Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Десять лет Вы были в братии Валаамского монастыря, шесть лет настоятелем Коневского монастыря. Какие этапы проходит человек от момента поступления в монастырь и до принятия монашества?
– Есть три этапа, описанные в церковных уставах. Хотя их гораздо больше. Я всегда, особенно когда уже стал помощником игумена на Валааме, как бы человеком со статусом, и когда был настоятелем на Коневце, просил братию внимательно относиться ко всем, в том числе и к туристам.
В монастырях всегда есть разница между туристом и паломником. Сперва человек – турист, потом он уже паломник, а потом уже и послушник. Так было, например, со мной.
Надо сказать, что Валаамский монастырь был прославленный, туда многие хотели, потому что до революции он был государством в государстве – остров, который сам себя обеспечивал, там были различные ремесла, сельское хозяйство, рыболовство и много чего еще. Поэтому он был известный, зажиточный, красивый. К тому же не такой северный, как Соловки. И многие хотели вступить в братию этого монастыря.
Там до послушника были такие градации, как трудник и кафтанник. Трудники – это люди, которые просто приехали в обитель потрудиться во славу Божью, то есть бесплатно. Причем это были не только разнорабочие. Я про старый Валаам рассказываю. Из трудников был кто печник, кто столяр, кто пахарь и так далее. То есть это люди, которые могли действительно квалифицированную помощь оказать обители.
Трудники не обязаны были становиться потом послушниками, они даже, может быть, не стремятся в братию, а просто дали зарок потрудиться несколько месяцев во славу Божью; может быть, во искупление каких-то своих несовершенств, может быть, их просто потянуло к духовной жизни.
Перед облачением в подрясник и посвящением в послушники на человека надевали кафтан – русскую рубашку, только удлиненную, где-то по колено или чуть ниже колен. Но она еще не длинная и о какой-то духовной степени, даже начальной, не говорит. Кафтанники – уже свои, их уже знают, они себя зарекомендовали.
Далее человек писал прошение. Что очень важно для монашества (вот как нас учили наши учители, а наших учителей учили настоящие учители, то есть церковные старцы, духовные люди, пережившие гонения, войну) – монах пишет только одно прошение в жизни: «Прошу принять меня в братию обители». Это норма, это идеал.
А когда потом начинаются еще прошения: «Переведите меня куда-нибудь на южное подворье, мне не подходит климат», «Я хочу заняться иконописью», «Я хочу поступить в академию», – это уже считается послушник не первого сорта, так как он проявляет свою волю. Надо будет, так тебя направят куда угодно, хоть в архиереи.
Или братия направит, или епархиальный епископ направит, если надо, и учиться, и за границу, и в дальнюю обитель, и в ближнюю, и сан тебе дадут, и на скит отправят или в отшельничество. Или, наоборот, дадут какую-то суетную должность; например, эконома, казначея в самом монастыре (или благочинного).
Так что в идеале прошение пишется только один раз. Духовный собор братии принимает человека в послушники. Послушник – это испытуемый, он испытывает сам себя; и его испытывает обитель. Очень важно пройти это испытание. И главной добродетелью послушника должна быть та, которая забыта в современном мире: человек должен послушаться, он должен слушать, что ему говорят, и это выполнять.
То есть он слушает авторитетное мнение старших, он признает это мнение и через это духовно возрастает. В идеале послушнику дается старец. Это не святой, это может быть и грешный старец. Например, у преподобного Акакия был такой гневливый старец, который просто бил его, ругал, поносил по-разному, а тот терпел и стал святым.
Старец (и это прямо написано в уставе), если сказать по-армейски, сержант. Это не какой-то супергуру, это просто старослужащий, который научит тебя, как кушать, как нести послушание, как спать, как молиться, как внешне себя содержать. И за внутренним состоянием послушника старец должен наблюдать.
Поэтому когда мне миряне говорят: «Вот мой старец…», я спрашиваю: «Какой старец? Вы в монастыре, что ли? Почему твой старец? Есть какой-то старец, в обители живет, он наставляет новоначальную братию, может и Вас по любви принять. Но почему он твой старец? У тебя муж есть, какой тебе старец?»
Так вот, послушник. Устав церковный и монастырский требует три года, не меньше. Это устав требовал еще в те святые времена, лет сто или тысячу назад. Человек принимает постриг не раньше, чем через три года, он испытывает себя; и игумен испытывает его.
Даже очень серьезные прещения прописаны в правилах. Если человека постригли раньше трехлетнего искуса, то есть испытания, то игумена, который это совершил, надо снять с должности и отправить в другой монастырь в состояние послушания, то есть не командовать, а подчиняться, а рано постриженного монаха тоже отправить в другой монастырь на испытание послушанием.
Это правильно по той причине, что люди очень подвержены имитации духовной жизни, нездоровому воображению, тщеславию: «Вот я был мирянином – ничего у меня не получалось, а теперь я – ого! – монах валаамский! Понимаете, что это такое?» – «Да, понимаем; что ты!»
Человек на это покупается, потом сам жалеет, потому что когда пройдет период ношения церковного костюма и упивания своим статусом и придет реальная жизнь, настанут серые будни, вот тут будет очень важно, умеет ли человек смиряться, подчиняться, может ли быть наедине с собой.
Очень многие люди, как мы знаем, в миру совершенно не могут быть наедине с собой, им обязательно надо с кем-то общаться, где-то в социуме реализовываться. А монаху должно быть с самим собой и с Богом наедине очень комфортно.
– Отец Исидор, существуют монахи рясофорные, мантийные, схимники. Невоцерковленному человеку эти слова, как правило, непонятны. Какое отличие пострига в тот или иной чин?
– Первый постриг – рясофор. В рясофоре, бывает, меняют имя, а бывает, что и не меняют. Что такое рясофор? Ношение рясы и камилавки. Человек еще не дает никаких обетов. Мне много приходилось постригать в рясофор. Настоятель молится, благодарит Бога за то, что данный брат или данная сестра хочет уйти от суетного мирского жития и поселиться в данной обители.
Второй постриг – мантийный. Это, я считаю, самый настоящий постриг, посвящение в монашество. Надо понять, что такое монах. «Моно» – «один». Один человек, он и Бог. Так вот, второй постриг – так называемый постриг в мантию, или малая схима. Человек облачается в мантию поверх рясы, в клобук с наметкой – ниспадающей черной тканью (как занавесом от мирской жизни). А в постриге это называется «шлем спасения».
Постриг в мантию – это очень серьезное духовное действо. Человек действительно дает обеты – обещает Богу, Церкви, обещает перед лицом братии этого монастыря, перед лицом церковного народа три вещи. Вот иногда мне говорят: «Ой, ну мы ж не монахи, нам не надо поститься, молиться или ходить на службы». На самом деле монах от мирянина отличается только тем, что не может завести семью.
Есть еще два обещания, которые дает монах: послушание своему начальнику, то есть игумену монастыря прежде всего, и вольное нищенство, то есть человек не имеет своего личного имущества – дома, машины, что очень важно. Сейчас бывают у высокопоставленных монахов по должности какие-то машины – ну, если человек, например, митрополит, он же не может на трамвае ездить. Хотя он и монах, у него есть служебный автомобиль, служебная резиденция, но не больше. То есть заводить свои квартиры и личные автомобили – это уже нарушение обетов.
Третий постриг – великая схима. Он, как правило, бывает уже в старческом возрасте или когда монах тяжело болен. Великая схима – это такой постриг (его называют «ангельский чин»), когда уже человек внутри себя попрощался со всем мирским, он может пребывать только в молитве, в созерцании, в каком-то духовном состоянии.
И, как правило, схимники уже не несут никаких послушаний в монастыре, а мантийный монах может быть и экономом, и капитаном корабля, и заведующим фермой или свечным производством, певчим, диаконом и еще много кем. А схимник призван уже только к молитве и, возможно, к духовному окормлению желающих – или братии, или паломников, приходящих в обитель.
Вот такие – подчеркиваю, в России – три чина монашества. В Греции, на той же Горе Афон, проще. Там послушник – и вскоре мантийный монах, он уже и схимник практически; там нет трех постригов, как у нас. То есть там проще – ты либо не монах, либо монах.
– Спасибо, отец Исидор, за то, что помогли нам понять, чем же отличаются люди в монашеских одеждах.
– Всего доброго.
– Дорогие телезрители! Когда в Оптину пустынь приходили новые послушники, старец Варсонофий говорил им так: «Надел подрясник и думает: я теперь стал монахом. Нет. Лампа, пока не горит, не оправдывает своего назначения, она нужна только зажженной. Так и в монашестве: одна внешность не приносит пользы; необходим внутренний огонек».
Ведущая Екатерина Соловьева
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!