Читаем Псалтирь. Вступительное слово перед изучением псалмов. Часть 1

5 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Сегодня мы приступаем к изучению Псалтири – одной из самых, быть может, известных книг Священного Писания.

– Псалтирь – одно из самых поэтичных, самых сложных и самых, может быть, богодухновенных творений Священного Писания. Можно так сказать?

– Можно. Псалтирь – удивительная книга Священного Писания. Святые отцы говорят, что ни одна из книг Священного Писания не вобрала в себя столько, сколько Псалтирь. Поэтому Псалтирь святые отцы называют даже малой Библией. Псалтирь стала самой любимой, самой читаемой книгой Священного Писания, употребляемой больше всех в молитвенных последованиях и песнопениях. Это действительно удивительная книга!

«Псалтерион» (греческое слово) – это струнный музыкальный инструмент. Струнные музыкальные инструменты употреблялись при богослужении в ветхозаветной церкви, под них пелись псалмы.

Псалтирь называется Псалтирью Давидовой, хотя в ней встречаются различные псалмы, в том числе святого пророка Моисея, Соломона и, конечно, пророка Давида. Всех псалмов – сто пятьдесят. В новозаветной Псалтири – 151 псалом; 151-й псалом рассказывает о жизни царя Давида, знакомит нас с автором этой замечательной богодухновенной книги. Давид написал семьдесят три псалма, он является автором большинства псалмов. И те псалмы, которые не надписаны, присваивают псалмопевцу Давиду. Поэтому в целом Псалтирь получила название Давидовой.

Сто пятьдесят псалмов Псалтири подразделяются на двадцать кафизм, в которые входят несколько псалмов. Псалмы не похожи друг на друга, они имеют различное значение. Кроме того, что они мелодичны и благозвучны, они несут еще и смысловой характер: некоторые из псалмов хвалебные, есть псалмы покаянные, просительные, славословные, учительные. Очень много псалмов, которые свидетельствуют о пришествии в мир Христа, о Церкви Христовой. Эти псалмы называют пророческими, потому что прежде явления Христа в мир они уже возвещали о Нем, настраивали людей и возбуждали желание того времени, когда придет Господь и будет проповедовать слово Божественной истины. Вот такое внешнее устройство Псалтири.

Псалтирь – самая употребляемая книга. Мы знаем, что псалмы любили петь в ветхозаветных храмах. Святые праотцы совершали свое богослужение по Псалтири. Мы знаем, что по Псалтири молились святые апостолы, и Сам Христос молился и пел псалмы за богослужением, когда посещал Соломонов храм в Иерусалиме или синагогу. Псалтирь была любима еще в те древние времена.

Псалтирь дошла и до нас, и ей уделяется огромное время в нашем богослужении. Мы читаем Псалтирь (по нескольку кафизм) во время вечернего богослужения, отдельные псалмы читаются во время шестопсалмия или часов, которые совершаются перед Божественной литургией, перед вечерним богослужением или в конце его. Но и это не все. Отдельные стихи Псалтири используются в виде прокимнов, аллилуиария. То есть Псалтирь постоянно используется в богослужении.

– И есть псалмы, которые известны даже тем людям, которые не так часто посещают храм или только воцерковляются; это 50-й псалом, 90-й псалом. Этим псалмам присваивают даже некую силу, ограждающую от зла. Когда люди совершают какие-то дальние поездки (особенно на самолетах), обязательно прибегают к 90-му псалму, считая, что это поможет в пути.

– Церковь благословляет на чтение этих псалмов. Вы совершенно правильно заметили, что не только за богослужением, но и в домашних молитвах предписывается читать определенные псалмы. Готовясь к сегодняшней передаче, я встретил много информации о том, какой псалом в какой нужде помогает человеку. С одной стороны, мы не можем делить Священное Писание; когда ты пребываешь в молитве, любой псалом может помочь в любых жизненных обстояниях. Но все-таки 90-й псалом обладает конкретным смыслом, глубиной, он был написан псалмопевцем во время определенных переживаний. Поэтому когда мы находимся в подобных переживаниях, подобной нужде, этот псалом более тепло нами воспринимается, является более утешительным и мягким пластом ложится на наше сердце.

Мы можем свидетельствовать о том, что чтение псалмов заложено и в наше молитвенное правило. Мы с умилением читаем 50-й покаянный псалом. Это учительный псалом, потому что многому нас учит: как мы должны жить, что делать, какие воздыхания должны возносить Богу. Псалом открывает нам, что для Бога важно: наши внешние дела или все-таки внутренние изменения, движения нашего сердца.

Далее мы будем говорить о том, какое значение имеет Псалтирь в жизни православного человека, особенно для русского православия, но прежде я хочу закончить мысль о том, как Псалтирь используется в богослужении. Псалтирь – это не тоненькая книжечка, это серьезное последование, объемная книга, но она вычитывается за неделю в суточном круге богослужений. То есть за седмицу полностью вычитывается Псалтирь. Если говорить про сугубые службы, как, например, службы Великого поста, то за неделю два раза вычитывается Псалтирь. Псалтирь очень важна, она исполнена не только огромного смысла, но и благодатной силы.

Надо помнить о том, какое отношение к Псалтири было в России. Раньше получали образование по Часослову и Псалтири. В житии преподобного Сергия Радонежского, например, говорится, что он сильно переживал по поводу того, что его неграмотность, его неумение читать не дают ему возможности прикоснуться к Псалтири, понять ее глубину, самостоятельно изучать ее, молиться. Он переживал, что тот духовный мир, который открывается через Псалтирь, для него закрыт. Он очень сильно молился и просил у Бога не о том, чтобы Господь дал ему возможность быть грамотным, просвещенным человеком, а о том, чтобы Господь дал ему возможность познать Псалтирь.

Почему прививали любовь к грамотности, просвещению именно через Псалтирь? Потому, что Псалтирь сама по себе очень сильная книга. Святые отцы говорят, что она является малой Библией, то есть она вместила в себя все необходимое. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что эта книга богодухновенная. Вообще о Священном Писании в целом мы говорим, что оно является богодухновенным. Писали его земные люди, но Господь располагал их сердца и давал эти мысли их разуму. То есть человек был как некий инструмент, исполненный полного послушания Богу. Писались эти псалмы для великого назидания народа Божьего, чтобы открыть всю премудрость домостроительства Божьего, которое Господь стал совершать от времени сотворения человека.

Поэтому не только Священное Писание, но и сугубо Псалтирь является словом Божиим; все это исполнено Духа Святого, говорит Иоанн Златоуст. Что это значит? Это значит, для человека, прикасающегося к Священному Писанию и сугубо к Псалтири, открывается Божественный мир, духовный мир, тайны спасения человека. Священное Писание – это Божественное Откровение; это то, что Господь хочет Своими устами открыть, сказать человеку. Священное Писание – это уста Божии. Когда человек читает Священное Писание, он общается с Самим Богом.

Если каждая книга Священного Писания говорит о чем-то своем, о каких-то переживаниях, свидетельствах тайн Божиих, то Псалтирь – немножко иная, потому что она вместила в себя все и открывает тайну и премудрость во всей полноте. Она вместила  великую благодать и силу. Очень хорошо говорит святой Иоанн Златоуст, призывая к чтению Псалтири. Он говорит, что человек в течение всего дня оскверняется грехом, который творит вольно или невольно, но если он придет домой, откроет Псалтирь и начнет читать, то Псалтирь, исполненная Духом Святым, очистит его от всякия скверны и он отойдет ко сну совершенно очищенным.

– Всем известно, что Псалтирь написана на церковнославянском языке, который, к сожалению, не все знают и понимают. Есть Псалтирь, переведенная на русский язык. На каком языке все же лучше читать Псалтирь?

– Новоначальному можно начать с русского перевода, чтобы не было вопросов, недопонимания. Когда он прочтет русский перевод – для него откроется тайна и глубина Псалтири. Если он грамотный, особо просвещенный человек и у него есть определенные таланты, наклонности к чтению книг вообще, то он может прочитать и  Псалтирь с толкованием для более глубокого понимания. Важно, чтобы человек понимал, что Священное Писание (в том числе Псалтирь) исполнено не только буквального смысла, но и таинственного. Каждое слово нужно разбирать не только в данном контексте, но и в контексте Священного Писания в целом. Если какие-то образы, сравнения, которые приводил Господь, пояснить словами Ветхого Завета, Нового Завета и другими книгами Писания, то открывается очень глубокий смысл, который немножко разнится с буквальным, но в то же время восполняет буквальный смысл. Великая тайна, великая глубина открывается человеку.

Поэтому если есть возможность, время и усердие, то, конечно, надо начать с русского перевода, почитать толкования, а потом уже переходить к чтению на церковнославянском языке, потому что он более благозвучный, красивый, певучий. Молитва должна изливаться; молитва – это творчество, поэзия, если хотите. Когда человек читает поэтические сложения слов, тогда у него и молитва льется легко. А если читать русский перевод,  не будет благозвучия и красоты.

Можно читать Псалтирь на русском языке, но славянскими словами. Когда человек укрепится в этом, ему надо потихонечку начинать читать церковнославянский текст, и он будет входить в древнюю таинственную молитву, которая была присуща нашему Отечеству. Когда открываешь церковнославянскую книгу, чувствуешь, что входишь в иной мир, иное общение, иное пространство; это другая ступень жизни. Это все настолько внутренне и внешне собирает, обязывает, что ты чувствуешь себя совершенно другим, отрешенным от всего мирского, чем исполнена современная жизнь и что тебя оскверняет, призывая ко греху. Вот такая последовательность должна быть.

– Сейчас при  многих храмах открываются школы по изучению церковнославянского языка, причем не только для детей, но и для взрослых. Это очень хорошо. Я знаю, что многие молодые люди, услышав, что такая возможность есть, уже пошли изучать церковнославянский язык.

– Это правильно, потому что когда мы изучаем церковнославянский язык, мы познаем тайну церковной жизни, богослужебной жизни, понимаем гимны, которые используются за богослужением, и нам открывается глубина Священного Писания. Сейчас действительно глубокий и живой интерес у прихожан, которых становится все больше и больше. Появляется больше молодых прихожан, и все становятся любознательными. Наши воскресные школы действительно не только для детей, но и для взрослых. Родители, которые приводят своих детей, остаются в воскресной школе вместе с детьми; для взрослых мы читаем ознакомительные лекции, ведем беседы, отвечаем на вопросы. В рамках этого происходит изучение церковнославянского языка. Кто желает, обратитесь на свой приход в воскресную школу. Организовать такие группы очень легко и просто; в столичных приходах такая возможность есть. Конечно, лучше изучать церковнославянский язык.

– Церковнославянский язык ничуть не сложнее китайского, который сейчас очень популярен и, по некоторым статистическим данным, уже опережает изучение английского языка. Если раньше английский язык был самым популярным, то теперь многие хотят изучать китайский язык, так как Китай – динамично развивающаяся страна.  Так неужели церковнославянский язык сложнее, чем китайский?

– Нет, конечно; он не сложнее, чем китайский, японский или английский. Это наш язык, и он очень красивый. Человек, который начинает познавать церковнославянский язык, открывает, насколько он высок, велик и благороден. По-славянски никто матом не ругается, не сквернословит, не обзывается. Славянский язык действительно для молитвы, для общения с Богом.

Надо выстраивать свое отношение к Псалтири и начинать с самого простого. Я не говорю, что нельзя сразу начать читать Псалтирь на церковнославянском языке без перевода – можно, все доступно, но для этого надо иметь большее усердие и стремление.

– Сейчас Псалтирь издается в разных вариантах: и на русском языке, и на церковнославянском, и русскими буквами по-церковнославянски. Есть даже с параллельным переводом.

– Есть много изданий. Есть возможность через Интернет выйти на православные сайты и познакомиться с каждым псалмом в разных видах: и на славянском языке, и в русском переводе, и с толкованиями. Сейчас такое замечательное время, когда можно познакомиться с Псалтирью в разных изданиях, в разном формате, с разными толкованиями. Об этом мы даже мечтать не могли в советское время! Сейчас для тех, кто хочет приблизиться к Псалтири, понять ее, молиться по ней, каяться, освящаться, есть для этого все возможности.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать