисее хвалился тем, что он благочестиво постится два раза в неделю, превосходя благочестием даже других иудеев, потому что благочестивые иудеи старались поститься один раз в неделю. Надо, чтобы наш пост не стал таким внешним, фарисейским, показным, чтобы это действительно было внутреннее молитвенное делание.

Обычно задают вопрос, как поститься детям. Здесь важно помнить, что ребенок – это растущий организм. И если ребенок подключается к такому строгому взрослому посту, то может пострадать его физическое состояние. И если ребенок посещает школу или какие-то иные учебные заведения, то пусть вместо ограничений в белковой пище ребенок, например, не посмотрит любимые мультфильмы или не будет получать сладкие конфеты. Самое главное, у ребенка будет вырабатываться воздержание.

Потому что цель поста – некая аскеза, аскетический подвиг, то есть нужно учиться сдерживать свои эмоции, свои желания, свои страсти. И если ребенок пристрастен к телевизору или компьютеру, пусть он какое-то время не будет подходить к этому, то есть поработает над собой. Работа над собой – это самая главная цель поста.

– А как ребенку объяснить: «Вот сейчас Великий пост, поэтому мы не смотрим мультики»?

– Все зависит от настроя, который есть внутри семьи. Если для ребенка родители являются любимыми и авторитетом, то, конечно, ребенок будет к ним прислушиваться. Но даже если он где-то начинает капризничать, пытаться манипулировать, чтобы пошли ему навстречу, очень важно, чтобы родитель объяснил ему, для чего мы это делаем. Можно сказать, что в эти дни Господь страдает, Господь на кресте, поэтому мы должны пострадать вместе с Ним, посочувствовать Ему, посочувствовать тем ближним, которые нуждаются, болеют, страдают, потому что во всех этих людях присутствует страдающий Христос. «Давай мы посетим нашу больную соседку, поможем ей убрать квартиру, сходим в магазин и купим ей продукты».

То есть ребенок должен понимать, что пост – это дар любви, это научиться любить, в том числе быть в послушании у родителей. А если ребенок научится быть в послушании у родителей, то он будет учиться быть в послушании и у Бога.

– Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю беседу.

Известный епископ Русской Православной Церкви святой Митрофан Воронежский, наставляя своих духовных чад, говорил: «…воздержно пей, мало ешь – здрав будешь». Я думаю, нам стоит прислушаться к этому совету.

Ведущая Екатерина Соловьева

                                                                                                    Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать