Слово (Санкт-Петербург). Церковная десятина

27 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа со священником Максимом Устименко. 

– О церковной десятине слышали все, но обычно считается, что это пережиток прошлого, некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в наши дни уже необязательно. Но, как оказалось, есть такие христиане, кто отдает десятину и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен? Об этом мы поговорим с настоятелем храма святых мучеников младенцев Вифлеемских в Санкт-Петербурге священником Максимом Устименко.

Каково было предназначение десятины? Куда она сдавалась и на какие нужды?

– Обычай жертвовать десятину на храм, на богослужение был еще в доавраамические времена, т.е. это был на Ближнем Востоке обычай, широко распространенный среди разных народов. Мысль была такова: все, что мы имеем в этой жизни, все, что у нас есть, на самом деле нам не принадлежит. Все принадлежит Богу Творцу. Поэтому  и десятину от урожая, от всего, что производит земля, необходимо было как бы в благодарность Ему вернуть, чтобы и в дальнейшем получить благословение. Этот обычай был усвоен Авраамом, а затем широко распространился уже в качестве заповеди Ветхого Завета.

Впервые с понятием десятины мы сталкиваемся в Книге Бытия, когда праотец Авраам, победив четырех царей, встречается у города Салима со священником по имени Мелхиседек. Ему он отдает десятую часть всей добычи. Его внук Иаков, который был прозван Израилем, воздвигнув жертвенник в Вефиле, дает обет Богу, что будет отдавать десятую часть от всего, что производит земля и скот, для того чтобы получить благоволение в очах Божиих. В Книге Второзаконие, уже во времена Моисея, этот обычай был закреплен законодательно.

Изначально десятина отдавалась левитам, которые не имели земли. Левиты – это служители скинии, затем служители Иерусалимского храма. Получив десятину, левиты сами уделяли десятую часть от нее уже коэнам, т. е. священникам – непосредственным  жрецам, приносившим жертву. Часть от этой десятины шла для бедных, вдов, сирот и престарелых людей. В соответствии с законом Моисея десятины делились на несколько видов: была так называемая первая десятина, т.е. от всего урожая отдавалось десять процентов для левитов и храмовых богослужений. Для того, чтобы храм функционировал, чтобы левитам и священникам было на что жить.

Вторая десятина отделялась уже от оставшейся части урожая, от которого уже была отделена первая десятина, т.е. это десять процентов от девяноста. Эту десятину необходимо было потратить на паломническое путешествие  в Иерусалимский храм – питаться самому, спутникам и накормить вдов, сирот, нищих, тех паломников, которые не имели с собой что поесть. Таким образом, иудею ежегодно предписывалось законом жертвовать девятнадцать процентов от всего урожая, который производила земля. Сюда входили и овощи, и фрукты, и злаковые растения, которые произрастали на полях.

Третья десятина предназначалась конкретно для бедных людей, т.е. шла на благотворительность. Третья десятина отделялась каждый третий год из семилетнего цикла. У иудеев периоды времени делились на пятьдесят лет. Пятидесятый год был юбилейным. Соответственно, сорок девять лет делились на семь седмин. Каждый седьмой год был субботним годом, годом покоя, когда земля и скот должны были отдыхать. В третий и шестой год из семилетнего цикла дополнительно взимался какой-то процент от десятины на благотворительность.

Таким образом, раз в три года иудей жертвовал даже более девятнадцати процентов. Была еще десятина от крупного и мелкого скота, всех кошерных животных, употребляющихся в пищу, которые также надо было выделить для Господа, для Иерусалимского храма. Эта заповедь распространялась на всех, кто проживал в земле Израильской: жертвовать десятину от плодов и от того, что рождал скот. В те древние времена были уже иудеи, особенно после вавилонского плена, которые жили за пределами земли Израильской, в рассеянии. Поэтому этим иудеям дозволялось перечислять денежный эквивалент (либо самим периодически приезжать) на Святую Землю в Иерусалим…

Мы затронули еще один вид  – денежное пожертвование, десятая часть, которая жертвовалась от доходов. Изначально она распространялась на людей богатых, с высоким положением в обществе, но постепенно распространилась на все остальные слои населения. В Евангелии мы уже встречаем такую ситуацию, когда к Господу пришли  сборщики налогов на Иерусалимский храм.

– Что о десятине говорит нам Новый Завет?

– Новый Завет нам ничего не говорит о десятине как таковой. Мы знаем, что Христос следовал всем заповедям. В Евангелии от Матфея встречается история, когда Христос был с учениками и к Петру пришел сборщик налогов в пользу храма. Он спросил: «Не отдаст ли Учитель твой дидрахму на храм?» Дидрахма – это достаточно большая денежная единица, которую ежегодно иудей должен был отчислять на храм. Спаситель спрашивает Петра: «Как ты думаешь, Петр, с кого собирают подати цари? Со своих или с чужих?» Петр говорит: «Конечно же, с чужих. С сынов не собирают». Сыны свободны, но чтобы не нарушить закон, Господь дает ему повеление: «Сходи поймай рыбу; ты найдешь в ней статир. Отдай за Меня и за себя». Статир равнялся четырем дидрахмам, т.е. четырем драхмам.

Таким образом, Господь не избегает этого необходимого ежегодного пожертвования на храм. Что касается Самого Христа, Христос был странствующим раввином, проповедником. И согласно бытовавшему обычаю раввины существовали за счет добровольных пожертвований – того, что давали им люди из еды, из одежды и денежных средств. Поэтому мы знаем, что один из учеников Иисуса Христа отвечал за добровольный сбор. У него находилась сума или ящик, куда бросались денежные средства. Господь и ученики питались тем, что подавали им люди, когда принимали их в своих городах, селениях, в своих домах. Учеником, который отвечал за сбор средств, их сохранность, был Иуда Искариот. Мы знаем, что с ним потом произошло. Он был отягчен недугом сребролюбия. В момент, когда он разочаровывается в своем Учителе, он решается предать Христа, получив за это тридцать сребреников.

В первых общинах христиан, т.е. во времена апостолов, когда они жили ожиданием Второго Пришествия, как бы отказывались вообще от какого-либо имущества. Делали свое имущество общим для всей христианской общины. Например, в Книге Деяний упоминается об этом.  И упоминается история Анании и Сапфиры, которые, продав некое свое имущество (возможно, свой дом или какие-то материальные блага, которыми они обладали), часть из средств утаили, за что их постигло наказание Божие.

– Сейчас мало людей, готовых отдать десятую часть Церкви. На что существует Церковь сегодня?

– Действительно, на Востоке (мы принадлежим к восточной ветви христианства) исторически не было каких-либо законодательных актов, которые бы закрепили десятину. На Руси, мы знаем, когда князь Владимир принял христианство, то на десятую часть своих доходов построил в Киеве так называемую Десятинную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Десятина была необязательна для населения, все пожертвования были добровольными. Десятина с населения была закреплена во время монголо-татарского периода и оставалась обязательной в виде сборов с урожаев до XVIII столетия.

С XVIII века Русская Церковь жила на добровольные пожертвования. Зачастую священники в селах и деревнях тоже пахали, сеяли землю и т.д. До сих пор Церковь живет не за счет государства, не за счет налогов, хотя во многих европейских государствах есть обязательный церковный налог для всех работающих людей. Он начисляется через государство. Например, это Римско-Католическая Церковь в Германии. Протестантские, лютеранские, евангелические церкви получают доход от населения, которое записывает свое вероисповедание в графе принадлежности к той или иной конфессии... То есть это обязательное пожертвование, которое делает человек независимо от того, как часто он ходит в свой храм: редко или вообще несколько раз в своей жизни.

Такой церковный налог существует и в Церкви православной Греции, где Церковь не отделена от государства и является как бы его частью. В конституции прописано, что официальная религия – это православие. В нашей стране Церковь отделена от государства, поэтому Церковь существует на свои собственные средства, которые берутся из добровольных пожертвований. Эти пожертвования идут на существование самого храма, на зарплату клиру, певчим, работникам храма. Все пожертвования добровольные, но все оплаты в храме фиксированные, в том числе и налоги за работающих в храме. Все пожертвования на духовные академии, на церковные больницы, на благотворительные проекты также берутся из церковной казны, которая формируется из приходских добровольных пожертвований православных верующих. Литургия служится бесплатно. Исповедь и причастие – самые главные таинства –  совершаются без требований каких-то пожертвований.

– На Руси еще с первых времен христианства украшение храмов считалось великой добродетелью. Святой Иоанн Златоуст говорил: жертва на храм есть самое верное средство превращать свое земное достояние в сокровищницы небесные.

Записал Владислав Рябов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать