Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Скажите, пожалуйста, чем можно объяснить тот факт, что Тургенев долгое время жил за границей?
– Наверное, самое естественное объяснение, которое сразу приходит на ум, связано с глубокой, непростой, даже мучительной любовью Тургенева к Полине Виардо. Полина Виардо большую часть своей жизни, фактически всю жизнь провела за границей. И Тургенев, который никак не мог оторваться от этой женщины (еще раз повторю, отношения с ней для него были не только радостными, но и мучительными), в принципе, следовал за ней. Ведь многие годы Иван Сергеевич Тургенев был в известной мере житель в чужом гнезде.
Это первое объяснение, но его, конечно, не вполне достаточно. Тургенев ведь не только из-за Полины Виардо жил за границей. Например, его первые длительные пребывания в Германии случились еще до знакомства с Полиной Виардо. Как многие русские интеллектуалы того времени, многие русские образованные дворяне 40-х годов, Тургенев учился за границей. Учился он в Берлине. Он часто отдыхал за границей.
Жизнь в Европе была привычна для людей этого круга и этой ориентации; впрочем, не только для людей, которые ориентировались на Европу. Ведь и славянофилы (как Иван Киреевский, Алексей Хомяков) тоже любили Европу и чувствовали там себя очень естественно.
Но вот когда мы говорим о жизни Тургенева за границей, надо обратить внимание на то, что он не просто там жил, проводил время. Наверное, он погрузился в европейскую жизнь так, как почти никто из русских писателей XIX века. Конечно, в европейскую жизнь был погружен и Федор Иванович Тютчев – собеседник Генриха Гейне, Шеллинга. Но это вполне объяснимо: Тютчев был дипломатом, он же в Мюнхене был как дипломат.
А Тургенев не был ни дипломатом, ни политическим эмигрантом, но вместе с тем в Европе чувствовал себя как дома. Он не просто хорошо говорил по-французски, по-немецки, но прекрасно, блестяще говорил, переводил с французского и на французский. Между прочим, правил свои собственные переводы на французский язык и немецкий. Но ведь Тургенев в основном и общался с европейскими писателями.
В последние десятилетия его жизни главными его собеседниками были в первую очередь французы – при этом самые знаменитые французские писатели того времени: Эмиль Золя, Альфонс Доде. Наверно, его ближайший литературный друг (опять-таки последних десятилетий) – гениальный французский писатель Гюстав Флобер. Братьев Гонкуров еще можно вспомнить. Он с ними регулярно встречался и внимательно, подробно говорил на разные темы.
И вот это органическое вхождение Тургенева в европейское культурное пространство позволяет понять не то, почему Тургенев жил за границей (так как жил он там по многим причинам и все-таки, наверное, прежде всего из-за Полины Виардо), но то, как Тургеневу удалось столь естественно погрузиться в европейскую жизнь. Это ему удалось, потому что, в принципе, Тургенев считал себя европейцем.
Он полагал, как очень многие его предшественники, между прочим (начиная, во всяком случае, с Карамзина, Пушкина, Жуковского), что Россия – это Европа. И что он, как русский, является органичной частью Европы, где он чувствовал себя как дома. Хотя стоит обратить внимание: Тургенев очень мало писал о европейской жизни.
Пожалуй, за исключением знаменитого рассказа «Песнь торжествующей любви» (но это стилизация; дело происходит в Италии в Средние века или в эпоху Возрождения) и рассказа «Сон», действие в произведениях Тургенева происходит в России. Или главные герои, как, например, в «Дыме» или «Вешних водах», все-таки русские.
– Мешала ли Тургеневу его европейскость ощущать себя русским?
– Нет, конечно. Именно потому, что он полагал, что Россия – это часть Европы, для него органично соединялось вот это ощущение себя гражданином Европы в целом. И ведь ощущение глубокой привязанности к России, очень тонкое чувство Родины проявляется в очень разных произведениях Тургенева, и проявляется по-разному.
Как я уже сказал, почти все герои Тургенева – русские. При этом он ведь изображал людей разных социальных сословий: в «Записках охотника» это крестьяне, в рассказах, повестях и романах это в основном дворяне, разночинцы, то есть люди, вышедшие из своей среды. И в каждом он обнаруживал какие-то русские черты.
Кроме этого, Тургенев очень высоко ценил Россию, его восхищала в его Родине не военная мощь (а надо сказать, что Тургенев жил в ту эпоху, когда положение России было достаточно прочным), не какие-то завоевания (в то время, как вы знаете, Россия активно осваивала Среднюю Азию), не победа, например, в русско-турецкой войне. Все это оставляло Тургенева скорее равнодушным.
Тургенева восхищало другое: талантливость русского народа – к искусству, к хозяйственной деятельности (об этом рассказ «Хорь и Калиныч»). Его восхищала красота русской природы, его восхищал русский язык. Все мы знаем знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык», которое люди моего поколения учили наизусть в школе. Действительно, гимн русскому языку, которым является это стихотворение, выражает восхищение Тургенева своей страной.
Он видел и ее недостатки. Он глубоко скорбел о социальных, нравственных язвах, которые видел в русском обществе. Он полагал, что Россия отстает от Европы, от других христианских народов. Но в том, что Россия – великая страна, он не сомневался ни на минуту. Это, между прочим, приводило к тому, что Тургенев очень глубоко размышлял об исторических судьбах России.
В своих романах, как мы знаем, он показал разные эпохи русской жизни. В «Рудине» это поколение 40-х годов, в «Дворянском гнезде» в образе Лаврецкого это раннее славянофильство, почвенничество, в образе Базарова это отчасти шестидесятники, в романе «Новь» это радикалы 70-х годов. То есть разные эпохи, разные тенденции русской исторической жизни Тургенев очень красочно выражал.
Кроме этого он, думаю, не хуже, чем Толстой и Достоевский, видел главную проблему русской жизни – некоторую нестыковку европейской образованности, которой были отмечены и дворяне, и духовенство (Тургенев был одним из немногих, кто показал, что образование духовенства – это образование, взятое из Европы через Польшу и Украину), с народным стихийным началом, которое он наиболее выразительно описал в образе Базарова.
Между прочим, сам Тургенев сравнивал Базарова с Пугачевым – не с революционерами-шестидесятниками, не с Чернышевским и Добролюбовым, а с Пугачевым, то есть со стихией. Все это говорит о том, что Тургенев был очень глубокий, трезвый и тонкий наблюдатель русской национальной жизни.
– Размышляя о России и ее судьбах, затрагивал ли Тургенев христианские проблемы?
– Да, конечно. И тут надо сказать, что, как и все писатели XIX века, Тургенев ведь описывал христианское общество. Все его герои – христиане или, во всяком случае, выросли в христианской культуре. Но кроме этого Тургенев затрагивал действительно в прямом смысле проблемы и христианской жизни, в частности проблемы жизни церковной.
Если говорить о христианской жизни, то, конечно, в первую очередь надо назвать Лизу из «Дворянского гнезда», ее отказ соединить судьбу с Лаврецким, хотя у них были все возможности, им же ничто не мешало, ведь жена Лаврецкого была прелюбодейкой, Лаврецкий вполне мог с ней развестись и жениться второй раз. Но для Лизы брак с Лаврецким означал предательство чего-то более высокого.
Ведь она мечтала стать невестой Христовой, она мечтала о монастырской жизни. И когда она влюбилась в Лаврецкого и задумалась о возможном браке, ее не оставляла мысль о том, не жертвует ли она высшим ради низшего. Именно поэтому она и отвергает потом Лаврецкого – это сугубо христианская проблема, выраженная, между прочим, очень тонко.
А если говорить именно о церковной жизни, то тут надо вспомнить зловещий, страшный рассказ Тургенева, который мало кто знает: «Рассказ отца Алексея». Это рассказ священника, отца Алексея, о том, как в его сына, студента духовной академии, вселился бес и как сын глумился над Святыми Дарами и погиб потом.
Этот рассказ естественен под пером Достоевского, или Сергея Нилуса, или какого-то из церковных авторов ХХ века, но странен у Тургенева; причем Тургенев описал всю эту историю очень тонко, очень осторожно, избегая всякого напряжения. И вот это показывает в Тургеневе внимательного наблюдателя не только русской жизни в целом, но и ее христианских сторон. Хотя сам Тургенев, как известно, говорил о себе как об агностике, тем не менее проблемы христианской жизни он ощущал очень тонко.
– Спасибо, Петр Евгеньевич, за сегодняшнюю беседу.
Дорогие телезрители, пример Ивана Сергеевича Тургенева показывает нам возможность глубокого, настоящего патриотизма, не противопоставляющего Россию другим народам. И Тургенев здесь был не одинок. Рядом с ним можно назвать такие имена, как Жуковский, Бунин, Блок, Гоголь, Пушкин и многие другие. Спасибо, что были с нами. До новых встреч.
Ведущая Екатерина Соловьева
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!