Читаем Псалтирь. Псалом 94

1 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 94-м псалме, который имеет преднаписание: «хвала песни Давиду, не надписан у еврей, 94». Преднаписание сделали 70 толковников, когда переводили Священное Писание. Этот псалом - призыв радостно восхвалять Спасителя. В пример приводятся евреи, которые с неблагодарностью восприняли великое милосердие Божие и чудеса, что Господь явил им в пустыне, и поэтому не вошли в Землю Обетованную.

«Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» – такими торжественными, радостными словами призывает Псалмопевец восхвалить Господа: не просто прийти помолиться и поклониться, а с радостным сердцем прийти и воскликнуть Богу… Мы знаем, что восклицание – это крик, оно бывает тогда, когда у человека переполнено сердце – и с великой радостью нужно благодарить Бога, что Господь пришел на эту землю и сотворил великую милость с человеком, открыв двери Царствия Небесного: Господь, будучи Творцом, принимает плоть человеческую, образ Своего творения и живет среди людей, являя великое милосердие к людям и множество чудес. Надо помнить, что Господь чудеса совершил не чтобы каждый увидел Его силу, Его славу и пошел за Ним, а чтобы человек увидел любовь Божию: Господь не может терпеть страдания, которые несет человек, поэтому Он пришел на землю спасти род человеческий, чтобы каждый верующий в Него, живший до Его Пришествия, во времена Его Пришествия, кто живет сейчас и потом будет жить имел возможность войти (по своему стремлению) в Царствие Небесное для жизни вечной. Господь пострадал ради человека, искупил его от клятвы законной, принял крестную смерть, Воскрес, победив тем смерть и открыв двери Царствия Небесного. Господь показал человеку высоту великой любви.

Эту любовь познал преподобный Серафим Саровский – один из великих наших старцев, который всех, кто к нему приходил, радостно приветствовал: «Радость моя, Христос Воскресе!». Нет больше радости, чем познание, что Христос Воскрес и тем самым даровал каждому из нас жизнь вечную. Человек всегда борется за жизнь. Нет ничего лучше и больше, чем сама жизнь. И когда человек понимает, что кроме временной жизни есть еще вечная, он, конечно, стремится к ней, забывает о материальных благах, готов всем пожертвовать ради того, чтобы иметь жизнь вечную. Это познал своим духом Псалмопевец, потому он и призывает людей: приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему.

Но в своей жизни мы не можем достигнуть такого состояния, нам чего-то не хватает. Мы можем помолиться, но в сердце чувствуем пустоту – нет той наполненности, чтобы были радость и веселие. Что же делать, чтобы достигнуть такого состояния? И Псалмопевец подсказывает каждому из нас: «Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему». Чтобы сердце было чистым, могло радостно хватить Господа и с благодарностью воспринимать все, что происходит в жизни, необходимо его очищать. Человек не может не согрешить – несть человек, иже жив будет и не согрешит. Человек слаб, и человеческая воля после грехопадения больше направлена ко злу, нежели к добру. Человек порой делает грех невольно и печалится об этом. Но Господь и здесь человека не оставил без утешения, а дал ему покаяние – великое таинство, которое святые отцы называют баней, омывающей нашу совесть. Человек после этого становится чистым, сердце его становится чистым, и тогда благодать Духа Святого входит в него, наполняет его, и он уже радостно ощущает свое общение с Богом: ему хочется славить Бога, ему хочется благодарить Бога, ему хочется прославлять Его. И Псалмопевец говорит: во псалмех воскликнем Ему – когда твое сердце чисто и у тебя такой внутренний подъем, радостное настроение, открывай Псалтирь и восхваляй Господа, благодари Его за милость, что Он явил!

Не зря мы не раз с вами говорили, что Псалтирь – просто Книга Ветхого Завета. Псалтирь христологична, она очень много говорит о Христе. Псалмопевец не просто пророчествует о Нем, Его страданиях – он призывает нас восхвалить Бога за Его великие благодеяния. Невзирая на то, что Бог пострадал на Кресте, был среди людей, но это наш Бог, Он – Великий Бог. И далее Псалмопевец говорит: «Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли». Нет места, которое бы не подчинялось Господу, нет ничего, что было бы неподвластно Ему. Все видимое на земле во Вселенной подчиняется Спасителю нашему, ибо Он – Творец Неба и земли.

«Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть». В руках Божиих все концы земли – вся земля подчиняется Богу и небо. Горы нас возводят к небу и показывают высоты, которые тоже подчиняются Богу.

«Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте»: Господь сотворил эту землю. Суша – это земля, а если мы говорим о земле, то говорим и о живущих на земле: Господь – Творец и человека, и Того есть море: как не указать море – это огромная стихия, и если мы говорим о море, то всегда говорим о величии Божием – Господь повелевает морем, оградил море определенной границей (песком оградил, говорит Псалмопевец) – дал ему свой предел, чтобы оно не разливалось, но было в своих границах и жило по своим законам.

Действительно, как не прославлять Господа? Посмотри на Вселенную. Вселенная является естественным откровением. Когда ты видишь всю эту красоту, удивительный и замечательный мир – как ты можешь не прославлять Бога? Не оценить эту красоту может только лишенный разума. Вселенная – это великое чудо и, где бы мы ни были, мы восхищаемся всем, нет места, которое было бы некрасиво: казалось бы, болотистое место, но и оно тоже украшено зеленью, различными травами, едем в пустыню – пустыня прекрасна своим песком и тоже радует глаз… Горы бывают разные: бывают покрыты зеленью, бывают в виде камней, которые сложены, как большие хлеба, – тоже замечательно и удивительно. Идем в лес – лес прекрасен: он наполнен не только зеленью, но и различной жизнью, которая украшает и радует слух человека. Действительно, нет такого места, которое не было бы прекрасно! И все это сотворил наш Господь.

Неслучайно подвижники благочестия удалялись в безлюдные места и, взирая на природу, прославляли Бога: они больше видели Его, видели Его Божественную десницу, которая создала всю Вселенную.

«Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас»… Псалмопевец приглашает всех христиан поклониться Богу – да и не только христиан: я хочу сказать, что тех, кто еще не познал Христа, он приглашает тоже познать Христа – прийти, поклониться Ему и восплакать пред Господом, пролить слезы. Они ведь бывают не только от горя или отчаяния – бывают слезы умиления, благодарности, что Господь устроил все так мудро и все это сделал для человека. До сих пор, невзирая на безжалостное использование этого мира человеком, Господь обновляет природу, украшает мир. Казалось, земля погибла от каких-то совершенно диких вещей, которые делает человек, а она обновляется, реки очищаются, море при том ужасе, который человек вносит в него, все равно также очищается и сохраняет свою чистоту, леса заново растут, даже если человек не насаждает их: Господь продолжает заботиться об этом мире, обновляя его. И за это, конечно, благодарность Богу – за Его заботу и попечение обо всем мире.

Особой заботой окружен человек, окружен любовью Божией – Господь все делает для человека: Он радует его, наполняет его жизнь, исправляет его, дает ему возможность через какие-то земные переживания не лишиться награды в вечности. Вот поэтому Псалмопевец и говорит: приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас. Господь сотворил нас и сотворил все для нас. Поэтому и должно быть и поклонение, и благодарение, и слезы умиления, и слезы благодарности Господу за столь великие Промысел и любовь к каждому из нас.

«Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его и овцы руки Его. Днесь аще глас Его услышите». Удивительные слова! Ну почему, почему Господь так заботится о нас? Почему мы должны прийти и поклониться Ему? Да потому что мы – люди Его, мы – овцы руки Его, Он – Пастырь наш, мы – дети Его: каждый хозяин, каждый господин заботится о своих людях, он никогда не даст их в обиду, никогда не будет ущемлять их. Мы знаем святых, которые были богаты, имели рабов, – они никогда не обижали своих рабов, не обижали своих слуг. А Господь нас не просто рабами Своими называет, Он говорит, что мы – люди Его, мы – овцы руки Его. Каждый пастух дорожит овцой, охраняет ее, выгоняет ее на пастбище, чтобы она была сыта, видела волю в этой жизни. И Господь пасет нас… Пастух-то нужен не чтобы пасти овцу, а чтобы сохранить ее, чтобы никакой дикий зверь не причинил ей вреда, чтобы она не ушла и не потерялась в этом мире. И Господь действительно заботится о каждом из нас, чтобы мы не потерялись в этой жизни, но имели надежду и на будущее, чтобы враг рода человеческого не растерзал нас в этой жизни, но мы сохранились для вечности.

«Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни: в оньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя». А здесь уже идет предупреждение. Сначала Псалмопевец и пригласил, и показал, как Господь заботится о нас, как любит, как Он сотворил мир для каждого из нас, но не каждый человек благодарен Богу. Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни, как иудейский народ, ожесточивший сердца свои против Бога, когда был в пустыне. Бывают разные искушения, испытания и в нашей жизни, когда чувствуешь, что ты как бы оставлен, и тогда начинаешь роптать на Бога, но роптать не надо: не ропот должен быть в нашем сердце, а благодарность Богу и молитва к Нему, просьба, чтобы Господь помог нам. Человек, когда ему тяжело, вроде бы должен попросить у Бога, а возникает ропот: «За что? почему? вот у других так хорошо, замечательно, а у меня опять в жизни все плохо, опять черная полоса, опять у меня одни трудности и переживания». Господь тогда посылает милость, как посылал не раз Свою милость еврейскому народу: в оньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя – видели они дела Божии, Господь не оставлял их без попечения и в пустыне: воды не было – вот вам вода, еды не было – вот вам манна, мяса захотели – птички прилетели, пожалуйста, утешайтесь. Господь всегда давал какое-то утешение, а они видели эти дела и все равно продолжали роптать: «Вот там, в Египте, было лучше, там было здорово, сытно. Ну и что, что мы были не свободны, ну и что, что мы были рабы, и нам приходилось тяжело трудиться, зато у нас мясо свиное было».

Вот так человек рассуждает и сегодня (лишь бы у него было свиное мясо да чеснок), а не думает о вечности – и начинает роптать на Бога, думая, что у него все очень плохо. А на самом деле не так и плохо у человека: и сыт, и одет, и крышу над головой имеет. Господь заботится о нем: и здравие дает, и работу дает, и ближних милует. И когда нам нужно что-то необходимое, Он дает и необходимое, и даже не необходимое, какие-то земные радости все равно посылает каждому из нас. Но человек начинает роптать и ожесточать свое сердце. Тогда что происходит с человеком? Здесь предупреждает Псалмопевец: смотрите, братья и сестры, не доводите себя до состояния, до которого дошли евреи!

«Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих» – «40 лет негодовали, заблуждались сердцем своим и не познали путей Моих»… О любом человеке есть Промысл Божий, Господь заботится о каждом – для Него дорог каждый. Мы порой согрешаем чрезмерно, порой обещаем Богу и не выполняем обещаний, ибо сил у нас не хватает, а Бог все равно продолжает нас любить. Есть хорошая русская пословица: «Дитя криво, да для родителей мило» – хоть мы и кривые, и плохие, хоть мы и косые, и слепые, и хромые на два колена (как говорит святой пророк Илия, долго ли вам хромать на оба колена?), мы все равно дети Божии: Бог нас любит – хоть мы и грешники, но мы Его, и Он желает нашего исправления. Просто Он ведет каждого своим путем, который предполагает некое очищение. А оно может быть только через испытания: дай нам все – и мы никогда не спасемся, но когда чего-то нет, или есть то, что нам приносит внутреннюю или внешнюю неустроенность, тогда мы становимся совершенно иными, тогда к нам возвращается чувство покаяния, тогда мы начинаем видеть человеческое горе, творить добрые дела – и это становится залогом нашего спасения… Вот Господь и ведет нас этим особым путем.

И мы не должны уподобляться неразумным евреям – мы всегда должны обязательно иметь в сердце своем благодарность Богу, даже когда тяжело, и всегда просить у Него и прощения, и помощи, не забывая, как говорит Псалмопевец Давид, об этих радостных словах: приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. А потом еще: приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас. Это чувство должно быть не только когда у нас все хорошо, все исполнено, все есть – «вот тогда пойду и поблагодарю Бога!»; нет, дорогие мои, – и когда Господь посылает трудности. Для чего Он посылает их нам? Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни. Да, бывают такие искушения – они обязательно есть, были и будут. Именно в испытаниях, когда человек понимает, за что, почему и как, он идет и с умилением благодарит Бога: «Господи, ведь Ты столько меня спасаешь! Ты заботишься обо мне, чтобы мне не только здесь было хорошо, но чтобы я еще и вечности достиг». И в испытаниях должна быть благодарность, а если ее нет, то что происходит? Человек лишается Земли Обетованной, как заканчивает этот псалом Псалмопевец: «Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой» – Господь во гневе Своем поклялся, что не войдут они в покой, не войдут они в Землю обетованную. Покой – это для них тогда была Земля Обетованная, а для нас Земля Обетования – Царствие Небесное: мы не войдем в него, если будем прогневлять Господа и не будем благодарны Ему в дни испытаний. Не случайно все происходит в жизни человека, и мы должны понимать, что жизнь песен не поет, как говорили наши предки; в жизни бывает очень много трудностей, много испытаний, болезней. Каждый человек, с кем бы мы ни общались, вспоминает: «Вот какие были у меня трудности» – богатый ли, бедный ли человек, проживший земную жизнь, немало может назвать таких моментов, которые приносили ему очень серьезные испытания, но сделали сильнее, подарили друзей, дали какие-то радостные моменты и умудрили его, и он по-другому стал относиться к этой жизни. И это настолько удивительно, что прошедший через испытания человек говорит: «А я Тебя благодарю, Господи».

Оценка должна быть дана всем процессам, происходящим в нашей жизни – не сегодня и сейчас, когда ты проходишь через испытания, а по прошествии времени. Тогда ты можешь аналитически подойти к своей жизни и сказать: «Да, Господи, действительно там была Твоя мудрая десница, она спасла меня от этого, она меня так умудрила, научила, что я в будущем избежал ошибок, которые принесли бы мне не только физическую смерть, но и духовно меня уничтожили бы, и я бы никогда не обрел милости Божией в вечности».

Мы должны быть благодарны псалмопевцу Давиду, что он призывает нас прославлять Господа, радоваться Богу, поклоняться Ему. И не только тогда, когда полна коробочка всего в нашей жизни, а еще и тогда, когда бывают очень серьезные испытания. Если в испытаниях мы потеряем голову, то не будет спасения. Бороться должны до конца. Бог судит человека, говорят святые отцы, не по тому, как он согрешает, а по тому, как он мог восстать от падения. И если человек восстает, значит Господь дарует ему награду. Неслучайно псалмопевец Давид здесь еще и напоминает нам, как мы можем избавиться от падений. Он говорит: предварим лице Его во исповедании. То есть очистите сердце свое исповедью и идите опять навстречу Богу, а Бог всегда примет вас.

Будем, дорогие братья и сестры, благодарить Бога во все дни и во всех жизненных обстоятельствах. Будем Его прославлять, будем Ему кланяться и будем с умилением и со слезами воссылать Ему всякую хвалу и славу.

Вот такой удивительный. Небольшой псалом, но дающий нам бодрость и надежду на то, что Господь нас никогда не оставит. В то же время псалом учит, чтобы мы не учились у неразумных евреев, которые сорок лет ходили по пустыне и не вошли в обетованную землю.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать