Читаем Псалтирь. Вступительное слово перед изучением псалмов. Часть 2

12 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Сегодня мы с вами говорим о Псалтири, а она часть Священного Писания. Фрески в храмах наши предки всегда называли Священным Писанием в красках. Они – Священное Писание для неграмотных людей, которые не умели читать, но хорошо знали Писание,  порой даже знали Псалтирь наизусть. Все это им открывалось через посещение храмов Божиих, которые были всегда расписаны. Конечно, в то время расписать храм было очень важно: люди действительно не имели возможности быть грамотными, получить образование. Они через лицезрение, свои очи черпали знания из Священного Писания, и оно им открывалось.

Сегодня мы все умеем читать,  в каждом доме есть Библия, а то и по нескольку экземпляров разного издания, формата, на разной бумаге и с разными картинками. Но сегодня другая проблема. Мы живем как тот монах: был монах Мних, имел много книг, спал на них и не знал, что в них. Хотя мы имеем Священное Писание в своих домах, но не только не прикладываемся к нему, но даже не открываем. Оно пылится вместе с другими книгами на наших полках. Поэтому Господь, премудрость Божия и воля Божия открываются человеку через посещение храма, рассматривание фресок.

Мы знаем, какое серьезное впечатление оказывает на нашу душу и внутреннее состояние сам храм Божий. Человек заходит в храм с любым настроением – уходит в умилении, с чувством покаяния, благодарности Богу. Самое главное, он получает внутреннее облегчение, потому что действительно пообщался с Богом.

- Человек действительно состоит из духа, души и тела. Мы знаем: когда приходишь в храм, благоустроенный, красивый – душа ликует, начинает радоваться и успокаиваться. Она словно готова принять службу Божию в каком-то другом настроении. Вы сказали, что человек в разном настроении приходит в храм, но когда душа в восторге от этой красоты, ей поневоле передается красота небесная.

- Конечно. Все вокруг должно способствовать определенному нашему настроению. Духовное настроение создает русский храм именно теми традициями, которые в нем есть: иконостас, иконы, горящая свеча, росписи в храме, батюшки, облачения, пение – все это не для того, чтобы показать, как у нас хорошо, замечательно. Это нужно для того, чтобы человек полностью раскрылся. Поэтому фреска имеет огромное значение. Средства вкладываются в них, и это отрабатывается внутренним психологическим спокойствием и здоровым состоянием того огромного количества людей, что посещают храмы Божии.

Тяжело иметь статистику людей, посещающих храмы, потому что каждый день заходят самые разные люди. Пусть человек заходит не каждое воскресенье, а раз в месяц, но он получает такое умиление, такую внутреннюю поддержку, что помогают ему еще целый месяц переживать различные стрессы большого города. В этом милость Божия: человек может получить такое утешение, спасение. Иначе мы получили бы людей сначала больных душевно, а потом и духовно в большом-большом количестве, потому что стрессовое состояние в большом городе настолько велико, что компенсацию человек получает только в общении с Богом, через Божественную благодать.

Смотрите, как в последнее время убавилось желание благотворить. Чтобы не благотворить, людей настраивают против Церкви. Почему против Церкви? Потому, что она – единственный Божественный организм, который еще призывает людей к какой-то благотворительности. Остальные живут в себе, под себя и для себя. Это – самое страшное, что мы можем наблюдать в нашей жизни. Но Церкви Божией все-таки удается призвать человека к благотворительности, оттянуть его от Дубая, Канар, других замечательных мест, дорогих одежд и блестящих украшений.

Очень важно совершать добрые дела по отношению к храму Божию, когда к этому призывают священники, да и совесть подсказывает, что действительно надо помочь, потому что это дело хорошее – это Божье. Люди видят реальность и красоту, а впоследствии сами раскрываются с готовностью благотворить и духовно преображаются.

Что такое духовное преображение? Вхождение добра в нашу жизнь, уход от зла. Это очень важный момент. Наше общество переполнено злыми намерениями, желанием быть во зле, стоянием в нем и неправде. Это становится нормой: все мы изнываем от такого гнета и получаем различные внутренние депрессии, потому что видим безысходность. Отчаяние и уныние наполняют сердца человеческие. Приобщаясь к церковной жизни благотворительностью, человек начинает изменяться: ему хочется делать добро, он заражается добрыми делами; меняется отношение в коллективах, семьях. Происходит обновление человеческих душ, отношений.

Люди думают: это простые фрески… Но не они украшают, а мы через деяния украшаем нашу жизнь, сердца, души, отношения. Маленькое и любое дело, которое делается во имя Бога, ради Бога, Источника света (а Бог является Источником света, любви, добра), приходит в нашу жизнь, утверждается в ней. Господь сторицей воздает не одному человеку, а всему человечеству, потому что мы связаны невидимыми духовными нитями. Поэтому это очень важно.

Мы сейчас держим в руках Псалтирь и думаем: «А как же Священное Писание?» Вот Священное Писание, оно преломляется под разными видами: если его не прочесть – можно увидеть на иконе, фреске; если не читать – увидеть через добрых людей. Но сегодня мы говорим именно о Псалтири, которую держим в руках. Она играет огромную роль в нашей богослужебной жизни, в духовном совершенствовании человека.

Мало кто из православных христиан не читает Псалтирь, потому что она всегда приносит человеку утешение и соединяет его с Богом в молитвенном порыве. Чтение Псалтири всегда было велико и значимо в нашей жизни. Мы знаем, что многие люди и наши предки учили Псалтирь наизусть. Например, в древности в некоторые монастыри не принимали человека в послушники, пока он не выучит Псалтирь.

Всю Псалтирь?

– Всю. Многие в монастырях знали всю Псалтирь наизусть, она была постоянно в уме, человек постоянно пребывал в пении псалмов, в обращении к Богу. Это очень значимо. Сегодня человек, исполненный многих искушений, жизненных испытаний, чувствует, что без Бога тяжело чего-то достигнуть, преодолеть испытания, и всячески стремится найти поддержку у Господа. Через что? Через молитву, через чтение Псалтири. Люди сегодня во имя своих близких объединяются вместе и читают Псалтирь по соглашению. Это очень важное делание. Когда происходит соборная молитва, Господь ближе к таким людям. Сам Христос сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Господь посреди тех, кто молится, читая Псалтирь, за человека живого или усопшего.

Надо сказать, что чтение Псалтири – традиционное. Некоторые в настоящее время сильно смущаются, что не всегда понимают Псалтирь, когда читают, да и вообще не знают, как ее читать, с чего начинать, как заканчивать чтение. Есть определенные правила, которые выработаны Святой Церковью, святыми отцами. Все это необходимо для того, чтобы человек имел внутренний настрой. Много о молитве говорил преподобный Серафим Саровский. Он говорил: прежде чем приступить к молитве, остановись, подумай, приди в себя, настрой себя, чтобы молитва была внимательной.

Мы любим совершать молитву в каком-то особом состоянии. Все, что есть в храме, настраивает нас на молитву. Псалтирь полностью прочитывается в храме за неделю, в седмичном круге богослужений, а постом – даже два раза за неделю. Но и дома мы тоже читаем Псалтирь в домашней келейной молитве, когда хотим взять на себя какое-то правило, помянуть усопших или помолиться о здравии своих близких. И в доме тоже очень важно создать определенную обстановку. Нужно обязательно читать Псалтирь перед святыми образами, не перед телевизором. А ведь бывают и такие случаи.

Мне рассказывал один священник, как он пришел к бабульке, а она сидит перед телевизором, включен какой-то сериал, на одной коленке лежит молитвослов, на другой – кошка. Батюшка ее спрашивает: «Мария, что ты делаешь?» Она говорит: «Утренние молитвы читаю». Вот в такой обстановке, конечно, невозможно молиться, читать утренние и вечерние молитвы, наипаче Псалтирь.

Обязательно нужно, чтобы чтение Псалтири проходило перед святыми образами, иконами. Перед иконой должна быть обязательно возжена лампада. Если нет лампады, можно зажечь свечу. Можно зажечь и лампаду, и свечу во время чтения Псалтири.

В основном Псалтирь читается стоя, потому что мы не хотим перед Богом сидеть. Конечно же, чтение Псалтири должно происходить с особым вниманием и тщанием. Чтение не должно быть каким-то театральным, подчеркивающим значение слов, мы не должны пропускать слова через свое эмоциональное состояние. Если человек так читает, то он может прийти к состоянию прелести. Чтение не только Псалтири, но и Священного Писания, молитв в храме Божием – бесстрастное, текст читается монотонно, на одной ноте, без повышения и понижения голоса. При этом нужно сохранять особое внимание к тому, что мы читаем.

Часто говорят: мы ничего не понимаем, читая Псалтирь. Да, порой не понимаем, потому что должно быть некое вхождение в молитвы. Поэтому мы и подняли эту глубинную тему, будем говорить о смысле псалмов, их значении, чтобы было понимание. Но если мы не понимаем, это не значит, что не нужно читать Псалтирь. Только через чтение мы войдем в образ понимания Псалтири.

Надо помнить о том, что произнесение всякого Божественного слова создает особую Божественную энергию, благодать вокруг нас. Сам Господь сказал: именем Моим бесы ижденут. То есть призывание имени Божьего очищает саму атмосферу от всякого зла, которое находится вокруг нас. Наша брань не против плоти и крови, наша брань против духов злобы поднебесной. Они вокруг нас растворены и хотят причинить нам зло. Когда мы произносим святое имя, святое слово, тогда духи злобы поднебесной отступают от нас, и мы пребываем в мире, согласии, любви, внутреннем покое.

Поэтому преподобный Серафим и сказал: вы не понимаете, но бесы-то все понимают. Поэтому читайте, не смущаясь, и со временем вам начнет открываться Псалтирь. Один из отцов Церкви привел такой пример: пулеметчик тоже строчит в разные стороны, но цели своей достигает. Так и мы чтением Псалтири можем достигать цели.

Как правильно читать Псалтирь? Чтение Псалтири всегда начинается с предначинательных молитв, они есть в каждой Псалтири в самом начале. Вот я открываю Псалтирь и читаю: «Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь. Аще иерей, глаголет: ˮБлагословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки вековˮ. Аще мирянин, глаголет: ˮМолитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминьˮ». Далее идут предначинательные молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое по Отче наш». Затем поются определенные покаянные тропари, которые тоже здесь написаны.

Мы можем читать Псалтирь и на славянском языке, и на русском языке, но чтобы не было русского перевода. Русский перевод больше не для молитвенного чтения, а для познавательного изучения Псалтири. Есть толковая Псалтирь, толкования святых отцов. Такую Псалтирь можно читать сидя за столом, познавая и вникая в глубину смысла. Если мы берем славянский текст, то над каждым словом видим ударение. И в русском тексте тоже ставится ударение, чтобы чтение было правильным. На это стоит обращать самое серьезное внимание.

По прочтении сорок раз молитвы «Господи, помилуй» читается молитва Живоначальной Троице, потом «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» – и начинаем чтение Псалтири.

Когда мы, читая Псалтирь, просим за живых и мертвых, Господь не отвергает такой молитвы. Мы могли бы совершать литургию, не поминая никого, но мы поминаем, потому что у нас есть потребность, есть обстояния, трудности, и это не противоречит Священному Писанию и традиции Церкви, которая выражена в Священном Предании. Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Мы знаем, что молитва может быть не только благодарственной, славословной или покаянной, но и просительной. Мы просим у Бога, тем самым приглашаем Его, чтобы Господь пришел и участвовал в нашей жизни, помог нам в наших обстоятельствах, в какой-то немощи, с которой мы не можем справиться собственными усилиями. Господь никогда не вмешивается произвольно в нашу жизнь. Когда мы просим Его, значит, приглашаем Его – и Господь помогает нам.

Мы можем совершать молитву и о живых, и о мертвых. Мы знаем, что Псалтирь читается у ног усопшего; когда усопший находится в доме либо в церкви, целыми сутками читается Псалтирь. Конечно, очень хорошо, чтобы родственники приглашали тех, кто умеет читать Псалтирь. Но лучше поучиться этому всем, потому что детям нужно молиться за своих родителей. Господь сугубо принимает такую молитву, когда дети читают Псалтирь за своих усопших родителей.

Псалтирь читается во время трехдневного траура, когда покойник находится вместе с родственниками, на девятый, на сороковой день. Мы знаем, что в это время прочитывается вся Псалтирь. Многие читают Псалтирь в течение сорока дней за своих почивших сродников каждый день, и утром, и вечером по нескольку кафизм.

Помин сродников идет на «Славе». Каждая кафизма делится на три «Славы». Во время чтения «Славы» также обязательно читается молитва «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Затем трижды читается «Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже». После этого опять читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». И читается либо краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, сродников наших, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Либо читается молитва из последования по исходе души от тела «Помяни, Господи...» Эта молитва очень большая, ее можно читать коленопреклонно, после этого сделать три земных поклона.

Так читается Псалтирь по усопшим. В следующей передаче мы будем говорить о том, что мы можем читать Псалтирь и за живых, и совмещать чтение за живых и почивших. И потом приступим непосредственно к толкованию псалмов.

– Спасибо большое, отец Алексий. У нас первая часть программы касалась благотворительности, милостыни. Все это не случайно. Мы сейчас говорили о молитве за усопших сродников, но мы знаем, что очень велика милостыня за усопших. У многих родители не были крещены (такое, к сожалению, часто встречается), и дети очень переживают, что родители умерли некрещеными. Церковь не может молиться за таких усопших. Люди спрашивают: что делать? Церковь говорит, что есть едва ли не одно средство – домашняя молитва об упокоении и милостыня за такого усопшего, который умер без покаяния и крещения...

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать