Слово (Санкт-Петербург). Символ веры

6 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Максимом Устименко.

– За каждой литургией в православном храме верующие поют Символ веры. Он содержит точное и краткое изложение основ христианского вероучения. Для полного осознания своей веры эти истины (или по-церковному – догматы) должен знать каждый христианин. О том, как складывались Символы веры и что является критерием их истинности, мы узнаем у настоятеля храма во имя святых мучеников младенцев Вифлеемских в Санкт-Петербурге священника Максима Устименко.

Отец Максим, когда и где был принят Символ веры?

– Символ веры, которым мы сейчас пользуемся, называется Никео-Цареградским. Он был принят на двух Вселенских Соборах – Первом и Втором. Первый Вселенский Собор проходил в 325 году (город Никея, в современной Малой Азии). Второй – в 381 году в городе Константинополе (по-славянски  –  Царьград). Отсюда название Символа веры – Никео-Цареградский (или Никео-Константинопольский). Он явился коллективным документом двух первых Вселенских Соборов.

Нельзя сказать, что до него не было никаких Символов веры. Первые мы встречаем уже в Новом Завете. Например, само наименование «Иисус Христос» является первым Символом веры. Дело в том, что «Христос» – по-гречески «Помазанник». Таковых, которые называли себя христами, мессиями, приходило очень много в Иудею. Но появилась группа людей, которые ходили по Иудее и говорили: «Иешуа Машиах» (то есть «Иисус Мессия», «Иисус Помазанник»), – исповедуя таким образом веру в то, что Иисус из Назарета есть Тот Самый обещанный Христос, Помазанник, Сын Божий.

Например, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (в 15-й главе) говорит следующее: «Ибо я преподал вам, что и сам принял: что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе, потом двенадцати и многим другим ученикам…» Таким образом, эта цитата апостола Павла является как бы цитатой одного из первых Символов веры, который был распространен среди христиан.

Или в Послании к Галатам он говорит, что не у галатов ли он видел, что Иисус Христос распятый? Считается, что у галатов в том доме, где они собирались, на стене был написан их девиз (или лозунг): «Иисус распятый», что также являлось одним из первых Символов веры. Также мы говорим «Христос воскрес» – это тоже один из древнейших Символов веры.

Как правило, Символы веры употреблялись при крещении. Чтобы принять таинство Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа (что также является одним из необходимых символов, правилом нашей веры) через троекратное погружение во имя Святой Троицы, человек должен был пройти подготовку, изучить веру. Как правило, эти Символы веры были у каждой Поместной Церкви (подчас у каждой общины) свои. Но самое главное, они содержали единую мысль – что Бог пришел для спасения человека, что Он Сам стал Человеком, родился от Девы Марии, был распят на кресте, умер за грехи наши, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и вновь придет на землю. То есть в этих символах затрагивалось прежде всего учение о Христе, чаще более развернуто учение обо всей Троице.

Например, есть так называемый Апостольский Символ веры, который на Востоке не употреблялся, не нашел широкого употребления, но широко известен до сих пор на Западе. Апостольский он не потому, что его составляли апостолы, а потому, что он по своей вере, по тем словам как бы восходил к апостольской вере, к ученикам Иисуса Христа. Считается, что прототипом Апостольского Символа веры был Староримский Символ веры. По сути дела, он гораздо короче Никео-Цареградского, но содержит то же самое учение.

Либо был более развернутый, который сохранился до сих пор, так называемый Афанасьевский Символ веры, который также содержит учение о Троице и о Христе, но более развернуто.

Само слово «символ» говорит о том, что этот документ первых двух Вселенских Соборов призван нас объединять. Слово «символ» происходит от греческого глагола и означает: «соединяю, объединяю». С IV века этот Символ стал универсальным, объединяющим для всей Вселенской Кафолической Церкви Православной.

– Из чего состоит Символ веры?

– Символ веры состоит из двенадцати стихов (или частей, членов), которые содержат учение о Троице. О Боге Отце, Который является Творцом неба и земли; об Иисусе Христе, Божием Сыне. Дается развернуто учение о Христе (то есть христология), поскольку Первый Вселенский Собор был созван против ереси Ария, который отрицал и учение о Троице, и Божество Иисуса Христа. Поэтому здесь раскрывается и учение о Троице, и широко развертывается христология – учение о едином Лице Господа Иисуса Христа. Учение о Духе Святом, учение о Церкви, о таинстве Крещения и о том, что все христиане ожидают воскресения мертвых и жизни будущего века.

И в подтверждение того, что мы принимаем и исповедуем все эти постулаты как истину (поскольку Символ веры кратко излагает догматы, то есть непреложные, неизменяемые истины веры), мы подтверждаем свое исповедание в конце словом «Аминь», что значит «истинно».

– Если говорить языком математическим, истина – это аксиома, то есть высказывание, которое не требует доказательств. Но как, на каких основаниях нам все-таки доверять таким высказываниям?

– Почему родился единый для всей Церкви Символ веры? В IV столетии александрийский священник по имени Арий, который вел очень аскетический образ жизни и был известным проповедником, выстроил собственную триадологию и собственное учение о Лице Господа Иисуса Христа. Он отстаивал прежде всего единство Бога и стал отвергать учение о Троице. И это учение настолько захватило тогдашнюю Римскую империю, что иногда, в общем-то, православные, которые исповедовали апостольскую веру, были в абсолютном меньшинстве.

По этому поводу и был созван Первый Вселенский Собор, который был призван либо подтвердить правоту Ария, либо ее опровергнуть. Председательствовал на этом Соборе Афанасий Великий. Собор был созван по инициативе Константина Великого, императора. По преданию, на нем присутствовали даже святитель Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский, почитаемые святые. Святые отцы признали учение Ария еретическим, что оно абсолютно не соответствует Новому Завету. Потому что учение о троичности Бога и о Божестве и истинном человечестве Иисуса Христа уже содержится в новозаветных книгах. Поэтому это учение было осуждено, и была составлена первая часть нынешнего Символа веры – Никейский Символ веры.

Но  в IV столетии арианство получило продолжение в виде ереси духоборчества, и против этой ереси был созван Второй Вселенский Собор в Константинополе, который уже дополнил Никейский Символ веры учением о Духе Святом, о Церкви, о крещении. Было постановлено отцами Второго Вселенского Собора, что отныне в этот Символ веры не будет внесено никакого дополнения и никакого изменения и что этот документ должен быть неизменяемым и универсальным для всей Церкви до скончания века.

И до сих пор он является как бы общим и для Востока, и для Запада. Правда, на Западе примерно в VII–VIII веках уже одно изменение укрепилось – это учение о Духе Святом, так называемое филиокве, что Дух Святой исходит и от Сына. Филиокве появилось против ариан, которые были в западной части Римской империи на территории современной Испании. Изначально оно было неким  частным мнением Испанской Церкви. Но через Карла Великого учение о Духе Святом, филиокве в латинском виде, распространилось потом в Галлии. И затем Рим (самый последний город, оплот римского первосвященника, Римского папы) принял филиокве и внес это изменение в Символ веры. И по сей день вот это одно слово является камнем преткновения в диалогах, беседах между римо-католиками и православными.

В XIX веке в Духовной академии был такой профессор, преподаватель Василий Васильевич Болотов. Проводились богословские собеседования с англиканами, которые являются частью западной церковной традиции и сохраняют филиокве в своем вероучении со времен Реформации, с XVI столетия, восприняв его от Католической Церкви. И Василий Васильевич Болотов изучал этот вопрос с точки зрения истории Церкви, с точки зрения филологии и признал его как возможность частного богословского мнения, как некий теологумен Западной Церкви. Но поскольку Второй Вселенский Собор постановил, что нельзя вносить никаких изменений в Символ веры, до сих пор филиокве является камнем преткновения в диалогах между римо-католиками и православными христианами.

Дело в том, что Церковь – это ведь и передача некоего опыта живой веры. Вера всегда живая, она всегда идет от сердца. Но вера изначально иррациональна, поэтому очень многие положения нашей веры мы принимаем – не обсуждая, это одно из необходимых требований. Конечно, мы можем изучать историю Символа веры, для себя раскрывать ту или иную символику, терминологию этого самого документа IV столетия. Но у святых отцов есть такое изречение: как веруешь, так и спасаешься. Чтобы обрести спасение, необходимо веровать в то, что Христос есть Богочеловек, Сын Божий и Сын Человеческий, потому что Он является связующим между падшим греховным человечеством и абсолютно Святым Богом. Поэтому через Христа мы обретаем святость, обретаем путь к Богу и вечную жизнь.

– Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю передачу.

Дорогие телезрители, по окончании нашей сегодняшней передачи хочется сказать слово «Аминь», ведь именно так заканчивается Символ веры, что означает: «истинно; несомненно, так». И пусть никакие расколы и ереси не замутят наше сознание недоверием в исповедании Символа веры, оставленного нам святыми отцами и утвержденного на Вселенских Соборах.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать