Слово (Санкт-Петербург). Гении

12 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с историком, искусствоведом Юрием Алексеевичем Соколовым. 

– Среди тысячелетнего пространства истории горными вершинами возвышаются те, кого человечество называет гениями. Гении были прежде, есть и сейчас, наверное, и появятся в будущем. Но мы до сих пор не едины в том, кого из людей следует считать гениями. Об этих феноменах нашей истории мы сегодня поговорим с историком, искусствоведом Юрием Алексеевичем Соколовым.

Скажите, пожалуйста, кто же такие гении? Это фантомы, сформировавшиеся в нашем сознании? И если это так на самом деле, то чем они порождены?

– Во-первых, гении – это, конечно, фантомы, порожденные нашим сознанием. При этом они существуют вполне реально. Вот отделить одно от другого чрезвычайно сложно. Как сказал Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать».

И даже на очень большом расстоянии мы все равно оказываемся в плену этих самых фантомов, в плену тех мифов, которые мы сами создаем, накручиваем. В результате этого мы запутываемся, и вдруг какая-то второстепенная фигура приобретает масштаб, не совсем свойственный той роли, которую она занимала в истории, а кто-то оказывается совершенно неизвестным.

Считается так: гений – это человек, который любит кошек, а не собак, это человек, который должен страдать разного рода фобиями, он ведь ненормальный. Это всегда отхождение от какой-то нормы. Кстати сказать, это человек, который любит алкоголь. Он вообще страдает разного рода пороками. Он плохо спит, странно ест; и вообще это фигура странная.

Это обывательское представление, но в какой-то степени оно, конечно, обоснованное. Потому что когда мы посмотрим на тех людей, которые являются гениальными в наибольшей вероятности, окажется, что это люди довольно странные.

Сам термин «гениальность» появился в Древнем Риме во времена Октавиана Августа. Гений – это вообще-то домовой в римском доме, «барабашка». Затем слово genius – «дух» приобретает значение, близкое к нашему: «талант», «одухотворенность», какое-то особое состояние человека, который расположен вот к этому явлению. Это касалось не только искусства, но и риторики, и любых других форм общественного бытия.

Затем, где-то в IV веке, когда мы переходим уже к Средним векам, в большей степени возникает тавтология: способность к чему-то, наибольшая расположенность к чему-то – это гений. И затем уже ближе к эпохе Возрождения возникают разного рода фантазии на эту тему.

Мы, наверное, должны сказать так: гениальность – это явление чрезвычайное. С одной стороны, мы должны этому радоваться – если это происходит в каком-то искусстве. С другой стороны, мы должны от этого тревожиться, а может быть, даже и опасаться этого, когда такая фигура востребована в политике. А ведь гении есть и там, и там. Это люди, которые оказываются на сломе, от которых зависит вектор дальнейшего развития – жанра ли в искусстве, научной ли школы, судьба страны, а может быть, и судьба мира.

И здесь надо иметь в виду, что эти люди обладают особым качеством, они чувствуют время – не знают его (знают все, в конце концов, мы в этом времени живем), они его ощущают всей полнотой своей натуры, нервными окончаниями. Есть такое понятие у Ницше: «внутренний гений», вот эта внутренняя предельная напряженность, готовность к взрыву, действию, подвигу в тот момент, когда человека к этому ситуация призовет.

Это люди, удивительно ощущающие существо исторического вызова, актуальность его. И у них есть идея, куда двигаться дальше. Вот у остальных нет, а у них есть. А у кого-то есть идея, но он в ней не уверен. А у этих есть идея, и они в ней уверены. У кого-то есть идея, но не хватает энергии. А у этих есть идея, и они готовы заставить и других эту идею выполнять. У них есть способность навязать свою волю. Это удивительное качество.

– Юрий Алексеевич, а как злодейство соотносится с гениальностью? Может ли гениальный человек быть злодеем? То есть гениальность может быть негативного или позитивного типа?

– Знаете, сразу вспоминается либретто «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского, там в программке: «Ротбарт – злой гений». К сожалению, да. Во-первых, наверное, надо тут сразу оговориться: когда мы говорим о гениальности, мы ведь исходим из двух позиций.

Есть позиция атеистическая, означающая, что гениальность – это совокупность предельных усилий в достижении какой-либо одной цели. То есть вот я работаю. Как атомный реактор, аккумулирую в себе все свои способности и на предельных оборотах выдаю какой-то результат. То есть я – творец, автор.

А есть теологическая позиция. Да, у человека есть качества. Но вообще-то он является посредником между Автором этого мира и людьми. Он удостаивается чести и бремени творить волю Создателя здесь. А когда мы  говорим о зле, то как это согласуется с теологической доктриной? А как согласуемся с теологической доктриной мы? Мы ведь – творения Божьи. А что, среди нас все ангелы?

Ангелов, по-моему, и нет. Хороших людей много, но соблазнов еще больше. И мы часто становимся не очень хорошими, иногда просто плохими. И среди нас есть злодеи, конечно, хотя мы и не гении. Но ведь мы же возлюбленные чада Божьи, мы Его самые любимые творения. Как же мы так осуществляем это падение?

То же самое и с гениями. Кто такой злой гений? Это тот, кто похищен сатаной. Его талант похищен сатаной. Сатана ведь ничего не создает, он может только пользоваться, он вор, он умыкает то, что приготовлено для людей, соблазняет их, и в том, что в них вложено, все знаки «плюс» переходят в знаки «минус». К сожалению, это довольно часто происходит.

Но тут надо иметь в виду, что мы не всегда можем очень точно понять, кто какую роль играет в этом мире. Если бы мы пообщались с Петром Великим, может быть (в зависимости от обстоятельств), мы могли бы быть очарованы этим человеком, а могли бы считать его чудовищем.

А теперь посмотрим, что происходит  с делом Петра Великого. В сущности, мы все его дети. Ломоносов, Пушкин и вся русская культура, которую мы так любим, и вся Российская империя, и все плохое, и все хорошее, что в ней есть, – это все является порождением Петра Великого. И вот как здесь говорить – это злой гений или это гений со знаком «плюс»?

Потому что и Пушкин – это порождение Петра Великого, и большевики – это тоже порождение Петра Великого. А сколько впереди еще будет? Так что это всегда тема  открытая.

– Спасибо, Юрий Алексеевич, за сегодняшнюю беседу.

Дорогие телезрители! Гении реальные или порожденные нашим воображением – это все часть нашей истории. Они созерцают наше настоящее и будущее, они формируют наши идеалы. А это значит, что гении всегда современны. Спасибо, что были с нами. До новых встреч!

Ведущая  Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать