Слово (Санкт-Петербург). О молитве «Отче наш»

3 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии.

(Фрагмент из фильма «Иисус из Назарета»):

«Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

– Молитву «Отче наш» знают христиане всех конфессий. Сам Господь Иисус Христос дал нам эту молитву. Всего несколько предложений, на первый взгляд простых и понятных, но если начать детально анализировать и изучать их, то появляется понимание: эта молитва заключает в себе все то, о чем должен просить человек у Создателя. Эта молитва проливает свет на фундаментальные вопросы о смысле нашей жизни и нашем отношении к Богу и Вселенной. Сегодня мы начнем объяснение молитвы «Отче наш» с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом.

Всем нам известно выражение: знать как «Отче наш». Оно подразумевает особое значение этой молитвы для верующих. С чем это связано?

– Действительно, этот фразеологизм подразумевает, что молитва «Отче наш» самая часто употребляемая, самая важная. В христианстве иначе она называется еще молитвой Господней, поскольку ее дает Сам Господь Иисус Христос в ответ на вопрос (или просьбу) учеников: «Господи, научи нас молиться». Действительно, если мы откроем какой-нибудь православный молитвослов, то увидим множество молитвенных текстов. Какие-то из них очень продолжительные, другие – короткие. Но все-таки молитва «Отче наш» имеет в православной духовной жизни особое значение. Именно потому, что Иисус Христос дает ее как модель, как образец молитвы вообще.

Нередко люди говорят: «Зачем пользоваться какими-то зафиксированными, записанными молитвами? Я могу обращаться к Богу напрямую, сам что-то формулировать». Безусловно, это так. С другой стороны, посмотрим на те молитвы, которые произносим из глубины своего сердца: очень часто это просто какой-то набор прошений. Набор прошений о наших житейских нуждах, которые, безусловно, важны, но все-таки – это другая система приоритетов. Господь, научая Своих учеников этой молитве, показывает, как должна выглядеть молитва христианина. Это прежде всего обращение к Богу; затем три прошения, которые говорят о том, что Бог может или должен сделать в окружающем мире; и затем прошения о нашей телесной и духовной жизни, которые завершаются славословием. Эта структура как раз показывает, что молитва необязательно должна быть длинной и продолжительной.

Молитва Господня очень короткая. Это иллюстрация тех слов Христа, которые Он произносит в Нагорной проповеди, обращаясь к Своим слушателям: «Не думайте, что вы будете услышаны в многословии». То есть важна не продолжительность молитвы. И важно не просто вычитать те или иные молитвы, но важно, чтобы наши внутренние устремления стали созвучными тому, о чем говорит Евангелие, о чем говорит Церковь.  Именно поэтому молитва Господня «Отче наш» записана в двух Евангелиях: от Матфея и от Луки. Она является составной частью Божественной литургии. Верующие все вместе поют ее в конце Божественной литургии. Она входит в состав всенощного бдения и других служб суточного круга. По ней в древности очень часто дети изучали грамоту. Эта молитва была первой молитвой ребенка, поэтому действительно что-то знать как «Отче наш» подразумевало некое впитывание тех или иных знаний буквально с молоком матери и постоянное использование этих знаний. Сегодня, конечно, ситуация другая. Именно поэтому мы с вами хотели поговорить о том, что означает эта молитва и как эти слова относятся к нашим современникам.

– Почему молитва начинается именно с обращения «Отче наш»?

– Образ Бога (или то, как человек видит Бога) во многом определяет не только духовную жизнь человека, но и жизнь вообще. Некоторые считают, что Бог – это некая абстрактная, безличная сила, которая разлита во Вселенной; некая энергия, которая является источником существования всего мира. Другие видят Бога как судью, как некие высшие законы или как карающую инстанцию, которая наблюдает за нашими проступками и иногда довольно-таки больно наказывает за них.

Христос первым словом показывает совершенно другой образ Бога. Это образ именно Отца. Если посмотреть на арамейский текст, там молитва Господня была составлена или передана ученикам на арамейском языке, на том разговорном языке, на котором общался с ними Иисус Христос. Этим первым словом, судя по всему, было слово «авва». «Авва» – это детский лепет, первые слова или одно из первых слов, которые говорит ребенок по-арамейски: «амма» – мама, мамочка; «авва» – папа, папочка. Это совершенно другое отношение, обращение к Богу как к любящему Отцу, это проявление любви. Не страха. И не просто нахождение перед какой-то безличной космической массой. Это личная связь.

Бог – это Личность. Более того, Бог приглашает меня, приглашает каждого человека вступить с Ним в личную связь. Поэтому Христос неоднократно рассказывает притчи об отце. Самая, наверное, яркая притча – это притча о блудном сыне, которую тоже можно назвать притчей о любящем отце... Любящий Отец приглашает нас на встречу, дает нам усыновление, и это усыновление происходит, конечно, через Сына Божия, через Иисуса Христа. Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим. Церковь называет Его Богочеловеком, и именно в этом усыновлении через Христа, через вступление в Церковь, через принятие таинства Крещения, через участие в Трапезе Господней, Евхаристии, в Божественной литургии, мы получаем, реализуем это сыновство. Мы становимся сынами и дочерьми Божиими не по природе, как Иисус Христос, но по благодати – как те, кто сотворен Богом, как те, кто имеет абсолютно равное достоинство.

Молитва Господня – не просто какая-то эгоистическая молитва. Здесь нет ни одного местоимения, которое было бы сформулировано в первом лице, было единственного числа. Везде говорится: «мы» или «наш». Эта молитва общинная. Даже если человек молится этой молитвой один, с ним молится вся Церковь; молятся все люди, которые находятся на разных континентах, в разных часовых поясах… То есть  эта молитва объединяет всех, вся человеческая семья собирается в этой молитве перед лицом Бога и тем самым составляет основу понимания Церкви как семьи Божией.

Очень красивый образ, который мы встречаем в христианском богословии: Церковь как семья, которая собирается вместе с отцом. А отец (также надо понимать) в ветхозаветном понимании и есть глава семьи, основа семьи. Это тот, кто обеспечивает бытие и существование семьи, тот, кто решает в ней вопросы, проблемы и так далее. Именно в таком понимании человеческая жизнь обретает совершенно другой смысл, и очень часто даже то, что мы не понимаем, позже оказывается некой школой: подобно тому, как родители учат детей, давая им все более и более сложные задания. Наша жизнь и в семье, и на работе, и в обществе очень часто представляет собой череду таких заданий, которые мы должны выполнить для того, чтобы повзрослеть, чтобы мы действительно могли называться по-настоящему сыновьями и дочерьми Бога.

– Хорошо. Что в молитве означает: «на небесех»? Это какое-то физическое пространство или все же что-то иное?

– Небо – это не то, что мы понимаем под какими-то разными космическими сферами. Это не тропосфера, не стратосфера, не некая космическая реальность. Речь идет об инаковости Бога. Библейский язык, язык Ветхого Завета очень образный, поэтому мы видим здесь много полярных противопоставлений друг другу. Небо и земля. Нечто высшее и наш человеческий мир. Поэтому, говоря о небе, молитва Господня указывает на инаковость Бога, на то, что на философском или богословском языке мы можем назвать трансцендентностью, то есть Бог положен вне мира. Бог является Творцом мира, поэтому Он не часть мира, Он не подлежит его законам. Именно Он эти законы создает. Именно благодаря Ему эти законы продолжают действовать. Поэтому человек, называя Бога Отцом, этим детским наименованием, должен понимать, что онтологически между ним и Богом тем не менее существует пропасть. Бог совершенно иной, Бог – другой. Как раз именно в молитве преодолевается эта пропасть.

Когда Тот, Кто является существующим на небе, становится нашим Отцом, мы через этот диалог обращаемся к Нему: «Ты». Обращаемся к Богу как к самому ближайшему члену нашей семьи, как к самому ближайшему существу. Мы преодолеваем эту пропасть. Вместе с тем, говоря о Небесном Отце, мы должны вспоминать или задумываться о том, откуда мы происходим. ДНК человека содержит информацию о его родителях. Вместе с тем здесь можно говорить и о некой духовной ДНК.

Если наш Отец – Небесный, тогда и наш земной мир, в котором мы пребываем, должен быть поднят на некий другой уровень. Он не уничтожается, но мы тем самым должны понимать, что все-таки мы не просто биологический организм. Мы пришли в этот мир с конкретной целью; у каждого она своя, и наша жизнь в таком понимании обретает совершенно другую перспективу. Тем самым молитва Господня уже в своих первых двух словах приглашает нас обратить взор к небу. Пусть не в прямом, а в переносном смысле, но оторваться от этой повседневности и понять: даже то, что с нами происходит в профанном мире, может и должно быть возведено к своей первопричине, должно быть возведено к небу, к Небесному Отцу. И если это действительно будет происходить, то все, что случается с нами в нашей жизни, обретет совершенно иной смысл, иное звучание и наполнится новым значением.

Автор и ведущая Екатерина Соловьева

Записал Владислав Рябов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать