Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Псалмопевец заканчивает Псалтирь 150-м псалмом, который называется «Аллилуиа». Если вы хотите быть всегда с Богом, будьте и в радости, и в несчастье со словами славословия Бога, тогда вы приобщитесь к великой радости, которую Господь даст испытать вам и в этой жизни, и в вечности. Псалмопевец Давид начинает этот краткий псалом такими словами:
«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его». Он поставляет человека выше ангелов и выше всех творений Божьих видимого и невидимого мира, ибо Господь позаботился о человеке. Давид вопрошает: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его, открываешь ему Свои тайны?» Вот так возлюбил Бог человека, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Великая любовь Божия обращена к человеку! Поэтому Псалмопевец Давид говорит: хвалите Бога во святых Его. Человек – это высоко, он может своим хвалением и прославлением достигнуть даже ангельского чина. Хваление и благодарение Бога – это, конечно, суть служения святых ангелов, но к нему допущен и человек. Вот как высоко Господь поставляет человека в жизни! Хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Его и творения на небе (твердь небесная)… Он призывает всех прославлять Бога – и все славословят Его, как мы говорили в других псалмах, не просто сами по себе, но тем, что они так премудро были сотворены Богом: глядя на весь этот прекрасный сотворенный Богом мир, ты не можешь не славословить Господа. Псалмопевец Давид всех приглашает к славословию, к прославлению Господа: и человека, и все светила небесные, и все, что сотворено на небе.
«Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его». Хвалите Его и ангелы небесные. Невозможно не славословить Бога, Который вся премудростию сотворил еси. Когда смотришь на этот мир, как он вообще держится, невзирая на влияние и вмешательство современного человека, думаешь: «Господи, какая сила и премудрость!» Вот Псалмопевец Давид и говорит: хвалите Его по множеству величествия Его. Невозможно не восхищаться Богом, невозможно Его не славословить: все ангельские чины прославляют Бога. И вся природа, которая есть на этой земле, и закон, что вложен в эту природу (и духовный, и нравственный, и естественный), тоже прославляют Бога, и через это мы познаем величие Бога и гармонию этого замечательного мира.
«Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания». В этих замечательных стихах Псалмопевец говорит, что мы должны прославлять Бога и деятельно, и созерцательно. В то же время, перечисляя музыкальные инструменты, которыми пользовались священнослужители, левиты ветхозаветной Церкви, он показывает, что эти инструменты призваны прославлять Бога. Во гласе трубнем прославлять Бога – это было частью богослужения, и в трубном гласе Господь вострубит последний день, когда призовет всех на Страшный Суд. Эти инструменты имеют особое значение, они участвовали в богослужении в ветхозаветной Церкви, сейчас, конечно, мы не используем их, но им, говорят святые отцы, должны подражать все наши органы чувств и члены, которые тоже призваны славословить Бога через свое служение. И об этом служении мы часто встречаем в различных новозаветных богослужебных гимнах, в акафистах, посвященных святым, которые посвятили свои органы служению Богу; как говорят святые отцы, и уши, и глаза, и руки, и ноги, и язык – все должно быть направлено на служение Богу. Во гласе трубнем, во псалтири и гуслех, в тимпане, во струнах и органе, в кимвалех мы должны славословить Бога. И если мы имеем уши, они не должны слушать греховное, хульное и недостойное в этой жизни, а очи не должны смотреть на греховное и непотребное, но взирать на красоту этого Божественного мира и прославлять Бога, и язык не должен говорить плохих и скверных слов.
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, они не должны говорить слова осуждения, насилия и всякого другого непотребства. Руки наши не должны делать никаких греховных дел, но приобщаться к добродетели, а ноги не должны направлять нас на путь греховной жизни, а идти золотым и узким путем, который ведет нас в Царствие Небесное. На это Псалмопевец обращает особое внимание.
А дальше он говорит удивительные слова, о которых затем скажут святые отцы, что в них заключена вся эта Божественная Книга – Псалтирь: «Всякое дыхание да хвалит Господа», всякая живая душа, что есть на земле, словесная и бессловесная, да восхвалит Господа, Своего Творца, и в едином хвалении мы должны составить единый лик, который и будет прославлять Господа.
Все в нашей жизни должно делаться во имя Бога и должно прославлять Бога, мы никогда не должны смущаться и в любом месте славословить Бога, не стесняться, что мы верующие люди. Мы не должны стесняться осенять себя крестным знамением, где бы мы ни находились, даже в общественном месте, помня, как делали наши предки: они и на базаре, и на ярмарке умудрялись молиться. Один писатель древних времен нашего народа вспоминает: идешь по базару и видишь, как мужичок, который продает, натянет свою кепку на глаза и читает молитвы. Женщина надевала платок так низко на глаза, чтобы не видеть ничего вредного, отвлекающего от молитвы, а сама внутри себя творила молитву. И мы в наше время можем творить молитву, где бы ни находились: на рынке, на работе, в общественном транспорте или своем автомобиле, в домах, когда трудимся в поле или в другом месте, даже там, где мы получаем отдохновение. Везде мы должны прославлять Бога.
Всякое дыхание да хвалит Господа – в едином лике мы должны прославлять Бога. За что? Господь сотворил нас, Господь дал нам жизнь и возможность познавать Его и через это приближаться к Нему, знать о Его благих делах, о добре, которое Он принес человеку, о том добре, которого Он желает человеку. Господь желает, чтобы мы не лишились ничего важного для нас. А самое важное для нас – наша жизнь, и Господь сохраняет нашу жизнь не только здесь, на земле, но и дает нам возможность приобщиться к вечной жизни. В этом глубина и любовь нашего Господа к каждому из нас.
Вот такими замечательными словами заканчивает Псалтирь Псалмопевец Давид, призывая: всякое дыхание да хвалит Господа! И он раскрыл эту великую милость во всей Псалтири. Он показал, насколько его жизнь была непростой, сложной, трудной, но всегда он уповал на Бога. И Господь не просто дал ему избавление от всех скорбей и трудностей, но Господь дал ему и большую радость – он один из немногих пророков, кто увидел Святую Троицу. Он первым богословствует о Святой Троице, он один из первых говорит о Сыне Божием, о Его воплощении, Его земном служении, говорит о Матери Божией, о нравственных переживаниях человека, о добре и зле, о радости, которую Господь дает каждому любящему общение с Ним. Псалмопевец говорит, что все возможно, когда мы прославляем Бога: славословить и благодарить Бога – это удел совершенных. Каждый может просить, но не каждый может благодарить даже за то, что Господь явным образом показывает, что это делает Он, а мы все равно припишем это какому-то случаю или еще чему-то в нашей жизни. Но мы должны помнить, что все нам, грешным, дается от Бога. И когда мы славословим и благодарим Бога, тогда мы приобщаемся к великому благодеянию, которое Господь дает каждому человеку, который стремится к Господу.
151-й псалом. Святые отцы говорят, что его написал не Псалмопевец. К этому псалму нет и толкования, никто из святых отцов не говорит о нем. Почему? Просто он очень ясный. В этом псалме кто-то описал жизнь Псалмопевца. Прочитаем его: «Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь. И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его, и отъях поношение от сынов Израилевых».
Вся жизнь Псалмопевца выражена в этом кратком псалме. «Я был самым маленьким, самым юным в дому отца моего. Пас овец». Он не был сильным, крепким, не был красив видом, отец дал ему такое занятие, а братья занимались более важными вещами. «Своими руками я сделал орган, и пальцы мои составили Псалтирь. Сам Господь услышал меня, послал ангела Своего, он взял меня от овец, помазал елеем (через пророка Самуила). Хоть братья мои были велики, красивы, статны и имели все внешнее, но Господь не выбрал их. И победил я Голиафа, его же мечом обезглавив его».
Вот такое краткое восхождение Давида. Здесь не сказано обо всей его жизни, а показано самое главное – что Господь избрал его и, главное, он ответил на это избрание. Затем Господь повел его, и он шел, смиренно исполняя волю Божию, и не было зла в нем. На пути праведного Давида было много событий, когда ему приходилось немало смиряться, терпеть, иметь поношения, спать на земле, ходить босыми ногами; уже будучи царем, принимать поношения от собственного сына. Не раз он встречал предательства: от Саула, Авессалома, своих подданных, близких. Это было нелегкое время и испытаний, и падений, и восстаний, и взлетов царя Давида. Все это он испытал. Но он никогда не роптал на Бога: он никогда не надеялся и не уповал на человека, на оружие, на силу своего войска, а всегда уповал на Бога, и он готов был смиряться: он был кроток и смирен, он готов был нести этот крест.
Наверное, каждый из нас должен учиться этому пути и понять, что вся наша жизнь – это падения и восстания: мы много увидим того, что будет нас разочаровывать, но мы никогда не должны терять веру в Господа, терять надежду на Бога, но всегда должны благодарить и славословить Его, как это делал Псалмопевец. И в нашей жизни немало испытаний было и будет, но если бы не было их, мы никогда не смогли бы понять, о чем же говорит Псалмопевец.
Никогда бы наше сердце не сроднилось со словами, которыми Псалмопевец выражал свою боль и страдание, свои стремления, мы никогда не почувствовали бы ту любовь, что имел Давид к Господу, ведь мы тоже укрепились в любви к Богу через страдания и через те восстания, которые Господь дал или даст каждому из нас в будущем. Мы благодарны Господу за возможность познакомиться с Псалтирью, открыть ее для себя в меру своих возможностей; и в меру возможности вместить все эти слова в своем сердце.
Дорогие мои, всех вас сердечно благодарю за то, что были вместе со мной и смогли прикоснуться к великой тайне премудрости Промысла Божьего о каждом из нас!
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Царицы Золотого века
У книжной полки. Сретенский календарь на 2025 год
Тропарь Преподобному Гавриилу (Ургебадзе). Арт-группа «Ларго»
Димитриевская родительская суббота
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!