Читаем Псалтирь. Псалом 148

3 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 148-м псалме. Он имеет преднаписание: Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148. В нем псалмопевец Давид приглашает всю Вселенную прославить Господа за Его великие благодеяния, не только человека, но и все-все творения Господа на этой земле, чтобы единым гласом они все вместе принесли славословие Ему, благодаря за великую заботу, которую Господь направляет ко всему миру и к делам рук Своих.

«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». Псалмопевец взывает в первую очередь к Небесным Силам, призывает к славословию не только все светила и творения, которые мы видим на небесном горизонте, но и ангелов и архангелов: хвалите Его в вышних, чтобы и вышнее Небо со всеми, кто на нем находится, славословило Господа.

«Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его». Святые отцы говорят, что и ангелы, и архангелы, и все воинства – это вестники Божественной славы, которые в духе и крепости, в силе своей прославляют Господа; но они делают различия между ангелами как низшими небесными служителями и силами, то есть серафимами и херувимами, имеющими более высокий статус небесного служения. Господь через Псалмопевца показывает нам, насколько важно, чтобы каждый нашел место в своей жизни – как есть иерархичность в служении на Небе, так она естественна и на земле, и только в этом порядке мы можем найти мир и правильное славословие Господа.

«Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет». Псалмопевец призывает, чтобы Господа восхваляли и звезды, и луна, и солнце, и все небесные светила. Святые отцы поясняют, как они могут славословить Господа: только показывая свое величие человеку, а человек уже будет направлять свое славословие. Светила небесные не сами излучают свет, но суть вместилища света, который Господь сотворил в первый день и наполнил их, и они возвещают славу, показывая иерархичность, свое особое место и назначение в этом мире. Например, когда мы очень часто раздражаемся и говорим, что нам и то не так, и это неправильно, что хотели бы вот этим заняться, то каждый должен думать не о своем высоком или низком положении, а о предназначении: это очень важно, что каждый на своем месте может полностью реализоваться и принести великую пользу, составить некую гармонию в этом огромном мире. Мы говорим, что каждый должен почувствовать свое предназначение. Вот у светил свое предназначение  огромное, очень таинственное, но с какой радостью они занимаются тем, что им Господь благословил! И мы, наблюдая этот мир, не можем не славословить Бога, не видеть красоту, силу, великую премудрость, которые не сокрыты от нас, а открываются через то, что мы можем видеть собственными глазами.

«Хвалите Его небеса небес и вода, яже превыше небес». Здесь для нас открывается великая тайна. Мы знаем, что есть Небо, которое выше небес, где почивают ангелы и архангелы, господства, начала и все прочие чины ангельские и архангельские. Мы можем говорить о Небе, где находятся все святые, все чины святых, где есть место и для Царицы Небесной. Мы можем говорить о Небе, которое выше небес, и о тверди, которая тоже называется небом и находится между вод, расположенных в небе. Вода в облаках и в особой сфере тоже имеет свое предназначение – защитить нашу землю от ярких светил, могущих поразить своим ярким и огненным светом. Эта вода, конечно же, орошает землю, дает ей влагу. Святые отцы говорят, что даже там, где нет ни дождя, ни единого облака, все равно выпадает роса, которая наполняет воздух влагой и орошает растения на земле. Если мы говорим о Небесах небес, то уместно вспомнить слова апостола Павла, который говорит, что он был восхищен до третьего неба (кто-то говорит и о большем количестве небес – кому как Господь открыл). Но мы знаем, что выражение «хвалите Его Небеса небес» – не случайное, и Псалмопевец говорит нам о великой тайне, не в полной мере открытой нам, потому что эту тайну мы по своей немощи не можем осознать и принять. Но святым Божиим людям Господь открывает это, как открыл апостолу Павлу и другим святым угодникам Божиим, которые были восхищены в таинственные Небеса и видели небожителей и райские селения и посещали ангелов, архангелов, апостолов и великих святых угодников Божиих.

«Да восхвалят имя Господне: яко той рече, и быша, той повеле, и создашася». Как не восхвалить имя Господа, Который говорит земле и творит ее (как мы говорили в прошлом псалме) с великой легкостью: Божественному слову все подчиняется, и что бы ни сказал Господь, все исполняется даже до сегодняшнего времени. Ничто не может сойти с заданной схемы, в которой расположен этот мир, все светила. Каждое светило, каждая планета, каждая звезда, каждое растение – любое творение в этом мире исполняет замысел Божий: как Господь сказал, так все и исполняется даже до сего дня, ничто не может нарушить этот порядок. Есть день, ночь, осень, весна, лето, зима – и ничего мы не можем сделать. Отклонения в одну или в другую сторону бывают, но в целом все сохраняется согласно повелению Божьему, ибо так Господь сказал, и никто не может ослушаться воли Господней.

«Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимо идет». Здесь Псалмопевец подтверждает слова, которые мы только что сказали: как повелел Господь, так и происходит, и ничто не может измениться, пока Господь не благословит. Многие говорят, что у нас совершенно неправильное использование земли, более того, оно еще и эгоистичное: человек только для своего материального благополучия, обогащения использует землю, загрязняя природу так, что, кажется, она никогда не обновится и с каждым днем будет только хуже. Но происходит чудо обновления воды, земли, лесов, полей: Господь все зло, которое человек привносит на землю, направляет во благо, Он исправляет все Своей благостью, и земля идет заданным Господом курсом. Пока Господь не даст Свое благословение на то, что она будет уничтожена огнем (как говорит апостол Павел, «огню блюдома»), ничего не изменится в этой жизни, ибо так Господь благословил, и так будет до скончания века.

«Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны». Псалмопевец Давид призывает всех восхвалить Господа. Мы говорили об ангелах и силах. Говорили, что и твердь небесная, и звезды, и солнце, и луна, и все светила небесные должны восхвалять Господа своим служением, но он призывает змиеве и вся бездны: змиеве, то есть морские драконы, или, как говорят святые отцы, киты. Посмотрите на кита – огромное создание Божие весит несколько десятков тонн, но и он служит согласно замыслу Божию. Кит имеет местом обитания самые глубокие воды. Мы бы испугались, если бы такая громадина вышла на берег и стала передвигаться, но он имеет свое место обитания, не мешает кораблям и никому не приносит вреда: ни человеку, ни морским рыбам. Вся бездны – это и море, и океан, которые пенятся, бурлят от действия воздуха. Но нужно понять, что хоть вода и огромная стихия, но она несвободна: Бог положил предел воде песком, и вода не выходит за рамки своего берега, за исключением особого Промысла Божия, когда Господь повелевает воде потопить очередной грех человеческий, но не все человечество губит, а определенное место испытывает силой этой стихии. И мы начинаем понимать, что все в руках Божиих, что Господь может и эту стихию направить, чтобы потопить все творение, если оно будет исполнено грехом и беззаконием, но видим, что Господь не дает вольности стихии, и она служит во благо человеку. И этим служением она воссылает хвалу и благодарение. И мы должны воссылать Богу хвалу и благодарение. Нет беспорядка в этом мире: есть порядок, есть определенный закон, который Господь вложил в Свое творение, – это законы природы, и они открывают перед нами великую премудрость Бога. И за это мы должны хвалить, славословить и благодарить Его.

«Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его». Все должны хвалить Бога: и огонь (молния), и град, и снег, и лед, и дух бурен (сильный ветер); во всем этом великая благость. Не просто так Господь дает эти творения, не чтобы показать, что стихии приносят зло. Молния говорит, что будет сильный ветер и скоро пойдет дождь. Град приходит на землю, побивая и принося вред растениям, но он побивает и всяких нехороших насекомых, которые могут причинить вред злакам. Снег наполняет землю водой и влагой. Дух бурен (то есть сильный ветер) носит по небу облака, и облака приходят в ту местность, где необходим дождь. То есть и в этом тоже великий Промысл, и в этом хвала и прославление Бога. Господь все так премудро устроил на земле, что все на ней служит Богу через определенные функции, направленные на благо всего творения: все взаимосвязано; не будь этих стихий, не будет ни плода, ни понимания, что происходит в этой жизни. Мы никогда не увидели бы Промысла Божия, который даже эти стихии направляет во благо человеку.

«Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри» – все восхваляет Бога через свое определенное служение. Чем горы могут служить Богу? Своей красотой и тем, что мы бываем в горах и используем их как склоны, на которых хорошо резвиться, кататься и на лыжах, и на велосипедах. Мы можем просто гулять в горах, собирая грибы, ягоды. Даже в египетских пустынях, где нет никакой зелени, радуют глаз своим приятным сложением складчатые горы. Во всем красота… Но все-таки горы несут свою функцию: они разделяют земли, направляют ветры, не дают пустыне захватывать все большие пространства. Если в пустынях бури и пески, то за горами место тише, спокойнее, уже нет таких ветров, песков, зелень наполняет землю, и место становится приятной средой обитания для животных и людей. Господь все направляет во благо. Одни деревья приносят плоды, другие радуют глаз человека, третьи благоухают, четвертые (как кедры) дают прекрасную древесину, из которой можно строить дома, корабли и прочее. Все направляется во благо человеку. Нет ничего бесполезного на этой земле, но есть то, что дает возможность человеку и радоваться, и использовать все во благо. И в этом тоже хваление и благодарение Бога. Мы видим, что и деревья несут определенную функцию, они тоже служат Богу, хвалят и славословят Бога. И мы, видя все это, начинаем славословить и благодарить Бога, ибо Он «вся премудростью сотворил еси».

«Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты». Конечно же, Господа славословит вся земля, и все скоты, и гады, и птицы пернатые славословят Бога, обращаются к Нему, чтобы прославить и возблагодарить Его и пением, и своей жизнью, и красотой, и смыслом, и наполненностью. Мы не можем сказать, что есть какое-то животное или творение Божие лишнее на этой земле, нет: от мельчайших бактерий, которые приносят определенную пользу, до крупных животных – все имеет смысл. Есть и такие, что нагоняют страх:  змеи,  волки, медведи, львы, тигры. Но святые отцы говорят: и скорпионов не бойтесь, они тоже выполняют свою определенную функцию на этой земле; и, устрашая человека, делают его более смиренным, иначе кто нас остановит? Они делают нас осторожными, чтобы мы осмысленно подходили к окружающему миру и понимали, что мы аккуратно должны относиться и к себе: если мы не будем аккуратны, то животные могут причинить нам зло. Мы должны аккуратно и бережно относиться и к самим себе, чтобы не причинить себе зла, чтобы наши бессмертные души все-таки имели возможность пребывать в тех обителях, которые Господь уготовил для нас в вечности.

«Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии». Смотрите, как Псалмопевец приглашает всех к хвалению Господа и в то же время показывает красоту этого мира. Нет ничего напрасного, нет ничего, что не имело бы попечения о самом человеке, о его благе. Вроде бы Псалмопевец призывает к хвалению все творения в этом мире, что окружают людей, но и показывает: человек, все направлено Господом на служение тебе!  И Псалмопевец с самого начала сказал об ангелах, вестниках, хранителях. Мы можем рассуждать о вселенских, мировых масштабах, но все равно мы видим, что все направлено на заботу, попечение и украшение жизни человека. Так премудро может сказать, наверное, только Псалмопевец, больше никто не может так красиво сказать, с одной стороны, призывая всю Вселенную славословить Господа, с другой стороны, говоря: посмотри, человек, ведь все это направлено не только на то, чтобы славословить Бога, но и чтобы послужить тебе, и в итоге ты становишься центром этой жизни, этого славословия… Царие земстии. Разве цари  благо для человека? Благо. Все начальники и князи – это благо: Господь им вручает человека, чтобы они служили человеку, чтобы они заботились о нем, устраивали его земную жизнь. А если есть неправда на земле? Тогда есть судьи, которые будут бороться с неправдой и будут злого изымать из среды нашей. Разве это не благо? Это великое благо. Конечно, можно вспомнить времена святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской, которых летописцы называли совестью народа: они действительно были совестью людей. Они не только никого не обижали, но народ равнялся на своих великих князей. Сейчас нет такого блага: мы видим неправду, беззакония, зло, которое творят сильные века сего. Но это беда не Господа, а злонамерение этих людей. В то же время и мы виноваты, ведь мы сегодня избираем таких людей.

Так на кого мы должны пенять? На свой стадный образ жизни или на разум, который Господь нам дал? Мы же не пользуемся разумом, мы не рассуждаем: а что будет благом для нашего общества? У нас стадное чувство: нам показали по телевизору, прорекламировали, рассказали о благах, а мы потеряли собственный рассудок, не можем различить – то это или не то. Так что если мы выбираем таких, то и страдаем. Движениям нашей души ближе те, кого мы избираем и от кого терпим за то, что проявили в выборах свое злонравие, а они использовали свое, как говорят святые отцы, злонамерение. Они ведь идут во власть не чтобы послужить человеку и устроить жизнь общества, а чтобы обогатить себя, но мы их поддерживаем в этом, значит, мы и достойны этого. Если мы избираем их, то поставляется праведный судья. Если есть праведный судья, значит, он по правде судит, и нет обиженных и ожесточенных, значит, он не служит тому режиму, который правит в той или иной стране. Но каждый судья должен служить не режиму, а народу – за это Господь и будет спрашивать. Господь спросит с судей не за то, что они получали зарплату, не за то, что режиму служили, а совершили ли они правду в отношении тех людей, которых к ним приводили. И это будет суд для судей всего мира. Самое страшное, многие сейчас хотят быть судьями. Но надо всегда помнить о той ответственности, которую судья несет перед Богом.

«Юноши и девы, старцы с юнотами». Они тоже прославят Господа. Очень хорошее деление. Сначала Псалмопевец говорит о сильных и высоких, а затем уже делит народ на юношей и старцев, то есть на молодых и старых. Молодость особенно служит Господу. Старость уже разумно служит Богу. Святые отцы говорят, что юношами называются не только юные возрастом, но те, кто только начинает жить согласно добродетели и достигает в своей жизни некого совершенства. А старцами называют тех, что уже утвердились в добродетельном житии и уже не могут жить по-другому. Юношами могут быть и старые люди, достигшие уже почтенного возраста, но только начинающие достигать определенного уровня духовной жизни, а старцами могут быть и молодые, как пророк Даниил, который, невзирая на свою молодость, уже был совершенен в добродетели, укрепился в этом совершенстве и другого пути не признавал.

«Да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.» Очень важные слова и в то время, когда было единобожие у избранного народа, и когда было языческое поклонение, многобожие, и когда люди искали Бога, и даже те, кто имел истинное богопочитание, все равно искали, кому же им служить, кому поклоняться. Псалмопевец здесь говорит, что мы служим Истинному Богу, Единому Богу, и мудро сказано, Тому Богу, Которого прославляют на земле, и на Небе... Сейчас модно, чтобы Бог был в душе, что каждая религия права и каждый кланяется в истине и правде. Нет, дорогие мои, Бог примет то славословие, которое будет на земле и на Небе. Есть определенный хор, и если ты в составе этого хора, то ты относишься к тому или иному монастырю, обители или храму. Но если ты не в хоре, ты можешь петь прекрасно, но это будут просто пустые песни, они не будут славословием Бога. Нам важно иметь Единого Бога и прославлять Его так, как Его прославляют на Небе, то есть славословить Его вместе с ангелами и архангелами.

И здесь мы должны задуматься: а как ангелы и архангелы славословят Бога? Под гитару, под музыкальный инструмент, как сейчас стало модно во всех протестантских движениях? Нет. Ангелы славословят по-другому. Как Вселенная славословит? Всякое дыхание да хвалит Господа. Если мы хотим правильно славословить Единого Бога, то мы должны быть в едином хоре и «единым сердцем, едиными усты» славить Отца нашего Небесного.

«И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающымся Ему». Вот как прекрасно разделил Псалмопевец Давид: Господь даст силу и крепость людям за то, что они хвалят, славословят и благодарят Бога. Эта песнь нужна не Господу, ее слышит Бог, но направляет во благо человеку, говорят святые отцы: она нужна человеку, чтобы Господь дал человеку благодать за его славословие, и это даст ему силы (рог). У животных вся сила в рогах: ими они защищаются, и у тебя будет такая огромная, непобедимая сила, если ты будешь славословить Господа Единого в огромном мировом хоре, где есть и ангелы, и архангелы, и все творения Божии. Что Господь говорит? Песнь всем преподобным Его, то есть призывает всех святых, которые удостоились святости и величия. А приближаемся мы к Господу через исполнение закона и заповедей Божиих.

Вот такой удивительный псалом: Псалмопевец делает особый упор в конце Псалтири на то, чтобы мы славословили Бога, благодарили Его, хвалили Его вместе, совокупно со всей Вселенной. Не просто с теми, кто живет на земле (кто имеет душу, и те, что бездушны), но и со всем ангельским миром. Вся Вселенная совокупно должна прославлять Бога – в этом наша сила, наша крепость и наше утверждение.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать