Читаем Псалтирь. Псалом 147

26 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Дорогие братья и сестры! Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 147-м псалме, который имеет преднаписание: Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 147. Он, как и предыдущие, призывает нас воссылать славословие и благодарение Богу за то, что Господь так милостиво относится к человеку. Здесь говорится непосредственно об иудеях. Господь оградил иудеев от всякого зла, дав им писаный Закон. Но превосходную степень милости Божией получают, конечно, христиане, ибо они получают закон не от посредника (человека), а от Самого Сына Божьего Господа Иисуса Христа.

Псалом начинается удивительными, замечательными словами: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога Твоего, Сионе». Когда Псалмопевец хочет выразить благодарение или призвать народ Божий воссылать хваление и благодарение Господу, он обращается ко всем иудеям, но совокупность иудейского общества выражает именно Иерусалим как Божественный град Царя Небесного, как город, где впоследствии на горе Сион будет воздвигнут храм. Поэтому здесь такое обращение: похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога Твоего, Сионе. Казалось бы, это одно и то же, но на самом деле «Сион» означает место, а «Иерусалим», как говорят святые отцы, означает весь народ Божий, который славословит Господа. 

В то же время мы говорим о христологичности Псалтири и этого псалма, пророчествующего о Христе и о будущем народа Божия – о создании Церкви Христовой. «Сион» – это Церковь Божия: Псалмопевец призывает и Церковь Христову воссылать хвалу и славословие нашему Богу. Почему возникает такая необходимость? Псалмопевец не просто призывает, но он все обосновывает, показывает, насколько Благ Господь и вовек милость Его: все благости и милости Господа видны через мир, окружающий нас, через те действия, что Господь совершает не только по отношению к человеку, но и ко всему творению и ко всему созданному Им миру.

«Яко укрепи вереи врат Твоих, благослови сыны твоя в тебе». Почему похвали, Иерусалиме, Господа? Посмотри, насколько Господь любит тебя: Он создал город, обнесенный стенами, Он сделал ворота, которые сохраняют тебя от проникновения врагов. Это крепость, где ты можешь жить в мире и не бояться, что с тобой произойдут какие-то потрясения, этот город великий и сильный, и не каждый царь может покорить его. Народы, окружающие тебя, не имеют такой крепости, такой силы, такого славного города. Что такое мир? Для каждого из нас понятие «мир» – это отсутствие войны. Если нет войны, если мы защищены надежным щитом, или, как здесь говорится, «воротами» крепкими и надежными, тогда человек может жить спокойно, мирно, планировать свою жизнь, развивать домашнее хозяйство, укреплять семью, рожать детей, воспитывать их, думать о их будущем. В этом-то и заключается благословение Божие: мы забываем, что мир – это уже благословение Божие. 

Сегодня мы живем в такое время, когда все говорят о мире, но мира вокруг мы не видим, более того, воздух войны витает над нами и над всем миром – и не просто войны региональной, но войны всего мира. Мир накален сегодня, и мы начинаем понимать, что великая благость, когда над нами мирное небо, когда мы можем жить и видеть свою перспективу, будущее собственных детей. 

Вот это самое благое, что Господь дает. За это мы и должны хвалить, благодарить и славословить Господа. Если мы воссылаем благодарение и хвалу Господу, то Господь утверждает этот мир над нами, а если мир есть, то за него обязательно нужно благодарить Бога. Мы видим, что творит война, какие разрушения и несчастья приносит людям: они лишаются всего – дома, имущества и становятся беженцами. Это страшно! Беженцы, наверное, самые бесправные люди – они не знают, чем накормить, напоить детей, и униженно ждут какой-то подачки от сильных мира сего. Состояние скитания – это состояние несчастья и наказания Божьего, а когда мы имеем мир, за это нужно благодарить Господа. Яко укрепи вереи врат Твоих, благослови сыны твоя в тебе. И сыны наши благословляются в нас, ибо мы сделали все, чтобы мир был сохранен, чтобы был надежный оплот и защита нашего государства.

«Полагаяй пределы Твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя». Господь заботится не только об Иерусалиме, но обо всех пределах, границах всего мира, чтобы на всех границах государств этого мира всегда был мир. И Господь насыщает человека тука пшенична, самой чистой, самой дорогой пшеницей, которая дает особый вкус: мы знаем, что если брать муку самого высокого сорта, то хлеб получается вкусным, пышным и приносит не только насыщение, но и удовлетворение. Господь говорит: и тука пшенична насыщаяй тя – значит, Он дает в полной мере, даже в избытке, и ты не будешь иметь недостатка, ведь скудно питающийся может не насытить себя, но только поддержать собственные силы. А если Господь насыщает нас, если мы едим в сытости (то есть сколько хотим), то это можно позволить себе только от богатства, достаточности и довольства этого мира. Псалмопевец здесь говорит, за что мы должны благодарить Бога: смотрите, как Он заботится об этом мире! Хотя и витает война в воздухе, и хотят развязать войну, но не могут – нет пока таких оснований, есть какая-то удерживающая рука. Чья это рука? Это рука нашего Господа, Который не позволяет развязать военные действия. Господь пока дает мир, и не только людям, живущим в Иерусалиме, но и во всем мире, и Церкви Своей, хотя Церковь периодически бывает гонима. И сегодня мы видим гонимыми христиан всего мира, особенно в мусульманских странах. Но мы видим и другое: даже истинно православных верующих людей канонической Церкви Украины гонят в собственной стране свои же люди и граждане. Вот так развязываются войны. Так происходят удивительно страшные вещи в нашей жизни.

Господь посылает испытания, но при этом сохраняется внутренний мир: «Мы гонимы, но не оставлены», говорит апостол. Господь все равно не оставляет Своею благодатью, посылает радость, и она говорит о внутреннем мире, который сохраняется в сердцах истинно верующих людей.

«Посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его». Господь заботится о человеке. Но как? Он говорит земле: «Да произрастит земля всякую зелень!» – и зелень растет и дает плоды. Он с легкостью повелевает земле, земля подчиняется Божественному слову, и Господь насыщает человека. Мы не раз говорили, что сколько бы мы ни заботились, но если Господь не благословит землю, то земля не даст плода: все в попечении Божием. И если животные питаются тем, что им Бог посылает (Бог в полной мере заботится о них как о бессловесных, не имеющих разума), то человек должен все приобретать и благословением Божиим, и еще и трудами своими. Посылаяй слово Свое земли. Конечно, слово Божественное. Если мы говорим о новозаветном времени, то Господь Сам принес на землю Свое Божественное слово, а затем уже апостолы пошли по всей земле и стали проповедовать о Христе, и мы видим, насколько проповедь апостолов, учеников Христовых, хотя они и не были искусны в слове, была принята на всей земле. И как быстро христианство завязало свое семя на земле и дало обильный плод – Церкви Божии в скором времени появились в разных уголках этого мира. Сейчас мы уже можем говорить, что пришло то время, когда Евангелие проповедано всему творению Божьему на земле. И даже есть возможность на родном языке почитать Священное Писание. Наше Российское Библейское общество немало делает, чтобы даже малый народ в 300-400 человек, имеющий свой язык, имел Библию на собственном языке, чтобы для него во всей красоте и глубине открывалось Божественное слово, которое дает человеку мир и открывает ему возможности пребывать в обителях Отца нашего Небесного.

«Дающаго снег Свой яко волну, мглу яко пепел посыпающаго». Опять говорится о силе и величии Божьем. Этими словами Псалмопевец показывает величие и быстроту исполнения слов Божиих. Господь дает снег. Мы видим, как земля вроде бы имеет свой вид  и вдруг в одночасье легким Божественным мановением покрывается снегом, одевается белым одеялом. Не в этом ли величие Божие? Если мы захотим покрыть землю снегом, будем вырабатывать искусственный снег, то сколько же нужно будет приложить усилий?! Мы и горки-то еле-еле покрываем, чтобы покататься на горных лыжах, а Господь Своим легким мановением покрывает миллионы гектаров земли снегом: все подчиняется Господу. 

Мглу яко пепел посыпающаго. Мгла – туман, что рассеивается как пепел, одним мановением Божиим! Мы такого не можем сделать. Не в этом ли величие Божие, и не в этом ли забота Бога о человеке? Дальше прочитаем у Псалмопевца, какая в этом забота: «Метающаго голоть Свой, яко хлебы. Противу лица мраза Его кто постоит?» Голоть – это лед. Мы знаем, что Господь Своим мановением и снег превращает в лед, и лед этот бывает не только как маленькие льдинки, но и как большие хлебы, и как целые поля. Святые отцы поясняют, что Псалмопевец здесь имел в виду град, который сходит с неба и маленькими крупинками, и большими, размером с куриное яйцо, и побивает все растущее. И в этом тоже величие Божие: кто может такое сделать одним мановением руки? Дальше Псалмопевец продолжает: Противу лица мраза Его кто постоит? «Кто против мороза Его устоит?» Конечно же, погода сразу изменяется: становится холодно, зябко. Мы, жители северной стороны, чувствуем этот холод, хотя для нас морозы и холод – естественное состояние определенного времени года. Но и для нас это очень тяжелое время, и нам бывает холодно, а для южного человека? Если южанина поместить в наши погодные условия, ему будет очень тяжело, а если в северные области нашей страны, то ему невозможно будет терпеть тех морозов. Если в южных странах, бывает, выпадает снег, то на фоне их климатических условий, теплой температуры им сложно терпеть и такой мороз – для них уже очень холодно. А если еще и ветер подует холодный, обжигающий лицо, то им тяжело перенести даже такие, как нам кажется, малые изменяющиеся температурные условия, для них это уже целая трагедия. Поэтому Псалмопевец и пишет: кто может устоять против того холода, который Господь может послать?

«Послет слово Свое, и истает я: дхнет дух Его, и потекут воды». Что такое холод, мороз, лед для Бога? Ничто. Господь Своим дыханием пошлет теплый воздух, и это все превратится в воду. В этом величие Божие: Бог может и такую погоду послать, и другую. В нашей жизни тоже все бывает: сначала одно, потом другое. Но в этом величие и красота Божия: Господь через все это хочет что-то нам сказать. А что сказать? Что все дается на пользу человеку. Если бы не было снега в горах в пределах Палестинских, то не было бы влаги, воды и Иордан не был бы полон водою. Господь дает воду, чтобы было благо для земли, чтобы земледельцы видели плодородие земли, а земля давала обилие плодов. Конечно, Господь посылает и лед, и холод не только чтобы принести дискомфорт человеку. Святые отцы говорят, и мы сами знаем, что в холодное время сжимаются наши мышцы, тело становится более упругим, крепким: идет совершенно другая работа организма – человек применяет больше усилий, чтобы согреться, физически концентрируется на укреплении своего тела. И не только у человека так происходит, но и во всем животном мире.

Но мы знаем, что порой снег выпадает даже летом или весной, убивая всяких неполезных насекомых, которые поедают урожай, или червей, могущих источить корни злаков, растений: Он Своею заботою окружает человека даже через природные явления, которые мы видим на земле, через молнии, через ветер, бурю и так далее. Во всем этом великий Промысл Божий, Господь и через это показывает Свою заботу, Свое попечение о человеке. И в нашей жизни порой мы не знаем, куда себя деть от холода, переживаний и скорбей. Но мы не должны отчаиваться, а ждать до времени, когда Господь дыханием Своим даст теплый южный воздух, который согреет и землю, и души наши. А когда меняется ветер – это всегда ветер перемен, ветер изменений в нашей жизни. Господь заботится о нас и показывает: посмотрите на природу – и в природе бывает что-то необычное, неприятное, может быть, даже неестественное для нашего желания, но Господь до времени позволяет этому быть. А потом это переходит в совершенно другое состояние: грядет ветер перемен, теплый ветер, он согреет землю, способствуя тому, чтобы растаял лед, потекли реки, водные источники наполнились и земля наполнилась плодородием. 

Так и жизнь наша будет наполняться всякой благостыней: будут и радость, и утверждение, и тепло, и солнце, и всем нам будет комфортно в этой жизни… Господь от хлада нашей жизни посылает теплый ветер перемен, который холод наполняет теплом, и реки благости и радости наполняют нас.

«Возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви». Здесь Псалмопевец говорит, почему еще надо хвалить и благодарить Господа: «Посмотри, народ избранный, как Господь любит тебя! Он тебя оградил Своим Законом. Он послал Закон народу, тем самым показав, что можно совершать, а что нельзя. Это такая забота и попечение о народе Израилевом! Никому не было дано такого Закона в Ветхом Завете». Дальше Псалмопевец говорит: «Не сотвори тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им». Никому не дал – Он избрал этот народ, и только ему дал Закон, согласно которому легко понять и почувствовать, что благо, а что зло на этой земле. Господь говорит: «Я и судить буду по тому Закону, который дал тебе. Не по неведению твоему ты не знал, как поступать, запутался в своих внутренних ощущениях добра и зла, греха и неправды в этой жизни, но согласно Закону, который дал тебе, Я оградил тебя этим Законом, как море песком, чтобы ты не имел беды в этой жизни и осуждения в будущем».

 Языческому народу не было дано этого, но и язычники будут судиться, как говорит апостол Павел. Каким образом? «Язычники, не имея закона, естеством законное творят», – говорит апостол, ибо Господь вложил Свой Закон в их природу, и всякий человек имеет закон внутри себя. Это наша совесть, которая нам подсказывает, правильно или неправильно мы поступаем: мы можем четко определить своим внутренним чутьем, правильный этот поступок или неправильный. Конечно, можно и ошибиться при таком подходе, поэтому святые отцы говорят, что суд язычника будет легким судом – Господь будет спрашивать с него согласно его совести, его внутреннему восприятию. Но тяжелый суд будет у тех, кто имел Закон, знал его и не жил согласно ему. А если они не жили, то не имели нужды в покаянии, чтобы принести достойный плод покаяния, чтобы оправдаться во время Страшного Суда. И вот святые отцы говорят о том, насколько велико превосходство христиан над иудеями: иудеи, зная Закон, нарушают его и отпадают от своего избрания, которое Господь им дал, чтобы они совершили дело Божие. Поэтому весь Закон и вся правда Нового Завета, которую приносит Господь на эту землю, передается языческому народу, который становится христианским, и христианский народ имеет превосходство над народом ветхозаветным, иудейским: иудеи свой Закон получили через Моисея, человека, мы же свой закон получаем от Единородного Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа. В этом величие и превосходство всего христианского мира.

Вот такой удивительный псалом. Псалмопевец, заканчивая Псалтирь, делает особые усилия наставить нас, чтобы мы никогда не забывали хвалить и благодарить Господа и славословить Его за великие благодеяния, что Он послал человеку. Здесь и частным образом обращается Псалмопевец, и обращается ко всем нам. И последующие псалмы именно об этом будут говорить – чтобы мы видели заботу и попечение Господа о нас и не забывали Его благодарить, ведь Господь никогда никого не оставляет, и мы должны воздать должное за то, что Господь имеет такую любовь к нам, грешным и не всегда достойным иметь такую любовь и такое Божественное попечение.

   Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​