Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Беседа с протоиереем Александром Ранне, доцентом Санкт-Петербургской духовной академии.
– Евангелие призывает нас любить ближнего. Одна из самых главных заповедей закона говорит: «Возлюби ближнего, как самого себя». С одной стороны, это понятно и естественно, так как каждый из нас хочет, чтобы его любили. С другой стороны, как возлюбить ближнего, чтобы эта любовь не превращалась в человекоугодие? Где же пролегает грань между человеколюбием и человекоугодием? Об этом мы поговорим с доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, преподавателем нравственного богословия, протоиереем Александром Ранне.
Что такое человекоугодие и что такое человеколюбие? Давайте дадим определения и поясним каждое из этих понятий.
– Это достаточно просто, с одной стороны. Потому что человекоугодничество имеет в виду желание человека, его стремление к тому, чтобы быть удобным или полезным кому-то другому с точки зрения собственной выгоды. Например, когда человек хочет быть полезным своему начальнику, чтобы его не прогнали с работы; когда он хочет быть полезным обществу для того, чтобы получать определенные привилегии и так далее.
Что же касается человеколюбия, то эта тема раскрывается совсем по-другому, потому что она достаточно разнообразна. Во-первых, нельзя любить вообще человечество, нужно всегда иметь в виду конкретного человека. Во-вторых, сразу возникает вопрос: что в этом человеке достойно любви, а что нет? И самое главное заключается в том, чтобы в этом человеке увидеть, или различить, или даже вспомнить нечто чрезвычайно важное. Важное не с точки зрения твоей выгоды, а важное вообще для твоего собственного существования.
У Федора Михайловича Достоевского в романе «Идиот» князь Мышкин в салоне Настасьи Филипповны произносит (чрезвычайно важную для Достоевского) фразу: «Я Вас где-то уже видел». Собственно говоря, это есть не что иное, как завуалированное объяснение в любви. Потом Настасья Филипповна ему этой фразой ответит. Можно было бы здесь говорить о том, что Федор Михайлович Достоевский пользуется термином платоновской философии «анамнезис» – воспоминание из прошлой жизни. На самом деле здесь совсем другой смысл – князь Мышкин в Настасье Филипповне узнает образ Божий. Потому что все, так или иначе, с христианской точки зрения возвращаются к своему Небесному Отцу.
И в этом смысле узнать в другом человеке сродство с Богом, с Творцом чрезвычайно важно. Вот это узнавание иногда происходит, а иногда нет; отчего это зависит – никто не знает. Русский религиозный философ Лев Шестов в одном из своих произведений говорил: возьмите, к примеру, какую-нибудь Марью деревенскую, которая говорит, что очень любит Степана. Ей говорят: «Посмотри, он и маленький, и не очень симпатичный, и лопоухий». А она на это отвечает: «А я всего этого не замечаю». А что она замечает на самом деле в своем возлюбленном? Это чрезвычайно важный вопрос. И вот это самое драгоценное нужно уметь различать в каждом человеке; это и есть человеколюбие.
Умеем ли мы различить в другом некую абсолютную ценность для себя? Тогда мы никогда на него не поднимем руку, никогда не будем ему каким-то образом вредить и сможем искренне к нему относиться и, если нужно, помогать ему.
– Но ведь жизнь намного сложнее, чем нам кажется, и как найти эту грань между человеколюбием и человекоугодием? Сам Иисус Христос исцелял больных людей, делал добрые дела по субботам, а по ветхозаветному закону суббота считается днем покоя. Если нам вместо литургии придется кому-то помогать, как поступать?
– Давайте объясним себе, что такое литургия. Ведь литургия есть не что иное, как общее дело, молитва. Даже не просто молитва, а молитва-воспоминание. И даже не просто воспоминание, а попытка через временное пространство оказаться вместе со Христом на той Тайной Вечере перед Голгофой, на которой были Его ученики. И вот когда мы оказываемся на этой Тайной Вечере, мы вместе с Его учениками пытаемся понять, куда же идет Христос и что означают Его слова, когда Он подает ученикам Чашу: «Пейте из нее все, сия есть Кровь Моя Нового Завета». Конечно, мы понимаем, что это путь на Голгофу для Христа. А зачем путь на Голгофу имеет в виду дело спасения человека?
Понимаете, Бог снисходит к людям ради конкретного человека; не ради всех вместе, а ради самого простого человека, который только встречается Ему на пути и отвечает Ему верой. И в этом отношении каждое доброе дело, которое мы оказываем человеку, в какой-то степени (или даже вообще в абсолютной степени) связано с Евхаристией, потому что это именно путь на Голгофу вместе со Христом. Потому что если мы ухаживаем за больным, или помогаем человеку в его сложных обстоятельствах, когда он находится на пороге отчаяния, или когда мы ставим перед собой целью хоть какую-то маленькую поддержку оказать другому человеку – в этом отношении мы идем по пути любви, по пути жертвенности. И в силу этого своего мужественного отношения к другому человеку, в какой-то степени принося в жертву даже свои религиозные чувства, мы становимся участниками этой Евхаристии Христовой. Потому что Он пришел в этот мир именно для того, чтобы исцелять. Исцелять все то, что изранено, повреждено в этом мире человеческой истории. Поэтому всякий человек, который ставит перед собой цель помочь другому, может не только смело это делать, но должен делать это как человек, который называет себя христианином.
– Есть люди добрые, отзывчивые, всегда готовые прийти на помощь, но неверующие. Их доброта – это человеколюбие или человекоугодие?
– В каждом отдельном случае нужно рассматривать отдельно. С одной стороны, христианин – это человек, который выбрал для себя путь научения любви для реализации себя для вечной жизни. И на этом пути (именно на этом, а не на каком-то другом) он получает помощь Божию. Но есть люди, которые ничего не знают о Христе (они могли жить до Христа или вне Христа, вне сведений о Христе вообще). С другой стороны, они живут, как говорит апостол Павел, в рамках естественного закона.
В Древнем мире в рамках греческой, римской культур (да и не только) все прекрасно понимали, что есть какой-то нравственный закон, который является продолжением закона естественных причинно-следственных отношений. В материальном мире ведь все как бы предопределено, и все происходит потому, что был предшествующий ряд событий. Если камень подбросить – он упадет. И в нравственном отношении, говорили римские историки, все примерно так же: есть нерушимые нравственные законы, которые надо исполнять. Нельзя, так сказать, плыть против течения.
Если человек живет в рамках нравственного закона, разлитого во Вселенной, то он совсем необязательно должен быть человекоугодником, он является естественным исполнителем того закона, в котором научен. Но одно дело – быть наученным и совершать поступки, к которым ты привык, и совсем другое дело – любить другого человека из глубины своего сердца.
Так или иначе, в Первом послании к Тимофею (в 4-й главе) апостол Павел говорит, что Христос пришел спасти всех людей, а наипаче верных. Поэтому тот человек, который не выходит за рамки естественного закона, может рассчитывать, как мне кажется, на милость Божию. С другой стороны, мы должны быть уверены в том, что если мы стремимся к добру, если мы идем по пути несения креста, то Господь оказывает нам Свою помощь. Если же не идем – это другой вопрос, и в этом смысле мы можем пережить даже богооставленность.
Например, большевики в свое время говорили о том, что их конечная цель – победа в мировой революции. Возникал вопрос: зачем эта победа мировой революции? Нужно всех осчастливить. Но проблема была в чем? Для того чтобы осчастливить всех тех, которые будут когда-то жить, нужно было заставить страдать очень многих людей, которые рядом жили и которые, может быть, ни в чем и не провинились. Отношение к конкретному человеку здесь вытекает из мировоззрения. Потому что можно быть безжалостным к конкретному человеку ради какого-то призрачного будущего.
Если мы будем говорить, например, о буддийской религиозности, мы часто найдем такие темы, что жизнь вообще сопряжена со страданиями и главное для человека – с этой жизнью покончить, избежать перевоплощений. Нужно прежде всего сострадать ближним людям, даже каждой маленькой букашке, чтобы никого не обидеть, но конечная цель заключается только в том, чтобы избежать перевоплощения и заснуть сном без сновидений. Вот такое отношение к Творцу (если, конечно, Он может мыслиться в буддийской религиозности), совершенно не похожее на христианское. Мы, христиане, прославляем Творца, благодарим Его за жизнь и принимаем эту жизнь. С другой стороны, мы стремимся эту жизнь преобразить. Там же сама по себе жизнь отвергается, и это сострадание приобретает совсем другой смысл.
– Спасибо, отец Александр, за полезную для каждого из нас беседу.
Дорогие телезрители, на вопрос, какая самая главная заповедь в законе, Иисус Христос ответил – «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим». А затем добавил: «Возлюби ближнего, как самого себя». Если мы будем помнить эту очередность, то нам никогда не придется путать человекоугодие с человеколюбием.
Ведущая Екатерина Соловьева
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!